Рефераты. Основы правового статуса государственного служащего - (курсовая)

p>Оценка служебной деятельности служащего основывается на его соответствии квалификационным требованиям по замещаемой должности, определении его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности. Должны учитываться его профессиональные знания, опыт работы, повышение квалификации и переподготовки, а также (в отношении соответствующие группы должностей) организаторские способности. По результатам аттестации аттестационная комиссия вправе внести на рассмотрение руководителя государственного органа мотивированные рекомендации: о повышении федерального служащего в должности; присвоении очередного квалификационного разряда; об изменении надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы); о включении в резерв на выдвижение на вышестоящую должность.

В соответствии с этими рекомендациями руководитель государственного органа принимает решение, которое реализуется: при наличии вакантной вышестоящей должности–своим приказом, в ином случае он возбуждает ходатайство перед соответствующим органом (должностным лицом).

Федеральный государственный служащий в случае признания его несоответствующим замещаемой должности направляется на повышение квалификации или переподготовку либо, с его согласия, переводится на другую государственную должность. При его отказе от повышения квалификации, переподготовки или перевода на другую государственную должность руководитель органа вправе принять решение об увольнении служащего в соответствии с трудовым законодательством. Вопросы, связанные с проведением аттестации, могут рассматриваться вышестоящим государственным органом, а по инициативе не согласных с ее результатами– в суде.

Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвоения квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные должности, аттестация государственных служащих устанавливается федеральным законом. До принятия такого закона действует Положение о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральными государственным служащим, утвержденное Указом Президента РФ от 22 апреля 1996 г.

Согласно Указу присвоение федеральному государственному служащему квалификационного разряда производится по замещаемой им государственной должности группы на основе квалификационных требований. При этом полученный чин или дипломатический ранг сохраняется за работником и при переводе (переходе) его в другой государственный орган или на другую государственную должность. До присвоения классного чина по новому месту работы он будет получать и предусмотренные за это выплаты.

Положение определяет также порядок присвоения квалификационных разрядов. Классный чин действительного государственного советника и государственного советника РФ присваивается Президентом РФ по представлению руководителя Федерального органа или его аппарата, а остальные ранги– руководителем государственного органа. Решение о присвоении федеральному государственному служащему квалификационного разряда оформляется актом Президента или приказом либо иным актом руководителя органа. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку и личное дело служащего. Со дня присвоения федеральному государственному служащему квалификационного разряда ему устанавливается надбавках должностному окладу в установленных размерах. При прекращении федеральной государственной службы квалификационный разряд сохраняется. Вопросы, связанные с порядком присвоения и сохранения квалификационных разрядов, рассматриваются соответствующим государственным органом в пределах его полномочий или в суде.

Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию. Выход на пенсию государственного служащего осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. Предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы–60 лет. Законом допускается продление нахождения на государственной службе государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигших предельного для государственной службы возраста решением руководителя соответствующего государственного органа. Вместе с тем однократное продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на год. Если госслужащий достиг возраста 65 лет, продление нахождения его на государственной службе не допускается. Однако возможно и при достижении этого возраста продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора. Помимо оснований, указанных в ст. 29-37 КЗоТ, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях:

достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы;

    прекращения гражданства РФ;

несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего;

разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

возникновения других обстоятельств, ограничивающих нахождение на государственной службе.

Сведения о прохождении гражданином государственной службы содержатся в его личном деле. Оно ведется кадровой службой соответствующего государственного органа и при переводе государственное служащего передается по новому месту его государственной службы. Сведения о государственных служащих вносятся в федеральный реестр государственных служащих и в реестры государственных служащих субъектов Федерации. Запрещается сбор и внесение в личные дела и реестры государственных служащих сведений об их политической и религиозной принадлежности и частной жизни.

Особенности государственной службы в отдельных государственных органах определяются федеральными законами. Это касается военной службы, государственной службы в органах внутренних дел, в федеральных органах налоговой полиции, таможенных органах, дипломатической службы, государственной и иной службы казачьих обществ.

    Поощрения и ответственность государственных служащих.

Поощрения применяются за успешное и добросовестное выполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности. Это–важное средство воспитания государственных служащих и укрепления служебной дисциплины.

Согласно ст. 131, 134 КЗоТ применяются следующие поощрения: объявление благодарности; выдача премии; награждение ценным подарком; награждение Почетной грамотой; занесение в Книгу почета, на Доску почета. За особые заслуги работники представляются к награждению орденами, медалями, нагрудными значками и к присвоению почетных званий и звания лучшего работника по профессии. Указом Президента РФ от 1 июня 1993 г. утверждено Положение о государственных наградах РФ. В нем содержатся правила, касающиеся всех граждан: основания награждения, его виды, порядок возбуждения ходатайства о награждении, вручения наград, их ношения и другие.

Правовыми актами, предусматривающими особенности правового статуса некоторых категорий государственных служащих, установлены специальные меры поощрения: досрочное присвоение воинского, специального звания, классного чина, повышение в должности и др.

Меры поощрения к государственным служащим могут применяться лишь теми органами и руководителями, которым предоставлено такое право. При этом они обязаны применять только поощрения, предусмотренные соответствующими нормативными актами, в пределах предоставленной им власти в установленном порядке. Наряду с поощрением законодательство предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность государственных служащих, а именно: дисциплинарную, административную, материальную и уголовную. Ответственность выражается в применении к государственным служащим тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных законодательством, за виновное совершение ими правонарушений, то есть за такие поступки и действия, которые юридически признаны как противоправные. Как известно, правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты).

Дисциплинарная ответственность – это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке. Она установлена на общих основаниях с другими гражданами (равенство перед законом, единая процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях и т. п. ). Однако характер профессиональной деятельности государственных служащих предопределяет и некоторые особенности регулирования их ответственности. Например, в ряде случаев для них установлена повышенная ответственность, соразмерность ответственности замещаемой должности, санкции, которые могут быть применены только в отношении служащего (предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинском или специальном звании и др. )

Нормативными актами, регулирующими этот вид юридической ответственности, являются Федеральный закон ''Об основах государственной службы Российской Федерации'', Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел, Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции и некоторые другие. Они устанавливают основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, а также порядок их применения и обжалования с учетом конкретных условий государственной службы. Статья 14 Федерального закона ''Об основах государственной службы Российской Федерации'' от 31 июля 1995 г. устанавливает, что дисциплинарные взыскания могут налагаться на государственного служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение им возложенных на него обязанностей (должностной проступок). Наиболее серьезными должностными проступками являются те из них, которые приводят к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента и решений судов. Чаще всего они выражаются в том, что должностными лицами и работниками федеральных органов исполнительной власти субъектов Федерации нарушаются порядок реализации и сроки исполнения поручений, установлений, не предусмотренных федеральными законами и указами Президента процедур реализации прав граждан, в выполнении норм и поручений не в полном объеме либо искажения их содержания. По вопросам ответственности за такие должностные проступки Президентом 6 июня 1996 г. был издан специальный Указ ''О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы''. В частности, данный Указ предусматривает, что должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, на которых наложено дисциплинарное взыскание за указанные проступки, не подлежат в течение года премированию, представлению к награждению правительственными наградами (кроме случаев проявления мужества на пожаре, при спасении утопающих, при защите правопорядка или в условиях боевых действий) и знаками отличия, повышению в должности или представлению для присвоения очередного квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания). Эти лица могут быть также направлены на внеочередную аттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) либо лишены квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания). В Федеральном законе ''Об основах государственной службы Российской Федерации'' содержится ряд конкретных обязанностей, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых расценивается как должностной проступок, влекущий дисциплинарную ответственность. Например, ответственность наступает за нарушение требований ст. 5, предусматривающей обязанность государственного служащего признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; ст. 10–обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, органов и организаций, исполнять приказы, распоряжения и указания, вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Кроме названных, могут быть и другие, самые разнообразные случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей, расцениваемых как должностной проступок. Вместе с тем законодательством предусмотрены и такие случаи, когда отдельные категории государственных служащих подлежат дисциплинарной ответственности за поступки, имевшие место не при исполнении служебных обязанностей, если эти поступки несовместимы с достоинством и назначением государственных служащих ввиду особого характера выполняемых ими обязанностей.

Видами дисциплинарных взысканий являются: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Дисциплинарное взыскание налагается органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность. Это правило обусловлено характером взысканий: в частности, право предупреждать о неполном служебном соответствии и решать вопрос об увольнении от должности предоставляется тем органам и руководителям, которым принадлежит право назначения на должность.

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Эта мера также применяется распоряжением руководителя, имеющего право назначать служащего на должность. Порядок проведения служебных расследований, применения и обжалования дисциплинарных взысканий определяется законодательством. На этот счет применяются нормы трудового законодательства, а в отношении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов налоговой полиции–Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, соответствующие положения о прохождении службы.

К административной и материальной ответственности лица, находящиеся на гражданской государственной службе, привлекаются на общих основаниях с негосударственными служащими.

Материальная ответственность – обязанность работника, служащего возместить ущерб, причиненный предприятию, организации в пределах и в порядке, установленном законодательством. Материальная ответственность государственного служащего наступает за служебный проступок, в результате которого причинен материальный ущерб государству, учреждению, организации. Возмещение ущерба может применяться наряду с наложением дисциплинарного взыскания.

    Материальная ответственность наступает в случаях:
    реального ущерба,

непосредственной причинной связи между проступком и наступившими вредными последствиями,

    вины правонарушителя в причиненном ущербе,

если виновные действия не являются преступлением, (уголовная ответственность). Материальная ответственность наступает либо в административном порядке, либо по решению суда.

В соответствии с Положением о Федеральной государственной службе, утвержденным Указом Президента от 22 декабря 1993 г. , на государственных служащих распространяется законодательство о труде, за изъятиями, установленными данным Положением:

ответственность ограничивается определенной частью жалованья, не должна превышать полного размера ущерба и среднего месячного жалованья, при определении ущерба учитывается только прямой, действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются,

материальная ответственность свыше среднего месячного жалованья устанавливается в соответствии со статьей 121 КЗоТ (когда на работника возложена материальная ответственность, заключен письменный договор о сохранности имущества, когда ущерб причинен не при исполнении служебных обязанностей, в результате недостачи или порчи, в нетрезвом состоянии).

Военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные несут материальную ответственность на основании Положения о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству. Они не несут ответственности, когда ущерб причинен вследствие добросовестного исполнения приказа, оправданного служебного риска, в ходе других правомерных действий.

    Обеспечение эффективности государственной службы.

Координация деятельности по реализации задач государственной службы, вытекающих из Федерального закона '' Об основах государственной службы Российской Федерации'' от 31 июля 1995 г. , осуществляется Советом по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации. Совет по вопросам государственной службы состоит из равного числа представителей Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, высших органов судебной власти РФ.

Совет по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации: анализирует состояние и эффективность государственной службы в органах государственной власти, координирует разработку проектов нормативных актов по вопросам организации государственной службы;

организует совместно с соответствующими государственными органами работу по формированию конкурсных (государственных конкурсных) комиссий, проведению аттестации и государственных квалификационных экзаменов;

информирует граждан о проведении конкурсов на замещение вакантных государственных должностей государственной службы;

координирует методическую работу органов по вопросам государственной службы и кадровых служб государственных органов;

разрабатывает предложения по формированию Реестра государственных должностей РФ и внесению в него изменений, ведет федеральный реестр государственных служащих;

осуществляет методическое руководство профессиональной подготовкой, переподготовкой (переквалификацией) и повышением квалификации государственных служащих, а также резервов на выдвижение на вышестоящие государственные должности государственной службы

    Заключение.

Подводя итоги хочется еще раз отметить, что формирование правового государства, правовая реформа на основе верховенства Конституции РФ, приоритета закона во всех сферах жизни общества не оставили в стороне и сферу исполнительной власти. Резко возросла роль административного законодательства, почти в каждом законе содержатся нормы административного права, усиливаются средства, обеспечивающие неуклонное соблюдение в сфере государственного управления законности и дисциплины, расширяется и усиливается административный контроль и надзор. 20 декабря 2001 года Государственной Думой принят Новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

На данном этапе именно государственному аппарату принадлежат функции по претворению в жизнь реформ, новых идей и законоположений. Для того чтобы избежать недостатков, связанных с неумением работников государственного аппарата (государственных служащих), государство должно обеспечивать эффективное использование кадрового потенциала государства. А проводимое реформирование государственной службы должно обеспечивать эффективную деятельность государственного аппарата.

    Список литературы:
    Конституция Российской Федерации;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Федеральный закон ''Об основах государственной службы Российской Федерации'' от 31 июля 1995 г.

Федеральный закон '' О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации'' от 8 января 1998 г.

Указ Президента РФ № 3 ''О государственных должностях Российской Федерации'' от 11 января 1995 г.

Указ Президента №11 ''Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего'' от 9 марта 1996 г.

Сборник нормативных актов по административному праву Российской Федерации, Екатеринбург, ''Диамант'', 1996 г.

Козлов М. Ю. , Попова Л. Л. ''Административное право'', Москва, ''ЮРИСТЪ'', 1999 г.

Григорян С. А. , Бровко Н. В. , Соколова Ю. А. '' Административное право'', Ростов-на-Дону, ''Март'', 2002 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.