Рефераты. Основы правового статуса государственного служащего - (курсовая)

Основы правового статуса государственного служащего - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    План.
    Введение. – 2
    Понятие, значение и принципы государственной службы. – 3
    Законодательные основы государственной службы. – 10
    Понятие и классификация государственных должностей. – 14
    Понятие и классификация государственных служащих. – 16

Основы административно-правового статуса государственных служащих. - 22

Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы. – 28

    Поощрения и ответственность государственных служащих. – 35
    Обеспечение эффективности государственной службы. – 39
    Заключение. – 40 –
    Список литературы. – 41
    I . Введение.

Административное право - одна из древнейших и профилирующих, опорных и базисных отраслей правовой системы наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом.

Несмотря на то, что долгое время средства массовой информации и некоторые ученые связывали все ''административное'' с чем-то чисто бюрократическим, чиновничьим, с бездушным отношением к нуждам и потребностям гражданина, с приказным руководством поведением людей и работой предприятий, учреждений и организаций, с беззащитностью человека от произвола чиновников, и в 30-е годы даже курс ''Административное право'' был изъят из учебных планов юридических высших учебных заведений, сегодня административное право прочно занимает место одной из ведущих научных и учебных дисциплин.

Административное право имеет большое общественное и жизненно важное значение. Сам термин ''административное'' означает руководство, управление. А разве может организованное общество существовать без управления? На данный вопрос в свое время дал образный и предельно ясный ответ К. Маркс, сказав: ''Отдельный скрипач сам управляет собой, а оркестр нуждается в дирижере''. Наше общество с его многочисленными и многообразными связями и есть ''оркестр'', слаженное звучание которого возможно при наличии ''дирижера'' (государственного управления).

Главной задачей государственного управления является обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех частей, составляющих нашу общественную организацию, Государственное управление представляет собой механизм исполнительной власти–одной из отраслей единой государственной власти. Органы исполнительной власти управляют экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни, обеспечивая при этом исполнение требований российского законодательства. Их деятельность носит административный, то есть управленческий, исполнительный, внесудебный характер.

В своей исполнительной деятельности они выражают публично-правовой интерес, для чего наделяются значительными юридически властными полномочиями, которые используют во взаимоотношениях с гражданами, общественными объединениями, коммерческими и некоммерческими организациями, с органами субъектов Федерации и т. д.

Трудно отыскать такой участок нашей жизни, где мы так или иначе не вступали бы в соответствующие контакты с исполнительной властью, а, следовательно, с административным правом. Именно поэтому, административное право очень интересно и как учебная дисциплина. Ведь государственное управление тесно связано с жизненными повседневными интересами граждан.

Темой своей курсовой работы я выбрала ''Основы правового статуса государственного служащего''. Ведь именно государственным служащим как субъектам административного права принадлежит важнейшая роль в решении таких задач, как управление экономической, социально-культурной и административно-политической сферами. Именно перед ними стоит задача укрепления российской государственности и реформирования общества на основах демократии и права. А потому мне показалось интересным раскрыть в своей работе основные составляющие правового статуса данных субъектов административного права, а также значение деятельности государственных служащих на современном этапе развития общества.

    Понятие, значение и принципы государственной службы.

Происходящие в стране преобразования во всех сферах жизни общества и государства породили новые требования, предъявляемые к государственным служащим. Поскольку функционирование государственного аппарата в условиях перехода к рыночным отношениям в значительной степени перестало соответствовать задачам осуществления рыночных реформ, возникла необходимость реформирования государственной службы. Цель ее реформирования состоит в том, чтобы создать государственный аппарат нового типа, способный работать в современных и будущих политических и экономических условиях, аппарат высокопрофессиональный, компетентный, экономичный и дисциплинированный. Решение этой задачи включает в себя и установление соответствующего административно-правового статуса государственных служащих.

До недавнего времени в нашем законодательстве не было определения понятия '' государственная служба''. В юридической литературе в это понятие вкладывалось выполнение служащими государственных организаций (органов, предприятий, учреждений и т. д. ) трудовой деятельности, предусмотренной занимаемыми должностями, направленной на осуществление задач и функций государства и оплачиваемой им. При этом государственными служащими считались все служащие в любой государственной организации.

Теперь же, согласно Федеральному закону ''Об основах государственной службы Российской Федерации'' от 31. июля 1995 г. в понятия '' государственный служащий '' и '' государственная служба'' вкладывается иной, новый смысл. Согласно данному закону к государственным служащим относятся только лица, замещающие государственные должности в государственных органах, а не в любых государственных организациях (например, служащие государственных вузов не считаются государственными служащими). Государственные должности в государственных органах разделены на категории '' А'' (политико-судебные должности), '' Б'' (патронажные должности), и ''В'' (административные должности) в зависимости от целей их учреждения.

Государственные должности категории ''А'' –это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, Федеральными законами (государственные должности РФ), конституциями, уставами субъектов РФ (государственные должности субъектов РФ) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти Субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие).

Государственные должности категории ''Б'' учреждаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке для того, чтобы непосредственно обеспечить исполнение полномочий лицами, замещающими должности категории ''А'' (рабочий аппарат президента, рабочие аппараты правительства, министерств, ведомств и других государственных органов).

Государственные должности категории ''В'' –должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий (секретари, курьеры, водители и другие).

Исходя из такого деления государственных должностей, можно вывести понятие ''государственная служба'', которое и дано в Федеральном Законе '' Об основах государственной службы Российской Федерации'' от 31 июля 1995 г. Подгосударственной службойпонимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей только лицами, замещающими государственные должности категорий ''Б'' и ''В''. Понятие государственной службы не распространяется на лиц, замещающих государственные должности категории ''А'', так как Законом они не отнесены к государственным служащим.

Деятельность государственных служащих, замещающих должности категории ''Б'', ''В'', как это подчеркнуто в самом определении понятия ''государственная служба'', носит обслуживающий, вспомогательный характер, она предназначена для того, чтобы обеспечивать исполнение полномочий лицами, замещающими должности категории ''А''. Поэтому имеется отличие и в наименование видов должностей: если должности категории ''А'' называются просто государственными должностями, то должности категории ''Б'' и ''В''– государственными должностями государственной службы. Есть определенные сложности, связанные с самой формулировкой '' обеспечение исполнения полномочий лицами, замещающими должности категории ''А''. Можно понять государственную службу как службу при высших государственных должностных лицах, а не службу у общества и государства. Но в действительности же государственная служба представляет собой вид общественно полезной профессиональной деятельности, которая в конечном итоге заключается в осуществлении полномочий того государственного органа, в котором государственный служащий занимает должность категории ''Б'' или ''В''. То есть его профессиональная деятельность направлена на осуществление государственных функций, являясь выражением публичной власти, а не власти лица, замещающего должность категории ''А''. При этом объем полномочий лиц, замещающих должности категории ''Б'' и ''В'', меньше, чем у лиц, замещающих должности категории ''А''; должности категории ''Б'' и ''В'' поставлены в зависимость от должностей категории ''А''.

Кроме того, Федеральным законом ''Об основах государственной службы Российской Федерации'' от 31 июля 1995 г. установлено: государственная служба на государственных должностях категории ''Б'' ограничена сроком, на который назначаются и избираются лица, замещающие государственные должности категории ''А''. По существу, это означает юридическое закрепление института временных служащих. Лица, находящиеся на должностях категории ''Б'' (помощники, советники, консультанты, референты и другие), призваны непосредственно обеспечивать исполнение полномочий лиц, замещающих должности категории ''А'', пока последние замещают свои должности. Если эти лица сменяются, предполагается возможность замены лиц, замещающих должности категории ''Б''. Так, например, в соответствии со статьей 81 Конституции РФ президент РФ избирается на четыре года. В соответствии с Федеральным законом ''Об основах государственной службы Российской Федерации'' этим сроком ограничена служба Руководителя администрации, Первого помощника, Управляющего делами Президента и других лиц, замещающих должности категории ''Б''.

Система государственной службы может строиться по различным основаниям. Учитывая Федеративное устройство России, государственная служба включает в себя:

федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации; государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении. Федеральная государственная служба осуществляется в федеральных государственных органах, функционирующих в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Государственная служба в субъектах РФ осуществляется в аппаратах органов представительной, исполнительной и судебной власти, а также в иных государственных органах, выполняющих от имени субъекта РФ его государственные функции и отнесенных его законодательными актами к государственной службе. На государственной службе в субъекте РФ не состоят судьи, граждане, работающие в государственных органах по трудовым договорам (контрактам) или гражданско-правовым договорам, а также вспомогательно-технический персонал. Значение государственной службыобусловливается тем, что среди всех вопросов, решаемых государством, стержневым является вопрос о кадрах, в первую очередь руководителей. Именно государственный аппарат призван претворять в жизнь реформы, новые идеи и законоположения, а ведь очевидно, что основная масса недостатков связана с неумением, а порой и неприятием реформаторских программ со стороны некоторой части аппаратчиков, или даже с их коррумпированностью. Эффективное использование кадрового потенциала государства–приоритетная общенациональная задача. Различные политики приходят и уходят, а машина государственного управления должна при всех обстоятельствах работать безупречно. Проводимое реформирование государственной службы должно обеспечить четкую, эффективную и экономную деятельность государственного аппарата, предотвратить возможность использования его в партийных и групповых интересах. Федеральным законом ''Об основах государственной службы Российской Федерации'' от 31 июля 1995 г. установлены следующиепринципы государственной службы. Принцип верховенства Конституции Российской Федерации и Федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. Данный принцип отражает требование части 2 статьи 4 Конституции РФ о том, что Конституция страны и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Конституция предполагает формирование такой системы, в которой высшей юридической силой обладает главный закон государства–его Конституция, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать. Этот всеобщий принцип является необходимым условием функционирования государства в режиме законности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.