Активной государственной социальной политикой должны стать целенаправленные действия по выработке механизмов сотрудничества органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и цивилизованного бизнеса в:
формировании стратегии повышения уровня доходов и качества жизни населения, одним из основных элементов которой должна быть реализация воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда как в сфере материального производства, так и в бюджетной сфере;
обеспечении права каждого работника на оплату труда не ниже размера прожиточного минимума, доведение минимальных размеров гарантированной заработной платы как стартовой цены простого малоквалифицированного труда до уровня прожиточного минимума; введении на предприятиях гарантированного почасового минимума оплаты труда;
создании системы обеспечения безопасных условий труда посредством аттестации рабочих мест;
финансовом обеспечении корпоративной социальной политики, совершенствовании пенсионного, социального и медицинского страхования; осуществлении комплекса законодательных, организационных, финансово-экономических мер по реализации корпоративной социальной политики;
переходе к исключительно адресной социальной поддержке и защите семей и отдельных граждан с низкими доходами и ограниченными возможностями;
формировании и проведении в жизнь долгосрочной демографической и миграционной политики.
Последовательное осуществление политики, базирующейся на указанных ориентирах, предполагает переход к взаимной социальной ответственности государства и общества, преодоление искусственной монополизации социальной сферы и диверсификацию форм предоставления социальных услуг на основе целенаправленного привлечения негосударственного сектора.
Социальные проблемы должны решаться на основе механизмов социального гранта, социального заказа, конкурсов социальных проектов, гражданских инициатив и других конкурсных механизмов. В рамках этих механизмов выявление и идентификация проблемы, разработка проекта ее решения осуществляется самими гражданами и гражданскими объединениями, после чего на конкурсной основе социальный проект обеспечивается финансовыми и другими необходимыми ресурсами.
Государство при этом сохраняет ответственность за предоставление гарантированного перечня бесплатных услуг в области здравоохранения и образования и за оказание социальной помощи малоимущим и социально незащищенным группам населения. В целях повышения эффективности государственной социальной политики необходимо осуществить стандартизацию объема и качества социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями или иными организациями по государственному заказу. Региональные государственные гарантии в социальной сфере должны быть точно увязаны с реально имеющимися ресурсами.
Развитие работоспособных инновационных механизмов социального взаимодействия и партнерства государства и общества - принципиальная основа региональной социальной политики.
Основой государственной культурной политики является признание культурного потенциала области в качестве базового фактора регионального развития.
Государственная политика сохранения и развития культурного потенциала Воронежской области предполагает преодоление отраслевой трактовки культуры как сферы разделения труда или системы учреждений, и понимание культурного потенциала как способности регионального сообщества сохранять, создавать и развивать цивилизационно-культурные основы жизни и деятельности.
Хозяйственно-экономическая и научно-техническая деятельность, осуществление государственной власти и самоуправление граждан принадлежат миру культуры в той же мере, что и проявления человеческого духа в области искусства, философии и религии. Творческое осмысление научно-исследовательских, технологических, экономических, социальных и государственных задач, точность и эффективность итоговых решений непосредственно зависят от системы ценностей и культурных горизонтов действующих личностей и коллективов.
Вместе с тем, междисциплинарный и межотраслевой подход к сфере культуры отнюдь не снижает значение учреждений культуры, а, напротив, создает более глубокое понимание роли и ответственности различных региональных культурных центров, как площадок культурной коммуникации, узлов общественных связей, центров исторической трансляции, воспроизводства и развития социально-культурного потенциала области.
Наряду с учреждениями образования, культурные центры должны стать центрами формирования новой социальной солидарности и новых форм организации жизни и деятельности.
Стоящая перед Воронежской областью стратегическая цель перехода к новому качеству жизни в регионе определяет задачи государственной политики в области культуры:
Сделать культурную политику ключевым компонентом устойчивого развития территории, повысить ее роль в процессах социальных преобразований в Воронежской области.
Обеспечить сохранение историко-культурного наследия Воронежской области и целенаправленное формирование гражданской и историко-культурной идентичности через поддержку образа Воронежской области, как:
региона, внесшего огромный вклад в историю России, ее экономическое, социальное, военно-политическое и культурное развитие;
современного культурного, научного и образовательного центра;
центра развития, потенциал которого позволяет ставить и решать задачи регионального, общенационального и международного значения.
Способствовать развитию культурного многообразия в рамках информационного общества.
Обеспечить развитие культуры дополнительными ресурсами.
Основой региональной государственной политики развития гражданской культуры является прозрачность государственного управления, диалог с обществом, целенаправленное вовлечение граждан в управление областью.
Развитие образования
Образование выступает как основной канал реализации государственной политики развития Воронежской области.
Содержание образовательной деятельности и управление образованием должно быть перестроено на основе стратегического партнерства власти, общества, бизнеса и образования. Профессиональные ресурсы отрасли должны быть в большей степени сосредоточены на задачах, решение которых ведет к достижению стратегических целей Воронежской области.
Существующую систему образования необходимо переориентировать и дополнить образовательными задачами, направленными не только на ознакомление с объектами и предметами деятельности, но и на передачу современных средств и методов мышления и деятельности, знание о которых и соответствующие навыки требуются управленцам, политикам и предпринимателям, в частности, для обеспечения текущих процессов реформирования и осуществления политики развития.
Высокая социальная ответственность отрасли обусловлена тем, что масштаб и глубина происходящих перемен вызывают серьезные изменения в процессах жизненной и профессиональной ориентации людей. Основой социального и профессионального успеха личности становится способность к непрерывному развитию, к постоянному обучению и переобучению, готовность к смене типа занятости. В области должна быть реализована новая осуществлена новая парадигма образования “Образование для всех и в течение всей жизни”.
Достижение нового качества образования будет обеспечено через формирование институтов постоянной образовательной экспертизы, результаты которой должны стать основой для деятельности органов управления образованием, администраций и попечительских советов образовательных учреждений.
Система общего образования должна быть ориентирована на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Это предполагает создание и совершенствование механизмов взаимной ответственности в сфере образования, усиления роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия, что позволит повысить инновационный и инвестиционный потенциал образования на основе кооперации с ведомствами, организациями, учреждениями, частными лицами, заинтересованными в результатах образовательной деятельности.
Наличие школы всегда было значимым фактором, определяющим жизнеспособность села. Роли школы в жизни городских местных сообществ пока не придается должного значения. Подобно тому, как движущей силой развития современных городов являются университеты, школы должны стать центрами общественной жизни, реализации местного самоуправления и развития социально-культурной среды городских микрорайонов.
Повышение оплаты труда школьного учителя до уровня оплаты высококвалифицированного труда в корпоративном секторе является одной из приоритетных задач и должно стать предметом специальной программы деятельности всех субъектов образовательного процесса: государственной власти, местных сообществ и органов самоуправления, образовательных учреждений, бизнеса и попечителей.
В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы инновационного развития экономики, регионального рынка труда и преобразований в социальной сфере. На основе мониторинга и прогнозирования демографических, социальных и экономических тенденций предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, университетских комплексов и учебных округов, корпоративных ассоциаций, объединяющих учреждения профессионального образования всех уровней, научные и научно-производственные учреждения. Основным направлением стратегии развития профессионального образования является комплексная интеграция науки, бизнеса и образования, соответствующих учреждений и организаций.
При активном участии всех социальных партнеров: образовательных учреждений, работодателей, органов по труду, служб занятости, других заинтересованных структур должна быть создана эффективная система содействия трудоустройству выпускников, формирования у них готовности к самоопределению, в том числе к открытию собственного дела.
Особая социальная роль системы образования состоит в подготовке и переподготовке кадров для государственной и муниципальной службы. Именно структуры государственной власти и муниципального самоуправления должны стать каналами массового освоения и распространения передовых средств и методов организации мышления и деятельности. Для этого необходимо, чтобы образовательные и кадровые программы лежали в основе разработки целевых государственных и муниципальных программ во всех сферах регионального развития.
Партнерский диалог общества, государства, ученых и преподавателей позволит создать систему анализа и обоснования необходимости новых конкретных форм реализации универсальных знаний в практике образования, ориентированного на достижении стратегических целей области. Это позволит сформировать новые цели и содержание переподготовки педагогических кадров и перейти от “конвейерной” к целевой организации повышения квалификации педагогических и управленческих кадров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9