Рефераты. Конституционное право России - (шпаргалка)

p>*Решение вопроса об импичменте Президента отнесено к компетенции Совета Федерации ввиду того, что Президент не вправе распускать верхнюю палату Федерального Собрания.

*Кадровые назначения, указанные в пп. “ж” и “з”, осуществляются по представлению Президента РФ (п. “е” ст. 83).

*Счетная палата —специальный орган, призванный оказывать помощь Федеральному Собранию в осуществлении контроля над исполнением федерального бюджета. К полномочиям ГосДумы Конституция относит ст. 103.

*К п. “б” - согласно Конституции Правительство РФ ответственно перед Федеральным Собранием РФ, а именно перед ГосДумой, которая решает вопросы о назначении Председателя Правительства РФ и выражении недоверия Правительству. По поводу этих решений предусмотрена специальная процедура урегулирования противоречий между Президентом РФ и Государственной Думой. Согласност. 109Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случае, если она трижды отклонила представленные главой государства кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ. При этом Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и в случае своего несогласия с принятым ею решением о недоверии Правительству РФ (ст. 117);

*К п. “д” - этот институт (УПЧ) является новым для РФ, однако в большинстве развитых стран он давно играет важную роль в защите прав человека и гражданина. Как правило, это ведомство рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав, анализирует состояние дел в области прав человека и гражданина в стране и докладывает об этом парламенту, предлагая принять соответствующие законодательные меры.

*Амнистия- акты о полном или частичном освобождении от ответственности (как правило, уголовной) лиц, совершивших преступления.

*К п. “ж” - нижней палате российского парламента предоставлено право лишь возбуждения вопроса об импичменте в то время, как окончательное решение по данному обвинению принимает Совет Федерации.

    43. Законодательный процесс.
    1 стадия – Законодательная инициатива. (Ст. 104). Ее формы:
    внесение в ГД законопроектов и поправок к законопроектам;

законодательное предложение о разработке и принятии новых ФКЗ и ФЗ; внесение изменений и дополнений в действующее законодательство; в форме предложений о поправках и пересмотре положений ФКЗ. Необходимые условия:

    предоставление текстов законопроектов;
    обоснование необходимости его принятия;

предоставление справок о состоянии законодательства в этой сфере; предоставление финансового и экономического обоснования.

    2 стадия – Рассмотрение законопроекта ГосДумой.

Регламентом ГД детально определен порядок рассмотрения законопроектов. Он осуществляетсяв три чтения, в ходе которых обсуждаются положения законопроекта, оценивается его концепция и необходимость принятия, вносятся поправки и т. п.

    3 стадия - Принятие закона ГосДумой.

Согласно Конституции РФ и Регламенту Государственной Думы, федеральные законы принимаютсябольшинством голосов от общего числа депутатов ГД. В течение 5 дней передаются в Совет Федерации. См. ч. 4 ст. 105. Могут вноситься поправки, после чего законопроект возвращается в Комиссию, ответственную за него. Далее отправляютк инициаторуи депутаты ГД рассматривают его во втором чтении. Принятый во втором чтении, он отправляется вответственный Комитет ГД для устранения возможных внутренних противоречий (перестановка слов) – 7 дней. Потом в Совет ГД для включения в рассмотрение вопросов. 4 стадия – Рассмотрение и одобрение Советом Федерации. Законопроект поступает в ответственный Комитет СФ, Председатель которого в 6 дн. срок принимает решение (одобрить или отклонить). СФ может сразу одобрить, а может обсудить, либо отклонить без обсуждения

5 стадия – Преодоление разногласий между СФ и ГД - В случае отклонения…(см. ч. 4 ст. 105). По результатам работы согласительной комиссии составляется протокол, содержащий предложения по преодолению разногласий. При повторном рассмотрении ФЗ обсуждаются только предложения, указанные в протоколе. В случае отклонения хоть одного пункта–СК продолжает работу. Если при повторном рассмотрении ГД не приняла предложений СК– закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3. 6 стадия - Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ. См. ст. 107. Сущ. ФЗ “О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ”, в соотв. с которым на территории РФ применяются только те законы, которые были официально опубликованы (Российская газета, Сборник законодательства), вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечению 10 дней.

*Если в течение 14 дней Президент отклонит этот закон…(см. ч. 3 ст. 107) ФКЗ считается принятым…(ч. 2 ст. 108). Принятый ФЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию.

    44. Правовой статус депутата.

Правовое положение депутата определяетсяконституциями, конституционными и органическими законами, регламентами палат и обычаями.

    Основные принципы, касающиеся статуса парламентария:

1. Принцип независимости: юридически депутаты не должны подчиняться воле избирателей, партийных органов и органов государственной власти. Они рассматриваются как представители всей нации, а не одного избирательного органа. Парламентарии в своей деятельности должны руководствоваться только конституцией и своей совестью. Это так называемыйпринцип свободного мандата.

Принцип независимости включает также парламентские привилегии, и прежде всего, иммунитет, важнейшими элементами которого являются свобода слова и голосования и депутатская неприкосновенность.

Депутат не м. б. привлечен к уголовной ответственности за высказывания в парламенте и за голосование, поскольку они осуществляются в силу мандата. Депутатская неприкосновенность (индемнитет)—означает, что член парламента не м. б. подвергнут уголовному преследованию или аресту без санкции соответствующей палаты, за исключением случаев, когда он застигнут на месте совершения преступления.

2. Принцип недопустимости совмещений постов: депутаты являются профессиональными парламентариями. В силу этого депутатский мандат несовместим ни с какой государственной или иной должностью. Единственным исключением является право занятия министерских должностей в парламентских республиках.

3. Принцип равноправиядепутатов выражен в праве избирать и быть избранными на парламентские должности, в состав комитетов, в праве законодательной инициативы, в праве участия в дебатах и голосовании.

Этому принципу подчинено и прекращение срока действия мандата. Он м. б. прекращенпо окончании срока полномочий депутата; вследствие смерти депутата; в результате лишения мандата; в результате признания выборов недействительными. 45. Конституционный статус Правительства РФ.

Правительство РФ —федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ. Источники: Конституция РФ (глава 6), ФКЗ “О Правительстве РФ”, Регламент заседаний Совета Министров.

Правительство России — орган коллегиальный. Согласно конституции в его состав входят Председатель Правительства РФ, его заместители, федеральные министры. См. статьи 110, 115, 117.

Правительство РФ функционирует непрерывно, однако очередной состав Правительства действует в пределах срока полномочий Президента РФ (4 года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы, которую оно осуществляет путем внесения в ГосДуму законопроектов. Правительство направляет работу министерств и иных федеральных ОИВ, обеспечивает соблюдение ими прав ОИВ субъектов РФ и способствует их взаимодействию.

    46. Порядок формирования и состав Правительства РФ.

Правительство России — орган коллегиальный. Согласно конституции в его состав входят Председатель Правительства РФ, его заместители, федеральные министры. 1. Председатель правительства – см. статьи 111, 112, 113.

    2. Заместители – 6 чел. , в т. ч. 2 первых (ст. 112 п. 1).

3. Федеральные министры –лица, занимающие эту должность в Министерствах, а также руководители др. ОИВ, статус которых приравнен к статусу федерального министра.

Конституция не определяет численный составПравительства. Фактически это делает Президент РФ, который вправе назначить федеральным министром и лицо, не возглавляющее федеральное министерство (например, руководителя аппарата правительства).

    См. статьи 111, 116, 117.

Лица, входящие в состав Правительства, не могут занимать никакой другой должностив государственных, коммерческих, общественных органах и организациях, в том числе и политических партиях.

Члены Правительства не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую другую оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Член Правительства не может одновременно быть и депутатом Государственной Думы.

Правительство РФ функционирует непрерывно, однако очередной состав Правительства действует в пределах срока полномочий Президента РФ (4 года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. 47. Компетенция Правительства РФ.

Полномочия Правительства РФ охватывают, по существу, все сферы жизни и деятельности общества. В сфере экономики федеральное Правительство

    разрабатывает программы экономического развития;
    осуществляет регулирование экономических процессов;

обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности в стране; прогнозирует социально-экономическое развитие страны;

обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики;

    осуществляет управление федеральной собственностью;

проводит единую политику цен, рационального природопользования; разрабатывает и представляет ГосДуме федеральныйбюджет и обеспечивает его исполнение; вырабатывает государственную политику в сфере международного экономического сотрудничества.

В сфере социальной политики федеральное Правительство разрабатывает программы социального развития;

обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области здравоохранения, социального обеспечения, науки, образования, культуры; руководит социальным обеспечением и способствует развитию дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан федеральное Правительство участвует в разработке программ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. В сфере обороны и государственной безопасности федеральное Правительство принимает меры по обеспечению обороны страны;

    меры по обеспечению государственной безопасности;
    соц. гарантии военнослужащим;
    меры по охране гос. границы.
    В сфере внешней политики:
    представляет интересы страны в международных организациях;

заключает международные договоры РФ в соответствии со своей компетенцией; регулирует внешнеэкономическую деятельность;

    осуществляет контроль в этой области.

Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы, которую оно осуществляет путем внесения в ГосДуму законопроектов. Правительство направляет работу министерств и иных федеральных ОИВ, обеспечивает соблюдение ими прав ОИВ субъектов РФ и способствует их взаимодействию.

    48. Сроки полномочий и условия отставки Правительства РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.