Рефераты. Теневая экономика и контроль функции таможенных органов - (диплом)

p>Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентноспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства.

Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели: экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др. ); характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;

характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д. ) [12Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, С. Лазуренко Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели. Вопросы экономики, 1994, №12, с. 27-28] Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:

предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентноспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательно-квалификационного потенциала; предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального “человеческого капитала” и нации как органичной части цивилизованной общности;

предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др. [13Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, С. Лазуренко Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели. Вопросы экономики, 1994, №12, с. 31]

Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентноспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

    Из этого можно сделать два вывода:

Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться прежде всего эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.

Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики. [14А. Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения.

    Вопросы экономики, 1994, №12, с. 39]

Анализ состояния народного хозяйства России за последние пять лет “рыночных реформ” приводит к ряду выводов:

Во-первых, к исходу этой пятилетки наша экономика утратила способность к осуществлению не только расширенного, но и простого воспризводства. А значит, продолжающееся падение производства надлежит рассматривать уже не как временный фактор, а как непосредственное проявление необратимого процесса разрушения производительных сил страны и утраты её производственного потенциала.

Во-вторых, в годы реформ, в результате падения объемов производства в обрабатывающей промышленности, превышающем падение в добывающих отраслях, удельный вес последних в общем объеме производящейся народным хозяйством продукции сильно возрос. Сырьевая ориентированность экономики - причина утраты страной статуса индустриально развитой державы и перехода России в разряд государств “третьего мира”.

В-третьих, качественные изменения в экономике обусловили серьезнейшие социальные последствия: двукратное сокращение реальных доходов населения; лишение граждан гарантий на труд и жилье, бесплатные образование и медицинское обслуживание; практика всеобщих задержек выплаты зарплаты, пенсий и стипендий; стремительный рост нищеты, преступности, детской беспризорности; резкое уменьшение продолжительности жизни. И все это происходит на фоне все большей дифференциации граждан по доходам, благосостоянию и положению в обществе. В таких сложных условиях с особой остротой стоит вопрос об обеспечении национальной безопасности, о существовании государства как независимой державы. Наибольшую опасность сейчас представляет такой аспект безопасности как состояние экономики и в связи с этим рост теневой экономики. Состояние народного хозяйства в ракурсе экономической безопасности отражает приводимая ниже таблица (см. таблица №1), составленная из официально утвержденных Советом безопасности РФ перечня показателей (показатели взяты из аналитической справки Совета безопасности РФ Президенту РФ и Правительству РФ “О проблемах экономической безопасности России”, 1996г. ) .

Из этой таблицы следует, что по большинству позиций положение “закритическое”. При таком состоянии экономики обеспечение необходимых условий для устойчивого хозяйственного развития исключено; практически невозможно поддерживать должный уровень обороноспособности и минимальные социальные гарантии; под вопросом оказывается экономическая самостоятельность страны.

    Таблица №1.
    Показатели экономической безопасности
    Пороговое значение
    фактическое состояние
    соотношение фактического и порогового значений
    Объем ВВП:
    1. в целом от среднего по “семерке”
    2. на душу населения от среднего по “семерке”
    3. на душу населения от среднемирового
    75 %
    50 %
    100 %
    29 %
    19 %
    25 %
    0, 39
    0, 38
    0, 25
    Доля в промышленном производстве
    Обрабатывающей промышленности
    70 %
    50 %
    0, 71
    Доля в промышленном производстве
    Машиностроения
    20 %
    15 %
    0, 75
    Объемы инвестиций, % к ВВП
    25 %
    13 %
    0, 60
    Расходы на научные исследования,
    % к ВВП
    2 %
    0, 5 %
    0, 25

Доля новых видов продукции в объеме выпус- каемой продукции (машиностроение, 1994 г. )

    6 %
    2, 6 %
    0, 43

Доля в населении людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума (сент. 1996)

    7 %
    20 %
    0, 29
    Продолжительность жизни
    70 лет
    64 года
    0, 91

Разрыв между доходами 10 % самых высокодоходных и 10 % самых низкодоходных групп населения

    8 раз
    12, 9 раза
    0, 62

Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения)

    5 тысяч
    6 тысяч
    0, 83
    Уровень безработицы (по методологии МОТ)
    7 %
    9, 2 %
    0, 76
    Уровень инфляции за год (за 9 мес. 1996 г. )
    20 %
    16 %
    1, 25
    Объем внутреннего долга, % к ВВП
    30 %
    33 %
    0, 9

Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга, % к налоговым поступлениям бюджета

    25 %
    более 100 %
    0, 25
    Объем внешнего долга, % к ВВП
    25 %
    31 %
    0, 8

Доля внешних заимствований в покрытии бюджетного дефицита (проект бюджета-97)

    30 %
    45 %
    0, 66
    Дефицит бюджета, % к ВВП (янв. -сент. 1996)
    5 %
    4, 2 %
    1, 2
    Объем иностранной валюты в денежной массе
    10 %
    50 %
    0, 2
    Объем наличной иностранной валюты к объему наличных рублей
    25 %
    100 %
    0, 25
    Денежная масса (М2), % к ВВП
    50 %
    12 %
    0, 24
    Для импорта во внутреннем потреблении, всего
    в том числе продовольствия
    30 %
    25 %
    53 %
    30 %
    0, 56
    0, 83
    Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму
    1, 5 раза
    5 раз
    0, 3

Такую ситуацию нужно срочно изменить, проводя адекватную ситуации экономическую политику. В связи с этим, необходимо из множества угроз экономической безопасности выявить те, которые оказывают наиболее сильное, непосредственное разрушающее воздействие на нормальное состояние экономики. По моему мнению, можно обозначить шесть наиболее серьезных современных угроз: 1. Спад производства и потеря рынков.

    2. “Утечка мозгов” и технологическая безопасность.
    3. Рост государственного долга.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.