Права и обязанности плательщиков земельного налога конкретизируются в Законе РФ “О плате за землю” (ст. ст. 4, 5, 6, 16). К основным обязанностям отнесены: своевременная уплата налога,
предоставление налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов документов и сведений, выполнение требований налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.
Кроме обязанностей, налогоплательщики имеют и права. К ним относятся, в частности: право представлять документы, подтверждающие право на льготы по налогам; пользоваться льготами по уплате налогов на основании и в порядке, установленном законом.
Кроме того, налогоплательщики имеют право знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами, представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок, в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц и другие права, установленные законодательными актами (ст. ст. 12, 13, 14 Закона РФ “О плате за землю”). §3. Объекты обложения земельным налогом
Объектами налогообложения являются земельные участки, части земельных участков и земельные доли при общей долевой собственности, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение и пользование. К ним, в частности, относятся: земельные участки, предоставленные сельскохозяйственным коммерческим организациям (предприятиям), крестьянским (фермерским) хозяйствам (в том числе колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, хозяйственным товариществам, обществам, совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям) и другим юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства и подсобного сельского хозяйства; земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства; земельные участки, предоставленные кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства; земельные наделы, предоставленные отдельным категориям работников предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесной промышленности, лесного, водного, рыбного, охотничьего хозяйства; земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства и иных целей; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики; земли лесного фонда, на которых проводится заготовка древесины, а также за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;
земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности; земли лесного и водного фондов, предоставленные в рекреационных целях. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому отдельно пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения. Не являются объектом обложения земельным налогом неиспользуемые несельскохозяйственные угодья (леса, лесозащитные полосы, болота, кустарники, под водой и т. д. ) совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, других сельскохозяйственных предприятий, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
Источником земельного налога может быть любой доход налогоплательщика, в том числе и доход, полученный от использования земельного участка, средства, полученные от реализации земли или ее части, и т. д. Земельный налог может уплачиваться и из заемных средств, но в этом случае заимствованные средства погашаются либо за счет дохода от земли, либо за счет средств, полученных от реализации земли. Глава 2 . СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ §1. Порядок начисления и взимания земельного налога
Существенным элементом налога является ставка — размер налога на единицу налогообложения. Начисленную сумму налога юридические лица ежемесячно относят равными частями на себестоимость продукции, а по землям, не связанным с основной деятельностью, — на соответствующие источники финансирования. В ст. 3 Закона РФ “О плате за землю”устанавливается, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Первоначальные ставки земельного налога определялись Законом “О плате за землю” от 11 октября 1991 г. , затем ежегодно ставки земельного налога изменялись. Законами РФ “Об основах налоговой системы” и РФ “О плате за землю” органам местного самоуправления предоставлена известная свобода в установлении размеров ставок земельного налога. Однако при этом следует учитывать, что согласно федеральному закону от 28 августа 1995 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” [4 СЗ РФ, 1995, № 35, Ст. 3506]органы местного самоуправления имеют право устанавливать ставки налога только на территории муниципального образования, то есть на землях муниципальной собственности. Таким образом, на землях, находящихся в государственной собственности или за пределами муниципального образования, должны действовать ставки, утвержденные Законом РФ или субъекта Федерации. Законом РФ “О плате за землю” разрешено применение повышающих коэффициентов к землям определенных категорий. К ним относят: —курортные зоны: зоны отдыха городов Москвы и Санкт-Петербурга (Закон Московской области“О плате за землю в Московской области”фактически приравнял всю территорию области к курортной зоне, установив на всей ее территории применение повышающего коэффициента), курорты Приморского края, Кавказских Минеральных Вод, Черноморского побережья России, Калининградское взморье и др. курортные районы; — земли городов —столиц республик в составе РФ, краевых и областных центров в зависимости от численности населения.
Ставка земельного налога зависит от трех основных параметров (характеристик) земельного участка: категории земли (земли сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, населенных пунктов и т. д. ); местоположения земельного участка (транспортная доступность, близость к центру населенного пункта, степень развития инженерной и социальной инфраструктуры и т. д. ); размера земельного участка (в соотношении с установленной нормой отвода земли). Поскольку каждый из трех параметров оказывает влияние на размер налогового обязательства, налоговое законодательство должно устанавливать количественно выраженную связь между перечисленными характеристиками предмета земельного налога и величиной налоговой ставки.
Нечеткое определение подобных отношений создает благоприятную почву для налогового и административного произвола со стороны властных государственных структур (государственных налоговых инспекций, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству). Выполнение требования четкости и количественной объективности при определении ставки земельного налога напрямую зависит от законодательных полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Ставки земельного налога определяются отдельно по категориям земель основного целевого назначения, видам и подвидам угодий, природным зонам, группам почв, городам, поселкам, зонам крупных населенных пунктов. Такая дифференциация ставок земельного налога позволяет говорить о тарифе ставок земельного налога.
Ставки земельного налога за сельскохозяйственные угодья устанавливаются по видам угодий— пашня, залежь, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища. При этом ставки определяются отдельно по немелиорированной, орошаемой, осушенной пашне, а также участкам закрытого грунта (парники, теплицы). По другим сельскохозяйственным угодьям подобная детализация ставок производится при наличии информации об оценке этих угодий. Следует обратить внимание на то, что в Законе РСФСР “О плате за землю” для субъектов Российской Федерации установлены средние ставки земельного налога, т. е. ставки-ориентиры, опираясь на которые, а также учитывая кадастровые оценки угодий, органы законодательной (исполнительной) власти субъектов Федерации устанавливают и утверждают ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Они же устанавливают и минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни. Подобные решения могут оформляться принятием соответствующего локального закона либо постановления законодательного (представительного) органа. Так, например, источником права, устанавливающим тариф ставок земельного налога в Вологодской области, является постановление законодательного собрания Вологодской области “О ставках земельного налога”. Устанавливая ставки земельного налога, субъект Федерации наделяется правом вводить корректирующие коэффициенты, с помощью которых учитывается фактор местонахождения земельного участка.
Ставки, которые установлены субъектами Федерации из расчета средних ставок, систематизированных в приложении 1 к Закону РФ “О плате за землю”, распространяются не на все земли сельскохозяйственного назначения. Особый порядок установления ставок земельного налога предусмотрен ст. 6 Закона в отношении участков в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленных гражданам и используемых ими в целях иных, чем ведение личного подсобного хозяйства, садоводство, огородничество, животноводство, сенокошение и выпас скота. Ставка земельного налога на такие участки, вместо прежних пяти рублей за квадратный метр, с 1997 года в соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. “О федеральном бюджете на 1997 год”установлена в размере 30 рублей (без учета деноминации) за квадратный метр. Отметим, что указанная ставка может быть увеличена, но не более чем вдвое. Такое увеличение размера ставки связывается с местонахождением участка и оформляется соответствующим решением органа местного самоуправления. Ставки налога на земли несельскохозяйственного назначения (земли городов, рабочих поселков, расположенные вне населенных пунктов, земли различного специального назначения и т. д. ) большей частью выше ставок налога на земли сельскохозяйственного назначения. В Законе РФ “О плате за землю” средние ставки налога на городские земли даются с учетом экономического района и численности городского населения. Эти средние ставки решениями органов местного самоуправления городов превращаются в реальные (фактические, конкретные) ставки, величина которых зависит от местоположения земельного участка и зоны градостроительной ценности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10