3. Ответственность наследников по налоговым обязательствам наследодателя В соответствии с гражданским законодательством по наследству передаются не только имущественные права наследодателя, но и обязанности. Наследник фактически становится на место наследодателя и обязан погасить его долги. Общее ограничение здесь то, что долги погашаются только в пределах стоимости наследства, то есть собственные средства наследника в погашении долгов не участвуют.
В проекте налогового кодекса предлагается включать суммы налоговых недоимок (правда, без пеней и штрафов) в состав долгов, переходящих по наследству. Действующий закон “Об основах налоговой системы” такой возможности, понятно, не предусматривает.
Согласно проекту долг должен быть уплачен одновременно с принятием наследства. Для этого наследник, ни много ни мало, должен предварительно обратиться в налоговую инспекцию и выяснить, нет ли у наследодателя задолженности. Более того, если долг погашается позднее, но в течение года с момента принятия наследства, наследник обязан уплатить проценты за каждый день просрочки. По истечении года согласно проекту сумма непогашенного долга увеличивает собственное налоговое обязательство наследника (! )
Возможно, сама идея возврата недоимок за счет наследства и неплохая. Однако предусмотренный в кодексе порядок совершенно не продуман и не учитывает правила ГК. Наследников может быть несколько и каждому из них для принятия наследства предоставляется шестимесячный срок. Соответственно, наследство может быть принято ими в разное время, а до истечения этого срока точная доля каждого может быть неизвестна, поскольку любой наследник вправе отказаться от наследства. Кто и как будет расчитываться с налоговой инспекцией не ясно. Что же касается увеличения собственного налогового обязательства наследника, то это противоречит вообще всем принципам налогового права. Фактически это означает, что вводится какой-то новый налог, который к тому же взимается в качестве санкции. ” [3] 4. 4 О транспортном налоге.
“Транспортный налог, вводимый в разделе XXIV проекта Налогового кодекса, является практически полным аналогом действующего в настоящее время и зачисляемого в дорожные фонды налога на владельцев автотранспортных средств, и заменяет собой, кроме этого налога, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автомобильных дорог и налог на приобретение автотранспортных средств.
Новый налог не следует путать с уже существующим транспортным налогом, установленным Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней", налоговой базой которого является начисленная оплата труда. Рассматриваемый раздел Налогового кодекса устанавливает общие положения о транспортном налоге, на основе которых органы законодательной власти субъектов Российской Федерации должны выпустить нормативные акты, определяющие конкретный порядок и условия его исчисления и уплаты.
В соответствии с предложенным проектом, налогоплательщиками налога признаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками транспортных средств на пневмоходу, признаваемых в кодексе объектом налогообложения. Объектом налогообложения могут быть признаны транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, имеющие место нахождение на территории Российской Федерации. Не признаются объектом налогообложения специально оборудованные транспортные средства, находящиеся в собственности инвалидов.
Налоговая база определятся отдельно в отношении каждого транспортного средства, являющего объектом налогообложения, исходя из категории этого транспортного средства и мощности его двигателя.
Проект Налогового кодекса дает базовые ставки налога в зависимости от категории и мощности двигателя транспортного средства (в процентах от установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда на единицу мощности двигателя в лошадиных силах или киловаттах).
Базовые налоговые ставки могут быть увеличены решением регионального органа законодательной власти.
В проекте Налогового кодекса прямо предусмотрены льготы только для физических лиц: Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, граждан Российской Федерации, награжденных орденом Славы трех степеней, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, но предоставлено право региональным органам законодательной власти устанавливать дополнительные налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков и/или в отношении отдельных транспортных средств.
Сумма налога в отношении каждого транспортного средства определяется налогоплательщиком отдельно исходя из налоговой ставки и налоговой базы, т. е. равна произведению налоговой ставки на суммарную мощность двигателя. Уплата налога производится налогоплательщиком ежегодно исходя до прохождения государственного технического осмотра транспортных средств или их регистрации (перерегистрации). Без предъявления документов об уплате налога вышеперечисленные действия государственными органами не производятся. Инструкции по применению налога издаются (в пределах своей компетенции) соответствующими региональными налоговыми и финансовыми органами по согласованию с Государственной налоговой службой РФ.
Остановимся подробнее на некоторых статьях проекта закона, касающихся транспортного налога.
Статьей 962 установлено, что необходимым условием признания транспортного средства объектом налога, в отличие от ныне действующего налога на владельцев транспортных средств, является наличие на это средство права собственности. Однако ссылка на статьи 31 и 51 кодекса, определяющие понятия "экономического" и "неэкономического образования", вносит неясность в признание объектом налога транспортных средств государственных и муниципальных предприятий, поскольку указанные предприятия не могут иметь имущество в собственности. Более того, в статье 531 проекта, касающейся расходов, включаемых в расходы по производству и реализации товаров (работ, услуг), рассматриваемый налог назван налогом с владельцев транспортных средств.
В таблице статьи 965 "Налоговые ставки" слова "или киловаттах" следует либо исключить из текста, либо ввести в таблицу дополнительную графу ставок применительно к мощности двигателя, выраженной в киловаттах. Согласно предлагаемому проектом порядку для налогоплательщика гораздо выгоднее определять мощность двигателя в киловаттах, нежели в лошадиных силах. Необходимо также для устранения повтора исключить из текста двух последних строк таблицы слова в скобках "с каждой лошадиной силы мощности двигателя". К недостаткам проекта можно отнести то, что законодатель, установив базовые налоговые ставки, не оговорил их пределы сверху, что может быть использовано региональными органами законодательной власти для подавления деловой активности некоторых категорий собственников транспортных средств.
Сформулированную в конце таблицы статьи 965 льготу для зерноуборочных и иных сельскохозяйственных комбайнов для удобства было бы желательно перенести в статью 966 "Налоговые льготы".
Надо сказать, что круг "льготников" значительно уменьшен по сравнению с действующим налогом. Законом РФ от 18 октября 1991 г. "О дорожных фондах в Российской Федерации" к этой категории были отнесены инвалиды, имеющие мотоколяски и автомобили, общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности, колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов. Кроме того, не являлись плательщиками налога предприятия автотранспорта общего пользования в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров (кроме такси). При этом в проекте кодекса существенно снижены ставки налога для тракторов, особенно повышенной мощности, за счет переноса их из раздела таблицы "Грузовые автомобили" в раздел "Другие самоходные транспортные средства", где ставка фиксирована и приравнена к ставке для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с.
При чтении проекта кодекса возникает вопрос по поводу уплаты налога в случае многократной в течение года купли-продажи, и, следовательно, перерегистрации транспортных средств - как часто придется уплачивать налог на транспортные средства, регулярно переходящие из рук в руки?
В проекте не упомянута возможность составления инструкций по применению налога непосредственно Госналогслужбой РФ. Будет ли сохранена в дальнейшем ныне действующая практика выпуска инструкций этим ведомством?
В заключение отметим, что все существующие элементы закона о транспортном налоге описаны в проекте Налогового кодекса достаточно ясно и однозначно. Требуются лишь некоторые уточнения в формулировках и терминах, а также желательно более четко прописать порядок уплаты налога при перерегистрации транспортных средств. ” [2] 5. Мнения специалистов.
Теперь есть смысл обратить внимание на мнения специалистов. Прежде всего это интервью Елены Волковой с руководителем Государственной налоговой службы России Починоком Александром Петровичем, а так же замечания и предложения начальника инспекции счетной палаты Кабашника В. А.
5. 1 Обзор интервью Елены Волковой с руководителем Государственной налоговой службы России Починоком Александром Петровичем [4].
В интервью Елены Волковой с Починоком А. П. можно выделить ряд ключевых моментов, касающиеся Проекта Налогового Кодекса Российской Федерации:
Е. В. “Понимается ли разность понятий "налоговое право" и "налоговый кодекс"? Многие юристы утверждают, что налогового права в России нет. “
А. П. “Налоговое право, безусловно, имеет право на существование. До 1991 года в России не было ни налогов, ни самой налоговой системы. Существовало гражданское право, административное право, даже хозяйственное право, и все они имели свою историю. Нам пришлось практически начинать с нуля, мы вынуждены были за очень короткий период, за пять недель, писать первые налоговые законы , а затем спешно создавать инструкции к ним. Безусловно, компетентный юрист может сказать, что налоговое право сформируется в налоговую отрасль лишь тогда, когда будет создан Налоговый кодекс. В свою очередь Налоговый кодекс состоится лишь после принятия всей совокупности налоговых законов и нормативно-правовых актов, когда они будут реально существовать, наработается большой опыт, юридическая практика, будут созданы налоговые суды. И завершающим этапом станет создание Налогового кодекса. Вот тогда этот компетентный юрист может сказать, что в России существует налоговое право. Это одна точка зрения. Вторая же такова: в стране вообще нет налогового права, есть лишь некие экономисты, которые хотят уйти от замечательного понятийно-категорийного аппарата Гражданского кодекса и создать свой. А при этом они должны полностью руководствоваться только Гражданским кодексом, а все остальное _ это лишь экономические изыскания, подсобный материал, таблицы и формулы. Обе точки зрения, которые я специально утрировал, имеют право на существование. Тем не менее я горячий сторонник существования и скорейшего развития налогового права в России. Во многом из-за того, что эти различные точки зрения поддерживаются большим количеством прекрасных юристов, в стране и задерживается развитие налогового законодательства. Налоговая система _ это сложный, противоречивый, саморазвивающийся механизм, и она может опираться только на развитое налоговое право. Но мы вынуждены сейчас писать Налоговый кодекс, потому что у нас нет времени ждать, когда разовьются действующие налоговые законы, у нас нет времени на бесконечное вылизывание и устранение противоречий между сотнями нормативных документов, писем и инструкций. Как налогоплательщики, так и налоговая служба страдают из-за отсутствия чисто налогового понятийного аппарата, мы страдаем от отсутствия процедур судебного разбирательства, отсутствия налогового прокурора и налоговых судов. Для меня очевидно, что именно из-за отсутствия Налогового кодекса в России несут огромные убытки предприятия, страдают физические лица, некуда пойти пожаловаться бедному налогоплательщику, которого обидела налоговая служба, негде отстоять свои интересы государству. Отсюда выяснение отношений в налоговой сфере превращается не в состязательный процесс, когда стороны отстаивают свое право в суде, а в попытку выяснить, кто сильнее, кто лучше сосчитает и так далее. Поэтому я за очень серьезную налоговую реформу. Я уверен, что в России будет и налоговое право, и хорошо обученные специалисты, будет и работающий Налоговый кодекс. ”
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15