В последнее время некоторые субъекты Российской Федерации освобождают от уплаты земельного налога пенсионеров. В связи с этим отметим, что это противоречит действующему законодательству. Налоговые инспекции в любом случае потребуют уплатить земельный налог и будут правы. Законом РФ “О плате за землю”пенсионеры не освобождаются от уплаты земельного налога. Субъекты РФ имеют право устанавливать льготы по земельному налогу только в пределах суммы, находящейся в его распоряжении. От уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания. Вводятся в действие эти льготы с 22. 11. 97 согласно ст. 2 Федерального закона от 18 ноября 1997 г. “О внесении дополнения в Закон Российской Федерации “О плате за землю” [13 СЗ РФ, 1997, № 47, Ст. 5342. ] . От уплаты земельного налога также полностью освобождаются государственные учреждения, осуществляющие эксплуатацию государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (в том числе и при уплате налога за земли водного фонда, занятые водохранилищами, каналами, дамбами и другими гидротехническими сооружениями в пределах полосы их отвода), а также государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие строительство государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, за земли, временно предоставленные им для строительства указанных объектов. Льгота для указанных предприятий и учреждений вступила в силу с 30 июня 1997 года.
Надо отметить, что предоставление дополнительных налоговых льгот по уплате земельного налога негативно скажется на пополнении доходной части бюджета и тем самым будет препятствовать проведению мероприятий по землеустройству, охране земель и повышению их плодородия. Следует также отметить, что ст. 12 Закона РФ “О плате за землю” предусматривает освобождение юридических и физических лиц только от уплаты земельного налога. Соответственно эти льготы не должны распространяться на лиц, вносящих арендную плату. В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготу по земельному налогу они освобождаются от уплаты этого налога, начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу, хотя бы это право возникло и по истечении последнего срока уплаты налога. При утрате в течение года права на льготу обложение налогом производится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права.
Например, гражданин Н. , уплативший земельный налог за текущий год в сумме Х рублей, 20 ноября признан инвалидом II группы, в связи с чем получил право на льготу с 1 ноября.
В этом примере годовая сумма налога должна быть пересчитана и возвращена плательщику из расчета за два месяца (Х : 12 х 2).
Другой пример. Инвалид II группы при очередном переосвидетельствовании во ВТЭК в сентябре текущего года был переведен на III группу инвалидности, в связи с чем он утратил право на льготу с 1 октября. В этом случае ему предъявляется к уплате не годовая сумма налога (Х), а только за три месяца (Х : 12 х 3).
В случаях перехода в течение года права собственности, права пожизненно наследуемого владения или права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками от одного плательщика налога к другому земельный налог исчисляется и предъявляется к уплате прежнему собственнику земли, землевладельцу, землепользователю с 1 января этого года до месяца, в котором он утратил право на земельный участок (включая этот месяц), а новому—начиная с месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок.
За земельные участки, обслуживающие жилые дома, нежилые строения и сооружения, перешедшие по наследству, земельный налог взимается с наследников, принявших наследство, с момента его открытия. Наследникам, принявшим наследство до наступления срока налогового учета, налог исчисляется с учетом налоговых обязательств наследодателя. §3. Порядок зачисления, централизации и использования средств, поступивших от платы за землю
В соответствии со ст. 18 Закона РФ “О плате за землю” платежи за землю зачисляются на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления: сельских, поселковых, городских, районных — в зависимости от того, в чьем административном ведении находится земельный участок. Средства, полученные от уплаты земельного налога, носят целевой характер. Зачисляясь в местный бюджет, они учитываются в нем отдельной строкой и используются исключительно на цели, установленные законом. К ним ст. 24 [14 Закон РФ “О плате за землю”] отнесены: финансирование мероприятий по землеустройству; финансовое обеспечение ведения кадастровых работ;
финансирование мониторинга земель, мероприятий по охране земель, повышению их плодородия; финансовая поддержка освоения новых земель;
компенсация собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование; инженерное и социальное обустройство территории.
Важной юридической гарантией целевого характера поступлений от земельного налога является запрет на изъятие остатков средств, не использованных в течение года. Оставшиеся средства используются по целевому назначению в следующем финансовом году.
Перераспределение средств от земельного налога происходит в порядке, установленном ст. 19 Закона РФ“О плате за землю”. Доля средств, направляемых в федеральный бюджет, определена в процентном соотношении и приведена в приложении 1 к Закону РФ “О плате за землю”. Содержащиеся в этом приложении показатели могут быть изменены с соблюдением двух обязательных требований:
1) по представлению Правительства РФ, содержащему соответствующее обоснование (например, в связи с потребностью в дополнительных средствах на централизованно выполняемые мероприятия); 2) законодательное оформление (изменения показателей приложения 1 к Закону утверждаются одновременно с утверждением федерального бюджета на предстоящий год). Доля средств от земельного налога, перечисляемых на специальный бюджетный счет субъекта Федерации, устанавливается решением органа законодательной (представительной) власти. При определении конкретного показателя законодательный орган субъекта Федерации обязан руководствоваться, как минимум, двумя обстоятельствами: 1) размером отчислений в федеральный бюджет;
2) максимальным уровнем допустимых перечислений субъекту Федерации — 10% от суммы средств земельного налога административного района. Описанный порядок предусмотрен в отношении налога за сельскохозяйственные угодья. Что же касается доли средств от налога за земли городов и поселков, идущих на финансирование централизованно выполняемых мероприятий, то она ежегодно фиксируется в ходе утверждения федерального бюджета. В соответствии с Бюджетной классификацией Российской Федерации (Приказ Минфина Российской Федерации от 29 декабря 1994 г. № 177 “Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету”, 1997, № 10) в доходы соответствующих бюджетов зачисляются: по коду 10509 — земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения; по коду 10510 — земельный налог на земли несельскохозяйственного назначения; по коду 10511 — арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения; по коду 10512 — арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения [15 Порядок централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. № 749 “Об утверждении порядка централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю”. ] .
На первый взгляд, земельный налог –простой налог. Имея на руках правоустанавливающий документ, к которым, в частности, относятся:
свидетельство о праве собственности (пользования) на земельный участок; свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком,
с указанием в нем площади земельного участка, умножив эту площадь на утвержденную ставку, полученный результат занести в расчет, и уплатить равными долями по сроку. Но, как говорится в пословице, “гладко на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить”. И эти самые “овраги”имеют прямое отношение к земельному налогу. Иногда причиной неуплаты налога является ошибка, недостаточное знание законодательства, но, как правило, органы налоговой полиции сталкиваются в своей деятельности с фактами умышленного уклонения от уплаты этого налога.
На примере проверки правильности исчисления и уплаты земельного налога Дочерним Открытым Акционерным Обществом (ДОАО)“Н”можно проиллюстрировать некоторые злободневные проблемы, связанные с этим налогом [16 См. также Приложение № 1. ].
Так, предприятие оспаривало выводы налоговой полиции (не только представив возражения по акту проверки, но и в арбитражном суде первой и апелляционной инстанции, а также в кассационном порядке), а именно:
действительность свидетельств о праве собственности на землю; правомерность применения повышающего коэффициента 2 к дифференцированным ставкам налога на территории г. Екатеринбурга в 1997 году; срок пересмотра неправильно произведенного налогообложения.
Действительность свидетельств о праве собственности на землю. Специалисты налоговой полиции установили, что проверяемое предприятие, имея в собственности земельные участки, налог по ним не уплачивает. Процедура оформления землеотводного (правоустанавливающего) документа регламентируется нормативными актами Российской Федерации. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 27. 10. 93 № 1767“О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России”каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю, которое служит основанием при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством. Свидетельство имеет установленную форму. При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации. При купле-продаже земельных участков и в других случаях перехода права собственности на землю свидетельство выдается указанным комитетом на основании договора купли-продажи (купчей) или иных документов, подтверждающих переход права собственности на землю. Государственные акты и свидетельства о предоставлении земельных участков в собственность, выданные до вступления в действие настоящего Указа, являются документами постоянного пользования, удостоверяющими право собственности, и имеют равную законную силу со свидетельством, предусмотренным настоящим Указом. В настоящее время порядок оформления и выдачи свидетельств на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования регулируется следующими документами:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10