Рефераты. Основы правового статуса государственного служащего - (курсовая)

p>Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия обязывает государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Данный принцип основан на конституционной норме, устанавливающей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита–обязанность государства. Это новое положение в российском законодательстве. Для правового государства, которое предполагается создать в России, должно быть обязательным признание личности высшей ценностью и неотвратимость предусмотренной Федеральным законом ''Об основах государственной службы Российской Федерации'' ответственности всех государственных служащих за деяния, ведущие к нарушению прав, свобод и законных интересов граждан. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и Субъектами Российской Федерации. Статьей 5 Конституции РФ закреплено федеративное устройство государства. Это предполагает последовательное раскрытие в текущем федеральном законодательстве единства основ организации государственной службы. В то же время это предполагает разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в целях обеспечения эффективности государственной службы. Исходя из Федерального закона '' Об основах государственной службы Российской Федерации'' от 31 июля 1995 г. субъекты Федерации вправе издавать свои акты по вопросам государственной службы, учитывающие местные условия, включая национальные особенности. Такими актами устанавливаются, например, порядок подбора лиц для замещения государственный должностей категории ''Б'', порядок и условия проведения аттестации, конкурса, порядок ведения личных дел. Принцип разделения властей –законодательной, исполнительной, судебной, закрепленный в статье 10 Конституции РФ, выражает, прежде всего, самостоятельность каждой из этих власти, независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций. В то же время из сущности этого принципа вытекает то, что государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного, исполнительного органа, а депутаты не могут находиться на государственной службе, то есть невозможно совмещение служебной деятельности в органах разных ветвей государственной власти. Принцип равного доступа граждан к государственной службе закреплен в части 4 статьи 32 Конституции РФ. Его сущность заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, языка, национальности, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к государственной службе обусловлена лишь российским гражданством, возрастом и другими требованиями, установленными для государственных служащих. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий в соответствии с законодательством, является одним из устоев российской государственности. Он вытекает из единства системы государственной власти и верховенства закона, из подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Благодаря этому создаются реальные условия для исполнительской дисциплины во всех звеньях государственного механизма.

Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, означает, что в отношении всех государственных служащих федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Федерации должны использоваться общероссийская система государственных должностей и квалификационных разрядов (званий, рангов), единый порядок прохождения государственной службы, общие перечни прав и обязанностей, ограничений и гарантий, общие системы подготовки кадров и контроля их компетентности. Принцип профессионализма и компетентности –основной критерий, который используется при отборе кандидата на вакантную государственную должность. Предпочтение отдается наиболее достойному, имеющему лучшую подготовку, больший стаж работы по специальности, показавшему на деле свои организаторские способности.

Принцип гласности предполагает открытость законодательства о государственной службе, доступность государственных органов и решение ими вопросов о судьбе, правовом положении государственного служащего с его ведома и согласия. Подлинной подконтрольности государственных служащих не может быть без расширения гласности, учета общественного мнения, открытости и доступности для контроля. Ни один работник государственных органов не может оставаться вне контроля, вне критики. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, исполнение своих должностных обязанностей закреплен в законодательстве, это помогает укреплять государственную дисциплину, формировать чувство личной ответственности государственных служащих за порученное дело.

Принцип внепартийности и внеконфессиональности государственной службы означает, что в государственных органах не образуются структуры политических партий и движений, государственные служащие не могут при исполнении должностных полномочий руководствоваться решениями политических партий и движений, иных общественных, религиозных объединений. Задачи и функции, выполняемые государственными служащими, требуют от них политической и религиозной беспристрастности.

Принцип стабильности кадров в государственных органах означает относительное постоянство кадров, минимизацию их текучести при стабильном штатном составе. Это одно из важнейших условий качественного функционирования государственных органов.

Указанные принципы образуют исходные основания организации государственной службы и служат руководящими идеями нормативного регулирования института государственной службы в Российской Федерации.

    Законодательные основы государственной службы.

В Российском государстве правовой институт государственной службы сформировался во времена правления Петра I. Табель о рангах 1722 года подразделяла гражданскую и военную службу на 14 классов (рангов), устанавливала звания чиновников, порядок прохождения ими службы. Период XVIII–XIX вв. характеризуется дальнейшим формированием института государственной службы. Последний Закон о гражданской (государственной) службе был принят в 1896 году.

В годы Советской власти институт государственной службы не получил законодательного оформления. Временное положение о службе, принятое в 1922 году, лишь частично регламентировало государственно-служебные отношения. Основная регулятивная нагрузка легла на Кодекс законов о труде, а к нему примыкали различные постановления и распоряжения о требованиях к отдельным категориям служащих о порядке аттестации, нормативные акты министерств и ведомств (МВД, МИД и т. д. ) в виде типовых или примерных должностных инструкций.

В российской Федерации становление правового института государственной службы началось с 1993 года. Первыми нормативными актами в этой сфере явились Положение о федеральной государственной службе, утвержденное Указом Президента от 22 декабря 1993 года, Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации и Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденные указами Президента РФ от 11 января 1995 года. На данный момент существует много нормативных актов Российской Федерации и субъектов Федерации, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере государственной службы.

Круг и содержание нормативных правовых актов, которыми регулируются вопросы государственной службы, предопределяются условиями возникновения и реализации государственно-служебных отношений.

Для того чтобы решить вопросы, связанные с замещением и осуществлением государственными служащими своих полномочий, необходимо сначала определить систему органов государственной власти и их внутреннюю (организационно-штатную) структуру, утвердить перечень государственных должностей и классифицировать их по категориям и группам, установить объем полномочий и функций по каждой должности, а также квалификационные требования к государственным служащим, замещающим эти должности (по образованию, стажу и опыту работы по специальности и т. д. ).

При определении правового положения государственного служащего как участника государственно-служебных отношений в законодательстве должны быть установлены: его права, обязанности и гарантии; ограничения, связанные с государственной службой; поощрения и ответственность.

Правовыми нормами регулируются также вопросы прохождения службы: поступление на государственную службу, способы замещения вакантных должностей, аттестация государственного служащего, присвоение квалификационных разрядов, прекращение государственной службы.

Необходимой предпосылкой реализации государственно-служебных отношений является определение конкретных государственных органов и должностных лиц, которым предоставляется право осуществлять прием граждан на государственную службу, а также назначать и перемещать их в должности, присваивать им квалификационные разряды (воинские и специальные звания, классы, чины, дипломатические ранги) при прохождении государственной службы.

Важный элемент работы с кадрами государственных органов - осуществление государственной кадровой политики. Кадровая политика закрепляется в законах, иных нормативных правовых актах и посредством их претворяется в жизнь. Удачный результат кадровой политики напрямую зависит от качества государственного аппарата, от исполнения им законодательства, от его исполнительской дисциплины.

Государственная служба Российской Федерации включает в себя: Федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ. Это деление государственной службы на два вида предопределяет существование двух видов законодательства, регулирующего государственно-служебные отношения. Законодательство о государственной службе состоит из Федеральной Конституции, Федерального закона '' Об основах государственной службы Российской Федерации'' от 31 июля 1995 г. , других федеральных законов и многочисленных нормативных актов, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных актов Субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации играет принципиально важную роль в правовом регулировании государственной службы. Именно она определяет, какие руководящие государственные должности РФ относятся к категории ''А'' и в чем состоят их отличия от должностей, относящихся к категориям ''Б'' и ''В''. В Конституции РФ определена также компетенция Государственной Думы, Совета Федерации и Президента РФ по назначению на должности и освобождению от должности государственных служащих. Она содержит и некоторые другие положения, касающиеся подбора и расстановки руководящих кадров государственных органов.

Федеральный закон ''Об основах государственной службы Российской Федерации'' от 31 июля 1995 г. устанавливает правовые основы организации государственной службы, основы правового положения государственных служащих и порядок прохождения государственной службы. Основная цель данного Закона–это создание единой общефедеральной правовой базы государственной службы, придание ей профессионального характера. Закон способствует развитию правовой базы для борьбы с бюрократизмом, коррупцией, произволом чиновничества, практикой подбора кадров по принципу личной преданности. Он направлен не только на повышение требований к государственным служащим, их обязанностям, но и на обеспечение их правовой и социальной защищенности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.