Органы законодательной (представительной) властивыполняют законодательную и контрольную функции в отношении органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией РФ. Для успешного выполнения этих ответственных функций, например, палаты Федерального Собрания должны располагать высококвалифицированными аппаратами сотрудников. Поэтому на должности категории ''Б'' и ''В'' (руководители аппарата и секретариата, их помощники и советники, начальники управлений и отделов и др. ) здесь подбираются специалисты-практики и ученые в области государственного управления, экономики, информатики, финансов и права. Только такой аппарат способен обеспечивать нормальную работу парламента.
Органы исполнительной властиосуществляют организационно- управленческую и исполнительно- распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата. В их системе занято более 85% государственных служащих. Управление требует, прежде всего, способностей к комплексному, системному и прогностическому видению общественных явлений, процессов и отношений. Данные качества необходимы всем руководителям, самостоятельно принимающим управленческие решения, и другим государственным служащим, участвующим в подготовке таких решений. Главным критерием пригодности для занятия той или иной государственной должности категории ''Б'' и ''В'' в сфере исполнительной власти становится профессиональная подготовка на уровне мировых стандартов. Судебная власть, согласно статье 118 Конституции Российской Федерации, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и другая функция–возможность контроля за законностью актов государственных и иных органов (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ). Обеспечение исполнения полномочий судей возложено прежде всего на аппараты соответствующих судов, в которых учреждены государственные должности категорий ''Б'' и ''В''. Кроме того, имеются специальные государственные органы, на которые возложен ряд функций по обеспечению исполнения полномочий судей. Так, Федеральным законом '' О судебных приставах'' от 21 июля 1997 г. на службу судебных приставов возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов.
Федеральным законом ''О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации'' от 8 января 1998 г. установлено, что этот федеральный государственный орган осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов. Федеральный закон ''О прокуратуре Российской Федерации'' от 17 ноября 1995 г. определил требования к профессиональному уровню кандидатов на должности прокуроров различного уровня, а также меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей, являющихся государственными служащими.
Исходя из текущей и перспективной потребности в государственных служащих, государством планируется и организуется их подготовка путем обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, а также путем приобретения опыта работы по специальности, необходимого для выдвижения на вышестоящие должности. При этом согласно указу Президента РФ от 3 сентября 1997 г. , обязательную профессиональную переподготовку проходят лица, впервые назначенные на руководящие государственные должности федеральной государственной службы 9 не ниже заместителя начальника отдела), в течение первого года работы в этих должностях, а затем–обязательное повышение квалификации (не реже одного раза в три года). Обязательная профессиональная переподготовка и повышение квалификации этих лиц осуществляются в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и подведомственных ей образовательных учреждениях, а также в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Ежегодно планом предусматривается возможность подготовки лиц, замещающих государственные должности государственной службы субъектов Федерации.
По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на: должностных лиц (руководители, представители власти) и служащих, не являющихся должностными лицами.
Ранее применявшееся разделение служащих на три категории: руководителей, специалистов и технических исполнителей– с чем были связаны государственно-властные полномочия и их объем –утратило свое значение. Сейчас характер государственно-служебных отношений и объем государственно-властных полномочий государственных служащих вытекает из установленного деления занимаемых ими государственных должностей категорий ''А'', ''Б'' и ''В''.
Государственно-служебные отношения подразделяются на внутренние (внутриорганизационные) и внешние. Внутриорганизационные правоотношения возникают у каждого государственного служащего на основе законодательства в связи с замещением государственной должности. Другой стороной такого правоотношения является государство в лице органа или должностного лица, уполномоченного назначать на соответствующую должность (замещать ее). Внутриорганизационными являются также отношения, возникающие у государственного служащего со своими начальниками– с момента замещения государственной должности –по поводу организации работы, распределения обязанностей, поощрения и ответственности и т. п.
Внешними считаются государственно-служебные отношения, которые на основе законодательства складываются между государственными служащими и другими субъектами (гражданами, государственными и негосударственными организациями) в связи с осуществлением им своих должностных полномочий. Эти правоотношения возникают с момента замещения гражданином государственной должности. Но в качестве представителя государства может выступать не каждый, а только тот служащий, который по занимаемой должности наделен государственно-властными полномочиями, - должностное лицо. К должностным лицам и представителям власти можно отнести работников государственных органов, чьи властные полномочия публичного характера выходят за пределы этих органов. Их распорядительные действия (полномочия) могут распространяться на граждан и юридических лиц, организационно не подчиненных им по службе (например, прокуроры, следователи, судебные исполнители, работники милиции, налоговой полиции, различных государственных инспекций и других контрольно-надзорных органов). Согласно федеральному закону '' О службе в таможенных органах Российской Федерации'' от 21 июля 1997 г. должностными лицами являются граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым присвоены установленные этим Законом специальные звания (от прапорщика таможенной службы до действительного государственного советника таможенной службы РФ).
Лица, замещающие должности категорий ''Б'' и ''В'', как правило, являются участниками внутренних (внутриорганизационных) государственно-служебных отношений. Лишь некоторые из них могут выступать от имени соответствующего органа во внешних государственно-служебных отношениях с другими субъектами (гражданами, государственными и негосударственными организациями) в пределах, предоставленных законодательством.
В зависимости от срока службы можно выделить государственных служащих, назначаемых на государственную должность на неопределенный срок (например, на должность категории ''В''), на определенное время (например, на должность категории ''Б''), с установленным испытательным сроком (при поступлении на государственную службу). В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовке, государственные служащие подразделяются на пять групп соответственно делению государственных должностей государственной службы: высшие – 5 группа, главные – 4 группа, ведущие – 3 группа, старшие – 2 группа, младшие – 1 группа.
Квалификационные разряды(звания, классы, чины, ранги) также являются критерием для подразделения государственных служащих. Особенностью квалификационных разрядов является то, что они присваиваются персонально каждому государственному служащему, замещающему должность категории ''Б'' или ''В'', с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации. Лица, которым присвоены соответствующие квалификационные разряды, носят форменную одежду, могут иметь знаки различия, в частности, погоны.
Квалификационные разряды подразделяются на группы соответственно тем группам, на которые подразделяются государственные служащие государственной службы. В этом выражается неразрывность сущности квалификационного разряда с той или иной должностью категории '' Б'' или ''В'', зависимость разряда от замещаемой должности. Следовательно, квалификационные разряды указывают на соответствие государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемых к государственным должностям государственной службы соответствующих групп. При продвижении на более высокую должность у государственного служащего, отвечающего другим установленным требованиям, возникает право на присвоение ему квалификационного разряда (звания, класса, чина, ранга), предусмотренного для этой должности.
Согласно Федеральному закону ''Об основах государственной службы Российской Федерации'' (п. 3 ст. 7) лицам, замещающим должности категории ''Б'' и ''В'', могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:
действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса –лицам, замещающим высшие (5-й группы) государственные должности государственной службы,
государственный советник РФ 1, 2, 3-го класса – лицам, замещающим главные (4-й группы) должности, советник РФ 1, 2, и 3-го класса – лицам, замещающим ведущие (3-й группы) должности, советник государственной службы 1, 2, 3-го класса – лицам, замещающим старшие (2-й группы) должности, референт государственной службы 1, 2 и 3 класса –лицам, замещающим младшие (1-й группы) государственные должности государственной службы.
Для отдельных видов государственной службы в соответствии с законом вводятся и другие виды квалификационных разрядов: воинские и специальные звания, дипломатические ранги.
VI. Основы административно-правового статуса государственных служащих.
Государственный служащий России, как всякий субъект права –гражданин Российской Федерации, имеет права, свободы и обязанности человека и гражданина, установленные Конституцией и рядом других нормативных правовых акты. Вместе с тем с момента замещения государственной должности он становится субъектом государственно-служебных отношений: наделяется особыми правами и обязанностями, на него возлагается ответственность за исполнение обязанностей. При этом следует разливать, во-первых, должностные права и обязанности, которые определяют полномочия по конкретной должности, и, во-вторых, общие права и обязанности, установленные для государственных служащих независимо от замещаемых ими государственных должностей.
Должностные права и обязанности производны от задач и функций государственного органа и выражают его полномочия. В Реестре государственных должностей государственной службы РФ содержится перечень унифицированных наименований этих должностей, а конкретные права и обязанности для каждой должности устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами. Это может быть должность руководителя, другого должностного лица или рядового государственного служащего.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7