Рефераты. Конституционное право России - (шпаргалка)

p>В ч. 2 ст. 80 Конституции указано, что гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ. Функцию гаранта Президент реализует как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы. I. Общие - с. 1 ст. 45, ч. 2 ст. 80, ст. 82, ч. 3 ст. 15, ч. 1 ст. 54, ч. 2 ст. 55. 1. Защита прав и свобод человека осуществляется и Правительством, которое в соответствии с п. “е” ч. 1 ст. 114 Конституции обязано осуществлять меры по обеспечению прав и свобод граждан, что оно делает в первую очередь через органы внутренних дели другие правоохранительные органы. 2. Самозащитаправ и свобод - ч. 2 ст. 45. Способы - обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащиты организаций и общественных объединений, с помощью оружия (кроме против женщ. , инвал. ). 3. Судебная защита - ст. 46.

4. Международная защита - ч. 3 ст. 46. Возможна только после использования всех внутренних мер. 5. Возмещение вреда - ст. 53.

    Ст. 55 ч. 3 - неотъемлемость прав и свобод.
    II. Гарантии правосудия.
    1. Гарантия подсудности - ст. 47

2. Право на юридическую помощь - ст. 48. Ее оказывает адвокат. В судах первой инстанции впервые по существу (бесплатно):

    при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых спорах;

о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, наступившей в связи с несчастным случаем на производстве;

о возмещении вреда, причиненного увечием или иным повреждением здоровья, связанным с работой.

    По уголовным делам:

по делам несовершеннолетних и лиц, которые в силу физических и психических недостатков, не могущих сами осуществлять свою правозащиту, для лиц, не влядеющих языком, на коттом ведется судопроизводство, по делам о смертной казни;

для лиц между интересами которых имеются противоречия и один из них имеет адвоката;

по делам, в которых участвует государственный или общественный обвинитель. 3. Презумпция невиновности - ст. 49.

4. Запрет повторного осуждения - ст. 50. Искл: Если решение суда и приговор будут отменены в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам. 5. Недействительность незаконно полученных доказательств - ч. 2 ст. 50. 6. Право на пересмотр приговора - ч. 3 ст. 50.

    7. Гарантия от самообвинения - ст. 51.
    8. Права потерших - ст. 52
    9. Запрет обратной силы закона - ст. 54.

К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получивший широкое распространение институт парламентского уполномоченного по правам человека (комиссар, посредник, народный защитник и т. п. ).

Существенной гарантией прав и свобод по конституциям всех государств считается помощь профессионального защитника (адвоката) в уголовном, гражданском и административном процессе.

    20. Правовое положение иностранцев в РФ.

В РФ правовой режим иностранных граждан регулируется следующими основными документами: — Законом СССР "О правовом положении иностранных граждан" от 24 июня 1981 г. ; — "Правилами пребывания иностранных граждан в СССР"от 26 апреля 1991 г. В основе правового режима иностранных граждан лежит ряд принципов, общепризнанных в международном праве и применяемых в законодательстве практически всех стран.

Принцип 1. На иностранных граждан, находящихся на территории того или иного государства, распространяется юрисдикция этого государства.

Государство устанавливает правила пребывания иностранных граждан на своей территории и требует от них выполнения этих правил. Его юрисдикция не распространяется только на ограниченный круг лиц, обладающих иммунитетами и привилегиями. К таким лицам относятся:

— дипломатические и консульские представители государств и члены их семей; —официальные представители государств, находящиеся с визитом в другом государстве;

    — должностные лица международных организаций;

—представители государств при международных организациях, международных конференциях, конгрессах, персонал специальных миссий; —в определенном объеме иммунитетами и привилегиями пользуются члены административно-технического и обслуживающего персонала представительств. Принцип 2. Права иностранных граждан защищает государство их местопребывания. Каждое государство устанавливает иностранным гражданам, находящимся на его территории, определенный объем прав и обязанностей. "Декларация прав и свобод человека и гражданина", принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года (ст. 6), определяет, что "лица, не являющиеся гражданами РСФСР и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан РСФСР, за изъятиями, установленными Конституцией, законами и международными договорами РСФСР или СССР".

На основании ст. 18 закона "О правовом положении иностранных граждан" государство предоставляет иностранным гражданам защиту их личности и имущества.

Со своей стороны иностранные граждане обязаны уважать Конституцию России и соблюдать ее законы (ст. 4, 14, 16 Закона).

Принцип 3. Государство не должно препятствовать иностранным гражданам в праве выезда со своей территории при условии выполнения всех своих обязательств перед этим государством и его физическими и юридическими лицами.

Закон "О правовом положении иностранных граждан" (ст. 25) оговаривает случаи, в которых ему отказывается в выезде из РФ:

1. Если имеются основания для привлечения его к уголовной ответственности, — до окончания производства по делу. 2. Если он осужден за совершение преступления, — до отбытия наказания или освобождения от наказания. 3. Если его выезд противоречит интересам обеспечения государственной безопасности, — до прекращения действия обстоятельств, препятствующих выезду. 4. Если имеются иные, установленные законодательством России, основания, препятствующие выезду.

Принцип 4. Государство, гражданином которого является лицо, находящееся за границей, имеет право на защиту такого лица.

Эта защита может осуществляться дипломатическими и консульскими учреждениями, что предусмотрено Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. , Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. , Европейской конвенцией о консульских функциях 1967 г. , двусторонними договорами и внутренним законодательством страны.

    21. Понятие политического убежища.

Статья 63 устанавливает, что РФ предоставляет политическое убежищеиностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением.

Право, убежища не распространяетсяна лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также осужденных за совершение преступления. Их выдача осуществляется на основе федерального закона или международного договора (ч. 2 ст. 63 Конституции).

    22. Сущность выборов.

Современное конституционное право рассматривает институт выборов как неотъемлемое свойство демократии —средство реализации народного суверенитета, способ формирования и выражения общественного мнения. Посредством выборов формируются различные органы государственной власти— парламенты, главы государств и т. п. Следовательно, выборы — это форма непосредственной демократии. Общественные отношения, связанные с выборами, моделируются в различных социальных нормах. Среди них важнейшее место занимают правовые нормы. Акт выборов —это обозначенный во времени процесс, имеющий особое внутреннее содержание: формирование из индивидуальной и коллективной воли членов общества волеизъявления народа, либо территориального коллектива по вопросу комплектования представительных органов власти.

Следовательно, содержание избирательного права —это правовое регулирование организации проведения выборов и подсчета голосов. Избирательное право понимается в двух значениях.

1. В объективном смысле - система КПН, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. 2. В субъективном смысле - гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти. Оно представляет собой комплекс правомочий (например, активное и пассивное избирательное право, прямое и косвенное избирательное право).

Нормы избирательного права получают выражение в правовых актах, являющихся его источниками. В силу тойважной роли, которую играют выборы в политическом процессе, нормы избирательного права содержатся прежде всего в конституциях, где закрепляются черты, общие для выборов в целом, а в соответствующих законах— черты, присущие порядку формирования органов власти государства. 23. Источники, понятия и принципы избирательного права в РФ. Источники:

    1) Конституция РФ;
    2) ФЗ “О выборах Президента РФ” от 17 мая 1995 г.
    3). ФКЗ “О референдуме в РФ” от 10 октября 1995 г;

4). ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ” от 6 декабря 1994 г.

5) ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ” от 21 июня 1995 г.

6) нормативные акты субъектов РФ о выборах в соответствующие представительные органы государственной власти;

7) нормативные акты районных и городских органов государственной власти о выборах в органы местного самоуправления.

В этих нормативных актах находят свое отражение принципы избирательного права РФ: всеобщность; равенство граждан России при выборах; прямые выборы; тайное голосование.

Принцип всеобщностиозначает, что каждый гражданин РФ, достигший определенного возраста, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, социального происхождения и т. д. имеет право избирать и быть избранным в соответствующий представительный орган государственной власти.

Принцип равенстваграждан РФ при выборах означает, что каждый избиратель имеет наравне с другими только один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Этот принцип обеспечивается дополнительно организационными и правовыми мерами. Для выборов создаются однотипные избирательные округа, в которых устанавливаются общие нормы представительства. Эти округа равны по количеству проживающих граждан и по количеству избираемых от округа кандидатов. Каждый избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать в данных выборах только один раз. Избирательный бюллетень выдается по документу, удостоверяющему личность; в списке избирателей делается отметка о выдаче бюллетеня.

Прямые выборыозначают, что депутаты во все представительные органы государственной власти избираются гражданами непосредственно. Прямые выборы, в отличие от многостепенных, являются более демократичными, так как обеспечивают непосредственное волеизъявление избирателей.

Тайное голосованиевыражается в том, что на выборах исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя и результаты голосования не могут быть известны другим лицам. Этот принцип обеспечивается тем, что в помещениях для голосования оборудуются специальные кабины для тайного голосования; избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые позволили бы установить личность голосовавшего.

    24. Активное и пассивное избирательное право.

Активное избирательное право —право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов выборных государственных органов.

Пассивное избирательное право —право быть избранным в качестве полномочного лица в выборные государственные органы.

Активным избирательным правом наделяются граждане по достижении ими 18 лет (т. е. с наступления гражданского совершеннолетия).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.