Вместе с тем, инновационная экономика может развиваться только в опоре на расширяющиеся рынки и секторы экономики области, которые уже сегодня демонстрируют рост и обладают значительным потенциалом роста в ближайшие годы. Для Воронежской области приоритетными в краткосрочном периоде являются:
Рынок недвижимости, включая землю, развитие территорий, проектирование и строительство жилья и деловой недвижимости, производство стройматериалов, управление объектами недвижимости и их жилищно-коммунальное обслуживание;
Рынок фундаментальных человеческих услуг: образования и здравоохранения;
Рынок услуг транспорта и связи;
Рынок рекреационных и развлекательных услуг, спортивные и оздоровительные клубы, театры, кинотеатры, кафе, рестораны, парковое хозяйство, туризм и пр.;
Рынок экологических услуг.
В каждой из этих сфер в Воронежской области наблюдаются устойчивые темпы роста, что подчеркивает необходимость целенаправленной ориентации экономики области на естественные направления роста и повышения роли области, как делового и торгового центра, территории современного обустройства среды обитания, центра формирования новых стандартов качества жизни, включая качество жилья и городской среды в целом, центра опережающего развития здравоохранения, образования, привлекательной рекреационной территории.
Малый и средний бизнес как социальное, экономическое и политическое явление, охватывающее практически все отрасли и области деятельности, призван решить для развития региона следующие основные задачи:
в социальном аспекте - способствовать обеспечению занятости и материальному благополучию населения, его духовному и культурному развитию, удовлетворению материальных потребностей через расширение рынка потребительских товаров и сферы услуг;
в экономическом - содействовать росту производственного потенциала области, увеличению валового регионального продукта, повышению доходов регионального бюджета и внебюджетных фондов, развитию конкурентной рыночной экономики области;
в политическом - обеспечить формирование среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества.
Малый и средний бизнес способен выполнить свою социально-экономическую и политическую роль лишь при единстве интересов власти, бизнеса и общества, при котором деятельность всех трех участников не должна противоречить интересам друг друга и должна служить росту благосостояния всего населения области. Необходимым условием развития малого и среднего бизнеса являются выраженные в законе твердые и неизменные государственные гарантии: адекватного правового поля, соответствующего потребностям развития предпринимательства и гарантирующего безопасное и независимое ведение бизнеса в открытых формах; равноправия всех хозяйствующих субъектов в обеспечении равных возможностей при выходе на рынок и получении рыночного доступа ко всем видам ресурсов.
Социальная и экономическая политика области должна быть направлена как минимум на достижение показателей развитых стран, где более половины всего трудоспособного населения занято в данной сфере, более половины объема ВВП и налоговых поступлений приходится на долю малых и средних предприятий.
Возрастающая роль государственного участия в создании равноправных и максимально комфортных условий для развития предпринимательской инициативы должна исключать методы прямого вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, оказание каких-либо предпочтений одним и создание препятствий другим субъектам предпринимательской деятельности.
Одним из важнейших направлений развития деятельности предпринимателей является становление инновационных видов деятельности. Инновационные предприятия, аккредитованные в соответствии с нормативно обеспеченными процедурами, будут пользоваться приоритетной государственной поддержкой.
Основным методом развития и поддержки малого и среднего предпринимательства должен стать программно-целевой метод, который обеспечит решение проблемных вопросов, влияющих на эффективность развития бизнес-деятельности в области: повышение ресурсного обеспечения (финансового и имущественного) субъектов предпринимательства, развитие и повышение качественного уровня инфраструктуры поддержки и информационной сферы услуг для малого и среднего бизнеса, создание образовательной системы, способной обеспечить сферу предпринимательства квалифицированными кадрами, свободного обращения информации.
Приоритетными задачами в развитии малого и среднего бизнеса должны стать:
цивилизованность бизнеса, предусматривающая культуру ведения бизнеса на основе профессионализма менеджеров и собственников субъектов предпринимательства, использование международного и отечественного опыта и научных разработок по организации деятельности предпринимателей, соблюдение экологической безопасности бизнеса;
социальная эффективность бизнеса, предусматривающая повышение имиджа малого и среднего бизнеса в обществе и престижа работников сферы предпринимательства, создание условий их социальной защищенности;
интеграция (сотрудничество), обеспечивающая развитие делового партнерства с другими регионами, усиление кооперации городских и сельских товаропроизводителей;
ориентация на инновационное развитие и развитие импортозамещающих производств, способствующих оздоровлению экономики и конкурентноспособности региона.
Государственная власть должна предусмотреть:
создание регионального гарантийного залогового фонда для кредитования субъектов предпринимательств и привлечения инвестиций;
обеспечение свободного доступа общества и предпринимателей к официальной информации о социально-экономическом положении в области и инвестиционным базам данных.
На текущем этапе особого внимания требует развитие туристской индустрии. Цель долгосрочной туристской стратегии - динамичное и сбалансированное развитие туристской отрасли, ориентированное на превращение ее в фактор ускорения процессов реконструкции и развития хозяйственного комплекса Воронежской области, в устойчивый источник роста регионального валового продукта; переход к более высоким формам сотрудничества, научно-технической и производственной кооперации, обмену услугами, переплетению капиталов; радикальное улучшение структуры и пропорций рыночного обмена на основе формирования нового профиля туристской специализации региона, обеспечивающего максимизацию экономического эффекта, увеличение удельного веса в предоставлении туристских услуг, привлечение в область передовых технологий и иностранного капитала. Значимость данной отрасли определяется:
в социально-идеологическом плане - обеспечением духовно-нравственного единства общества, снижением степени идеологического противостояния, возрождением истинных духовных ценностей, упрочением единства и дружбы народов Мира и Российской Федерации;
в социально-экономическом плане - снижением социальной напряженности, поддержанием общественной стабильности, привлечением дополнительных инвестиций, образованием новых рабочих мест.
Значимость государственной поддержки в создании в Воронежской области современного и конкурентоспособного туристского комплекса бесспорна. Область имеет широкие возможности для удовлетворения потребностей населения региона, российских и иностранных граждан в туристском обслуживании, внесения вклада в развитие экономики региона за счет увеличения поступлений налоговых платежей из сферы туризма. Сохранение культурно-исторических ценностей, разнообразных природных и археологических памятников, богатого литературного наследия, ландшафтно-рекреационные ресурсов на территории Воронежской области - первостепенная задача государства.
Необходимо участие государства и местного самоуправления в формировании и продвижении национального и регионального туристского продукта, в том числе: в процессе разработки и реализации рекламно-информационных программ, издании каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции; проведении маркетинговых исследований; организации и проведения международных туристических выставок; организации информационных центров; проведении ознакомительных поездок для журналистов, организации презентаций туристических возможностей области, формировании современной статистики туризма; организации международного сотрудничества и формирования базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристской инфраструктуры.
На потребительском рынке Воронежской области продолжается рост цен на товары и услуги
По данным ежемесячного статистического обследования Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области на потребительском рынке области продолжился рост цен на товары и услуги в ноябре.
Сводный индекс потребительских цен в ноябре составил 100.9 %, что на 0.4 процентного пункта ниже, чем в аналогичном периоде 2007 года. С начала года цены поднялись на 13.3 % (на 12.3% за соответствующий период предыдущего года). В ноябре к уровню предыдущего месяца рост цен по продуктам питания (без алкогольных напитков) по области составил 101 %, а с начала года - 117 %.
Как стало известно ИА «Воронеж-Медиа» из сообщения пресс-службы Воронежстата, по группе продовольственных товаров максимальное повышение цен за январь-ноябрь отмечено на рис, мед, печенье и тушеную говядину (в 1.5 раза). Кроме того, существенно подорожали бараночные изделия, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов, мука и соль (в 1.3 - 1.4 раза). За этот же период ощутимо снизились цены на лимоны, белокочанную капусту и репчатый лук (на 26.4%- 40%). Стоимость минимального набора продуктов питания в расчете на месяц в ноябре 2008 года по Воронежу составила 1986 рублей и по сравнению с декабрем 2007 года возросла на 14.6 %. Темп роста цен по группе непродовольственных товаров за ноябрь 2008 года составил 101 %, а с начала года - 109.3 %. По тарифам на платные услуги, оказываемые населению, за ноябрь был отмечен прирост на 0.6 % (с начала года - 16.2%).
Оборот розничной торговли за девять месяцев 2008 года составил 99,3 миллиарда рублей, что на восемь процентов больше, чем в 2007 году. 88 процентов от этого приходится на магазины, супермаркеты и всевозможные комплексы. Почти 40 процентов «берут» на себя продовольственные товары. Ежедневно жители области отдают за продукты 139,5 миллиона рублей. На потребительском рынке на 19900 предприятиях трудятся около 200 тысяч человек.
2.3 Анализ развития социальной сферы
Главная задача социальной политики состоит в создании условий для устойчивого воспроизводства, развития и реализации человеческого, интеллектуального и социально-культурного потенциала области.
Решение этой задачи как одного из главных условий повышения качества жизни и конкурентоспособности области возможно только на основе активной социальной политики, реализуемой государственной властью.
Сущность активной социальной политики состоит в целенаправленном и нормативно обеспеченном вовлечении граждан, общественных и профессиональных объединений, местных сообществ в решение социальных проблем, обеспечение социальной справедливости, развитие сферы социальных услуг, образования и здравоохранения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9