Рефераты. Обзор и анализ проекта Налогового кодекса Российской Федерации - (курсовая)

p>• включение в налоговое законодательство нормативных актов только законодательных (представительных) органов власти и представительных органов власти издавать нормативные акты только в случаях и по вопросам, прямо предусмотренным в налоговом законодательстве;

• обеспечение защиты прав и законных интересов налогоплательщиков во взаимоотношениях с налоговыми органами, введения понятия умышленного и неумышленного нарушения налогового законодательства;

• усиление социальной направленности подоходного налога с физических лиц; • определение источников формирования Федерального и территориальных дорожных фондов;

• оценка целесообразности увеличения ставки налога на добавленную стоимость с одновременным введением налога с продаж;

• уточнение порядка определения рыночных цен в целях налогообложения; • оценка целесообразности включения в перечень налогов новых видов налогов (налог на доходы от капитала, социальный налог и других).

Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам и финансам совместно со специально созданной комиссией поручено доработать проект Налогового Кодекса с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении не позднее 1 ноября 1997 года.

Судя по многочисленным замечаниям к законопроекту, высказанным депутатами в процессе его обсуждения, текст Налогового Кодекса будет подвергнут серьезной переработке. Представитель Правительства Российской Федерации С. Д. Шаталов высказал готовность к сотрудничеству с депутатами Государственной Думы при подготовке законопроекта ко второму чтению.

    3. Обзор основных моментов проекта Налогового Кодекса РФ.
    Новый этап реформы налоговой системы России.

В 1992 году реформа налоговой системы была проведена путем принятия двух десятков законов, устанавливавших принципы налогообложения и вводивших различные виды налогов: от закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", до так и не введенного в действие закона "О подоходном налоге с предприятий". Одним из существенных недостатков такого подхода было отсутствие взаимосвязи нормативных актов, регулирующих в итоге один и тот же предмет: порядок формирования доходной части бюджетов всех уровней.

2 февраля 1997 года Правительство внесло в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект первой части Налогового кодекса, 30 апреля 1997 года - проект частей II-IV Налогового кодекса Российской Федерации и проект федерального закона "О введении в действие частей второй, третьей, четвертой Налогового кодекса Российской Федерации".

Налоговый кодекс, обсуждаемый в настоящее время - кодифицированный акт, призванный обеспечить четкое и исчерпывающее регулирование налогообложения в Российской Федерации. Его принятие станет новым этапом в становлении стабильной и предсказуемой налоговой системы.

    Основы налоговой системы.

Этому вопросу целиком посвящена часть первая проекта Налогового кодекса Российской Федерации (далее - общая часть). В отличие от действующего ныне Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" общая часть Налогового кодекса содержит значительное количество (около двухсот статей) процессуальных норм, устанавливающих порядок и сроки обжалования решений налоговых органов и их должностных лиц. Детально регламентирован порядок производства по делам о налоговых правонарушениях, определен круг лиц, участвующих в процессе, их права и обязанности.

Отмечу несколько весьма важных для налогоплательщиков положений. Во-первых, кодекс содержит норму о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в срок в установленном порядке в банк платежное поручение на уплату налога при наличии достаточных средств на счете. Уменьшая степень традиционного предпринимательского риска выбора контрагента, эта норма существенно улучшает положение налогоплательщиков и, соответственно (если, конечно, наша банковская система не станет вдруг функционировать как швейцарские часы), ухудшает положение бюджета. Для сравнения напомню, что в настоящее время обязанность по уплате налогов считается исполненной при поступлении денег в бюджет.

Во-вторых, общая часть содержит запрет придавать обратную силу актам налогового законодательства (это норма статьи 57 Конституции России) и требование об их обязательном опубликовании не менее, чем за месяц до вступления в силу. Эти положения автоматически снимают для налоговых законов более общий вопрос о порядке вступления в силу нормативных актов, опубликованных в силу их большого объема по частям.

И, в-третьих, решен вопрос о толковании норм и положений акта налогового законодательства: их издает орган, принявший акт, либо орган, прямо указанный в этом акте. Право издавать инструкции по уплате федеральных налогов (за исключением таможенных пошлин и сборов) предоставлено, как и прежде, Госналогслужбе России по согласованию с Минфином России. Инструкции по уплате таможенных платежей издает ГТК России по согласованию с Минфином России. Общая часть содержит исчерпывающий перечень взимаемых на территории России налогов (всего 30) с делением их на федеральные, региональные (терминологическая неточность законопроекта, согласно Конституции России их следовало назвать налогами субъектов федерации) и местные.

Существенное сокращение количества взимаемых на территории России налогов достигнуто за счет отмены налогов с оборота и налогов, поступления от которых даже не окупают затраты на их взимание. Так, предусмотрена отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социльно-культурной сферы, транспортного налога, сбора на нужды образовательных учреждений, налогов на реализацию ГСМ, на пользователей автодорог, на приобретение автотранспортных средств, на операции с ценными бумагами, сбора за использование наименований "Россия" и "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний, целевых налогов на содержание милиции, благоустройство территорий, региональных налогов на ввозимые товары (препятствующих свободному перемещению товаров и услуг). Кроме того, унифицируются налоги и обязательные платежи со сходной налоговой базой. В частности, вводимый социальный налог призван заменить обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды (кроме Пенсионного).

    Федеральные налоги (часть вторая проекта кодекса).

Налоговый федерализм - чрезвычайно важный вопрос: федеральные, региональные и местные налоги и сборы должны являться элементами единой налоговой системы, обеспечивающими единый налоговый правопорядок в стране.

Федеральные налоги согласно законопроекту взимаются на всей территории России в одинаковом порядке и по ставкам, устанавливаемым федеральным законодательством. К таким налогам относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, социальный налог, госпошлина, таможенные платежи, экологический налог, налог на пользование недрами и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, водный налог, федеральные лицензионные сборы, сбор за использование государственной символики.

Остановлюсь лишь на наиболее существенных изменениях, предусмотренных проектом.

Налог на прибыль. Вводится общепринятый в мировой практике порядок определения налоговой базы как реально полученной прибыли. Вместо понятия "состав затрат, включаемых в себестоимость" в проекте используется понятие "налоговые вычеты". Это выраженная в денежной форме оценка расходов, осуществленных налогоплательщиком непосредственно и исключительно для производства, продвижения на рынок и реализации товаров (работ, услуг), сопровождения, гарантийного надзора и устранения недостатков, выявленных в процессе эксплуатации, а также расходов на подготовку и освоение производства, подготовку кадров и других расходов, связанных с извлечением прибыли. Налоговый кодекс снимает многочисленные ограничения на возможность отнесения расходов на себестоимость. Снимаются ограничения на расходы по рекламе, на проценты по всем видам заемных средств, на страхование коммерческих рисков. Отдельно определены дополнительные налоговые вычеты для кредитных и страховых организаций. Кроме того, вводится принципиально новый порядок амортизации имущества: все находящееся на балансе предприятия имущество объединяется в семь амортизационных групп, при этом амортизации подлежат суммарные балансы каждой амортизируемой группы. Предлагаемые в проекте нормы амортизации значительно выше ныне действующих, а сам принцип определения остаточной стоимости амортизируемого имущества позволяет уже в первые месяцы использования имущества относить на затраты значительную часть его стоимости.

Предприятия, получившие убыток, вправе уменьшить налоговую базу в отчетном периоде на всю сумму полученных убытков или на часть этой суммы (кроме убытка в результате превышения расходов на оплату труда над их нормируемой величиной, которая установлена равной 20 минимальным окладам на каждого работника). Ставка налога устанавливается в размере 35 процентов.

Налог на доходы от капитала. Новый налог, выделенный из налога на прибыль предприятий и подоходного налога с физических лиц. Ставка налога установлена в размере -15 процентов в отношении доходов в виде дивидендов; 12 процентов - в отношении доходов в виде процентов по государственным ценным бумагам. Проценты, начисленные физическому лицу по счетам в российских банках облагаются по ставке 12 процентов при условии, что начисленный процент не превышает ставки рефинансирования ЦБР, 35 процентов - в противном случае. По ставке 35 процентов будут облагаться прочие доходы налогоплательщика в виде процентов. Во всех случаях налог на доходы от капитала удерживается у источника выплаты, что существенно облегчает отчетность налогоплательщиков.

НДС. Авторы проекта предлагают увеличить ставку налога до 22 процентов, отменив одновременно пониженную ставку (10 %). При этом существенно сужается перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от обложения НДС (из него исключены работы по строительству жилых домов, услуги туристских организаций, полиграфическая, редакционная, издательская деятельность). Для предприятий розничной торговли и общественного питания устанавливается порядок определения облагаемого оборота аналогичный порядку, применяемому в настоящее время предприятиями оптовой торговли.

Акцизы. Проект сохраняет действующий в настоящее время порядок исчисления и уплаты акцизов. Перечень подакцизных товаров дополнен дизельным топливом и маслами для дизельных и карбюраторных двигателей. Существенное изменение установление твердых ставок акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия с их индексацией пропорционально изменению цен на промышленную продукцию. Подоходный налог с физических лиц. Упрощена шкала налогообложения: налоговая база до 60 млн. руб. в год будет облагаться по ставке 12 процентов; выше 60 млн. руб - по ставке 7 200 000 плюс 30 процентов от суммы, превышающей 60 млн. руб. Круг налогоплательщиков расширен за счет военнослужащих, которые, однако получат право ежемесячно выводить из-под налогообложения 5 минимальных размеров оплаты труда. Налоговые льготы сохраняются в отношении взносов в Пенсионный фонд России, расходов на содержание детей и иждивенцев, благотворительных взносов. Сохранены льготы и при продаже личного имущества, однако введено ограничение по срокам продажи жилых помещений и земельных участков: из-под налогообложения выводится сумма, равная 5000 минимальных зарплат, если продажа осуществлена не ранее, чем через 5 лет со дня покупки. Социальный налог. Как отмечалось выше, социальный налог объединяет в себе средства, подлежащие зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Налоговая база определяется как сумма вознаграждений и выплат каждому из работников в течение налогового периода для работодателей и сумма доходов, полученных от экономической деятельности либо от творческой деятельности "свободных художников" за вычетом определенных законом расходов. Ставки налога для базы менее 60 млн. руб. применяются следующие: 3. 5 процента в Фонд соцстраха, 1 процент в фонд занятости, 3. 9 процента в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования; для базы свыше 60 млн. руб. : 1. 5 процента в Фонд соцстраха и 2. 5 процента в фонды ОМС. Таким образом, при налоговой базе менее 60 млн. руб. работодателям придется платить 8. 4 процента от налогооблагаемой базы против 10. 5 процента от оплаты труда, начисленной по всем основаниям, уплачиваемых в настоящее время. Отмечу, что этот раздел проекта содержит всего шесть статей, которых явно недостаточно для регулирования порядка исчисления и уплаты социального налога.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.