Рефераты. Конституционное право России - (шпаргалка)

p>4. Реальность- ее предписания исполнимы и гарантированы в условиях режима законности и правопорядка, предусматривает и гарантирует народовластие, права и свободы человека и гражданина.

5. Стабильностьпроявляется в незыблемости ее предписаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти.

    9. Сущность системы сдержек и противовесов.

Принцип разделения властей- государственная власть исходит от народа, едина и неделима, самостоятельна и не зависит ни от какой другой власти. Вся полнота власти в демократическом государстве принадлежит народу, а он делегирует ее органам государственной власти, составляющим государственный аппарат.

Но для того, чтобы какой-либо государственный орган или несколько таковых не имели возможности сконцентрировать в своих руках всю власть и бесконтрольно пользоваться ею, единая государственная власть функционально делится на три ветви— законодательную, исполнительную и судебную.

Разделение властей объективно выражается в специализациигосударственных органов по видам деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий и обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Причем ни одна из властей не может принять на себя функции другой; но действовать изолированно они также не в состоянии. Поэтому они должны взаимодействовать, образуя единый государственный механизм. Конституционный принцип разделения властей, предполагающий взаимодействие государственных органов и их ограничение друг другом, предписывает создание в государственном аппаратесистемы сдержек и противовесов.

    Элементами данной системы, как правило, являются:
    срочность полномочий должностных лиц различных уровней;

несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления;

    право вето на законопроекты;
    право роспуска Парламента;

контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов, конституционный вотум недоверия Правительству со стороны Парламента, независимость судейского корпуса.

    См. Конституцию РФ.
    11. Этапы развития Конституции РФ.

Всего было 5 Конституций. Принятие каждой из них знаменовало изменение в жизни общества. Первые 4–социалистические и развивались на основе преемственности. Им был присущ фиктивный характер.

    1 Конституция 1918 г.

Она руководствовалась в определении основ конституционного строя лозунгами большевиков и опиралась на первые декреты советской власти. Полностью отрицала народный суверенитет, власть утверждала за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата. Она включала положения, ориентированные на все мировое сообщество: победа социализма во всем мире, уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, беспощадное уничтожение эксплуататоров. Открыто признавала насилие в целях утверждения нового строя.

    2 Конституция 1925 г.

Причина –образование СССР. Отразила факт вхождения РСФСР в СССР. Не было прямого указания на суверенитет РСФСР. В связи с появлением в РСФСР субъектов, вК появились положения, определяющие их статус. 3 Конституция 1937 г.

Причина –вследствии принятия Конституции СССР 1936 г. Вступление страны в новый этап ее развития– социализм победил окончательно. Ксохранила классовую сущность, отменила лишения политических прав граждан по социальному признаку, ввела всеобщее тайное избирательное право, включила принцип равноправия граждан. Впервые появились главыоб основных правах и обязанностях граждан. Они были классово ориентированы и делали упор на коллективные права. К закрепляла руководящую роль ВКПБ. Впервые норма о праве РСФСР выхода из СССР. 4 Конституция 1978 г.

Отразила этап развития социализма. Понятие трудящиеся заменено на народ, который являлся субъектом государственной власти. Появляется отдельная статья о партии, КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой. Закреплялось равенство граждан независимо от происхождения и социального положения. Дан полный перечень прав и свобод граждан. Появилась норма о суверенитете РСФСР. 5 Конституция 1993 г. – см. ниже.

    10. Источники конституционного права

12. Конституция РФ как источник конституционного права России. Источник права —это внешняя форма выражения правовых норм. В соответствии с этим источниками конституционного права являются различные формы выражения конституционно-правовых норм.

Система источников существенно зависитот государственно-территориального устройства страны. В РФ, где имеется конституция и система законодательства не только на уровне федерации, но и в каждом регионе, в систему источников входят нормативные акты и федерации и ее субъектов.

Источники конституционного права можно разделить на две основные сферы: естественное право и позитивное право. Естественным правомявляются общечеловеческие представления о свободе, справедливости, неотъемлемости прав человека.

Со сменой политических сил, стоящих у руля механизма государственной власти, можно реформироватьпозитивное право. В России в числе источников права признается лишь позитивное право. Источники позитивного конституционного права можно разделить по их юридической силе на следующиевиды:

1. Конституция РФ -являются основным источником КП. Ее роль обусловлена различными факторами, характеризующими положение среди других источников конституционного права. Во-первых, она выступают наивысшей формой воплощения государственной воли народа. Она принимаются народом или от имени народа, устанавливает основополагающие принципы организации и жизнедеятельности общества и государства. Она касаются сущности и формы государства, механизма государственной власти, функционирования гражданского общества, прав и свобод человека и гражданина. Во-вторых, конституция РФ обладают высшей юридической силой. Законы и все другие нормативно-правовые акты, принимаемые в стране, действия граждан, общественных объединений, должностных лиц и государственных органов не должны противоречить конституции.

В-третьих, конституционные нормы являются первичными и имеют учредительный характер. Для конституции РФ не существует каких-либо обязательных предписаний позитивного права.

В-четвертых, нормы конституции являются важнейшим источникомне только конституционного права, но и всех других отраслей права; они составляют основу правового регулирования всех общественных отношений. 2. Законыобладают наибольшей после конституции юридической силой и являются самым распространенным источником конституционного права. Конечно, источником конституционного права являются не все законы, а только те, которые содержат конституционно-правовые нормы.

По территории действия законы делятся на общенациональные и региональные, в РФ — законы федерации и законы субъектов федерации. 3. Нормативно-правовые акты исполнительной власти. К ним относятся многочисленные акты, издаваемые главой государства, правительством, министрами и т. д. Важность этих актов в жизни каждой страны объясняется ролью в государственном механизме главы государства и правительства. Акты исполнительной власти являются источником конституционного права лишь тогда, когда содержат его нормы.

4. Нормативно-правовые акты конституционного контроля (надзора). К ним относятся решения конституционного суда. Они являются источниками конституционного права, если носят нормативно-правовой характер и содержат конституционно-правовые нормы о конституционности законов, о толковании конституции и т. д.

5. Решения ОМС. Такие нормы имеются, например, в уставах, статутах муниципальных образований, поскольку они регулируют отношения, связанные с осуществлением публичной власти.

8. Нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры. Эти акты служат источником конституционного права в том случае, если регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их прямое применение в данной стране. 9. Конституции республик – субъектов РФ, Уставы.

    10. Регламенты палат Федерального собрания.
    11. Действующие правовые акты бывшего СССР и РСФСР.
    13. Основы конституционного строя в РФ.

Основы конституционного строя –это система принципов, регламентирующая соц. -правовые отношения, обеспечивающие подчинение государства праву.

    Характерные черты КС:

Основы КС имеют основополагающее обобщающее и фундаментальное значение. Политико-правовой характер.

    Нормативность и общеобязательность.

Юридическое верховенство по отношению к положениям Конституции и всем н. а. государства.

    Определенность и категоричность.
    Сжатость и концентрированность положений.
    Постоянность действия.
    Общеприемлемость и свобода от идеологических установок.
    Целостность.
    Устойчивость и особый порядок принятия и изменения.

Основы КС –глава1. Основы закреплены с помощью норм-принципов, которые условно разделены на 4 гр. :

    Гуманистические;
    Основные характеристика РФ;
    Экономические и политические;
    Основы организации гос. Власти.
    Статус РФ:

Ст. 1 РФ –есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

    Ст. 7 РФ – социальное гос-во.
    Ст. 14 РФ – светское гос-во.

Демократический характерхарактеризуется установлением демократического политического режима: гражданам предоставлены и гарантируются политические права и свободы. Допускается деятельность оппозиции, исключается произвол и анархия. Представительная демократия осуществляется народом через выборные учреждения (см. ст. 3). Федеративное гос-во –состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (респ. ) называются в Конституции государствами, однако эти субъкты не являются независимыми государствами. Всего 89 субъектов. Ст. 5 закрепляет основы прав. статуса субъектов. Правовое государство - это гос-во, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека.

    Основные признаки ПГ:

Высший приоритет правам и свободам человека и гражданина. Все что не запрещено, то дозволено. Независимость суда. Ст. 120 – Судьи неприкосновенны и несменяемы. Верховенство Конституции по отношению ко всем н. а. См. ст. 15. Приоритет международного права. См. ст. 15 ч. 4.

Социальное государство –гос-во, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. См. ст. 7.

    Светское гос-во – см. ст. 14.

См. ст. 2. В основу государственности положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Государство в лице своих органов и должностных лиц выступает гарантом прав человека, его партнером. Оно ответственно перед гражданином и обеспечивает условия для свободного развития личности, защищает социальную стабильность, жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и неотчуждаемые права гражданина. В свою очередь гражданин ответственен перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией и законом. См. статьи 6, 8, 9.

    14. Основы правового статуса человека и гражданина.

Положение личности в обществе определяется не только правовыми нормами, но и всеми другими видами социальных норм и называетсяобщественным статусом. Правовой статус личности, закрепленный в Конституции РФ 1993 г. , основан на новой концепции прав человека по сравнению с предшествующими конституциями, базируется на международно-правовых документах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.