Рефераты. Конституционное право России - (шпаргалка)

p>Органы законодательной властисостоят из парламента РФ и парламентов субъектов РФ. Это постоянно действующие органы государственной власти. Они избираются непосредственно народом и подотчетны своим избирателям. Парламенты занимаются в основном нормотворческой деятельностью и принимают законы и постановления в пределах своей компетенции. В своих решениях они выражают государственную волю многонационального народа РФ и придают ей общеобязательный характер. Решения ЗО обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими ОГВ и ОМС.

Органы исполнительной властивключают федеральное правительство, федеральные министерства и ведомства (службы), а также правительства, администрации и другие ОИВ субъектов РФ. Они составляют единую систему ОИВ, возглавляемую федеральным правительством. Для российский ОИВ характерно, что они назначаются соответствующими руководителями ИВ— президентами или главами правительств и администраций. По характеру полномочий российские ОИВ подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности (например, федеральное правительство и правительства субъектов федерации), иорганы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности (например, министерства, государственные комитеты и другие ведомства федерации и ее субъектов).

Органы судебной власти- это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В своей совокупности они составляют судебную систему РФ. Все суды являются независимыми и подчиняются только закону.

Прокуратура РФв соответствии с Конституцией РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В РФ в последнее время появились и другие виды государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции. Например, Государственная налоговая служба РФ.

    36. Положение Президента РФ в системе ГО.
    Его конституционный статус.

В настоящее время порядок избрания, компетенция и основания прекращения полномочий Президента РФ регулируютсягл. 4 Конституции РФ 1993 г. В Конституции РФ Президент характеризуется как глава государства(ч. 1 ст. 80) - определяет структуру Правительства, назначает и освобождает от должности его членов, принимает решение о его отставке. Назначение Председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы, но и здесь механизм разрешения разногласий таков, что решающее слово остается за Президентом.

В России глава государства не является одновременно главой Правительства, но имеет право председательствовать на его заседаниях. См. ст. 80 К РФ - роль Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина весьма многогранна. Он вправе обратиться в Конституционный Судс ходатайством о признании недействительными актов Совета Федерации, Государственной Думы, представительных органов власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции), если считает эти акты неконституционными. Президент может отменить акты Правительства, либо приостановить их действие до решения вопроса соответствующим судом. Все это свидетельствует о наличии у Президента полномочий по осуществлениюконтроля над соблюдением Конституции. Выступая в роли гаранта, Президент вправе оценивать содержание деятельностиподотчетных ему органов (Правительства, Совета Безопасности), а также руководителей тех государственных структур, по которым глава государства вносит предложения о кадровых назначениях.

Через посланиеФедеральному Собранию он может изложить свое видение проблемы и ориентировать парламент на реализацию первоочередных законопроектов в той или иной сфере общественной жизни.

Может вносить проекты законовоб изменениях и дополнениях Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов. Контролируя Правительство, Президент оказывает значительное влияние на формирование проекта государственного бюджета, расходование государственных средств, непосредственно затрагивающих уровень социальной поддержки населения, реализацию социально-экономических прав граждан.

    37. Компетенция Президента РФ.

67. Основы взаимодействия Президента РФ с Федеральным Собранием РФ. Полномочия Президента России, чтобы удобнее было проанализировать их, могут быть объединены в несколько групп.

1. Полномочия по формированию и руководству исполнительной властью - дают Президенту возможность формировать Правительство и контролировать его работу. См. ст. 83. Ключевым полномочием является право принять решение об отставке Правительства. 2. Полномочия по взаимодействию с федеральными законодательной и судебной властями.

В рамках системы сдержек и противовесов и строятся отношения между Президентом и Федеральным Собранием РФ, что позволяет предупредить бесконтрольность власти, злоупотребление ею. Глава государства в соответствии со ст. 84 Конституции назначает выборы Государственной Думы. Конституцией 1993 г. Президенту предоставлено правораспуститьГосДуму. Это полномочие выступает как правовое средство разрешения конфликтных, тупиковых ситуаций, угрожающих самим устоям государственности. Конституция предусматривает три основания роспуска ГосДумы Президентом: - ч. 3 ст. 111, ч. 3 ст. 117, ч. 4 ст. 117. При этом Конституция устанавливает и условия, при которых роспуск ГосДумы невозможен - ч. 3ст. 92, ч. 3, 4, 5 ст. 109.

Глава государства обладает правом законодательной инициативы (ст. 84 Конституции), позволяющим ему ставить вопрос како принятии новых законов, так и о внесении изменений и дополнений в действующие (включая Конституцию). Президент имеет право вето -отклонить закон, принятый ФС. Конституция не указывает мотивы, которыми руководствуется глава государства.

Президент не только подписывает, но и обнародует законы посредством их опубликования. Средством влияния главы государства на деятельность ФС является и п. “е” ст. 84 Конституции. Правовая природа посланияПрезидента парламенту четко законом не определена. С одной стороны, Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, из чего можно сделать вывод об обязательном характере общих установок и конкретных поручений, содержащихся в послании. С другой стороны, послание не является нормативным актом, не может противоречить законам, принимаемым федеральным собранием и каким-либо образом ограничивать правотворческую деятельность парламента. Президент взаимодействует и с судебной ветвью власти. См. п. “е” ст. 83 Конституции. 3. Полномочия в области безопасности и обороны. См. п. “ж, з” ст. 83, ст. 87, ст. 88Конституции. Режим военного положения должен быть определен федеральным конституционным законом.

4. Полномочия в области внешней политики и международных отношений. См. ст. 86Конституции. Формы осуществления этого полномочия весьма многочисленны: подготовка послания Федеральному Собранию, в котором определяются и основные направления внешней политики, назначение на должность министра иностранных дел, назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях и др. Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

5. Иные полномочия Президента —решение о назначении референдума (п. “в” ст. 84 Конституции), решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания РФ.

    38. Конституционный статус Федераьного Собрания РФ.

Согласно ст. 94 законодательная властьв РФ принадлежит Федеральному Собранию. Это означает, что оно выступает представителем всего многонационального народа РФ, формируется на основе всеобщего участия населения в политическом процесс.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат — Совета Федерации и ГосДумы(ст. 95). Двухпалатный парламент отражает федеративное устройство нашего государства. Нижняя палатавыступает как прямое представительство различных групп населения, политических партий и движений и формируется путем общенациональных выборов. Верхняя палатапризвана отразить специфические черты федерализма и выступает как представительство субъектов Федерации (ч. 2 ст. 95).

Основной характеристикой ФС является его право на принятие федеральных законови федеральных конституционных законов. Принятие всех федеральных законов отнесено к компетенция Гос Думы, избираемой непосредственно населением РФ. Принятие решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности государства отнесенное к компетенции Федерального Собрания.

Палаты парламента действуют не в порядке кратковременных периодических сессий, а практически постоянно —это является необходимым условием активной роли парламента в политической жизни общества.

Вследствие наделения обеих палат различными полномочиями, Конституция установилараздельный порядок заседания Совета Федерации и ГосДумы. Как правило, заседания палат проходят открыто. См. ст. 100. Для обеспечения порядка организации работы парламента депутаты каждой из палат избирают из своего составаПредседателя и его заместителей, образуют комитеты и комиссии, в которых осуществляется более тщательное обсуждение проблем, проводится проработка законодательных актов. См. ст. 101.

Свои Регламенты. В нем имеются разделы о полномочиях и порядке избрания Председателя палаты и его заместителей, о порядке проведения заседания, перечень комитетов и комиссий, их численность и т. п.

38, 42. Состав, порядок формирования и деятельность Федерального Собрания РФ. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы(ст. 95). Двухпалатный парламент отражает федеративное устройство нашего государства.

Нижняя палатавыступает как прямое представительство различных групп населения, политических партий и движений и формируется путем общенациональных выборов. Верхняя палатапризвана отразить специфические черты федерализма и выступает как представительство субъектов Федерации (в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ—по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 ст. 95). Таким образом, максимально возможноечисло мандатов Совета Федерации —178. Численность ГосДумы составляет 450 депутатов (ч. 3 ст. 95). См. ст. 97 Конституции РФ.

ГД избирается на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной систем. В 1995 г. 225 депутатов избирались по партийным спискам (пропорциональная система); по одномандатным избирательным округам (мажоритарная система относительного большинства) избирались также 225 депутатов. ГосДума начинает свою работу на тридцатый деньпосле избрания. Этот месячный срок между ее избранием и первым заседанием установлен для подведения полных итогов выборов и регистрации ЦИК избранных депутатов. Однако в случае необходимости Президент РФ имеет право созывать вновь избранную ГосДуму ранее этого срока (ч. 2 ст. 99). Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. Совет Федерации на свое первое заседание собирается также на тридцатый деньпосле своего созыва. Первое заседание открывает Президент РФ; затем его ведет старейший по возрасту депутат Совета Федерации до того, как будет избран Председатель Совета Федерации.

    40. Общая компетенция Федерального собрания РФ.
    41. Компетенция палат Федерального Собрания.

Конституция определяет полномочиями Совета Федерации, закрепленными в РФ ст. 102. *При рассмотрении пунктов “б” и “в” следует иметь в виду, что Президент России в соответствии сост. 88 Конституции имеет право вводить чрезвычайное положение, а в соответствии со ст. 87и военное. В этих случаях Президент должен немедленно сообщить о своих указах по этим вопросам Федеральному Собранию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.