Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели: экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др. ); характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;
характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д. ) [12Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, С. Лазуренко Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели. Вопросы экономики, 1994, №12, с. 27-28] Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:
предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентноспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательно-квалификационного потенциала; предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального “человеческого капитала” и нации как органичной части цивилизованной общности;
предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др. [13Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, С. Лазуренко Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели. Вопросы экономики, 1994, №12, с. 31]
Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентноспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь. Из этого можно сделать два вывода:
Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться прежде всего эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.
Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики. [14А. Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. Вопросы экономики, 1994, №12, с. 39]
Анализ состояния народного хозяйства России за последние пять лет “рыночных реформ” приводит к ряду выводов:
Во-первых, к исходу этой пятилетки наша экономика утратила способность к осуществлению не только расширенного, но и простого воспризводства. А значит, продолжающееся падение производства надлежит рассматривать уже не как временный фактор, а как непосредственное проявление необратимого процесса разрушения производительных сил страны и утраты её производственного потенциала.
Во-вторых, в годы реформ, в результате падения объемов производства в обрабатывающей промышленности, превышающем падение в добывающих отраслях, удельный вес последних в общем объеме производящейся народным хозяйством продукции сильно возрос. Сырьевая ориентированность экономики - причина утраты страной статуса индустриально развитой державы и перехода России в разряд государств “третьего мира”.
В-третьих, качественные изменения в экономике обусловили серьезнейшие социальные последствия: двукратное сокращение реальных доходов населения; лишение граждан гарантий на труд и жилье, бесплатные образование и медицинское обслуживание; практика всеобщих задержек выплаты зарплаты, пенсий и стипендий; стремительный рост нищеты, преступности, детской беспризорности; резкое уменьшение продолжительности жизни. И все это происходит на фоне все большей дифференциации граждан по доходам, благосостоянию и положению в обществе. В таких сложных условиях с особой остротой стоит вопрос об обеспечении национальной безопасности, о существовании государства как независимой державы. Наибольшую опасность сейчас представляет такой аспект безопасности как состояние экономики и в связи с этим рост теневой экономики. Состояние народного хозяйства в ракурсе экономической безопасности отражает приводимая ниже таблица (см. таблица №1), составленная из официально утвержденных Советом безопасности РФ перечня показателей (показатели взяты из аналитической справки Совета безопасности РФ Президенту РФ и Правительству РФ “О проблемах экономической безопасности России”, 1996г. ) .
Из этой таблицы следует, что по большинству позиций положение “закритическое”. При таком состоянии экономики обеспечение необходимых условий для устойчивого хозяйственного развития исключено; практически невозможно поддерживать должный уровень обороноспособности и минимальные социальные гарантии; под вопросом оказывается экономическая самостоятельность страны. Таблица №1. Показатели экономической безопасности Пороговое значение фактическое состояние соотношение фактического и порогового значений Объем ВВП: 1. в целом от среднего по “семерке” 2. на душу населения от среднего по “семерке” 3. на душу населения от среднемирового 75 % 50 % 100 % 29 % 19 % 25 % 0, 39 0, 38 0, 25 Доля в промышленном производстве Обрабатывающей промышленности 70 % 50 % 0, 71 Доля в промышленном производстве Машиностроения 20 % 15 % 0, 75 Объемы инвестиций, % к ВВП 25 % 13 % 0, 60 Расходы на научные исследования, % к ВВП 2 % 0, 5 % 0, 25
Доля новых видов продукции в объеме выпус- каемой продукции (машиностроение, 1994 г. ) 6 % 2, 6 % 0, 43
Доля в населении людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума (сент. 1996) 7 % 20 % 0, 29 Продолжительность жизни 70 лет 64 года 0, 91
Разрыв между доходами 10 % самых высокодоходных и 10 % самых низкодоходных групп населения 8 раз 12, 9 раза 0, 62
Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) 5 тысяч 6 тысяч 0, 83 Уровень безработицы (по методологии МОТ) 7 % 9, 2 % 0, 76 Уровень инфляции за год (за 9 мес. 1996 г. ) 20 % 16 % 1, 25 Объем внутреннего долга, % к ВВП 30 % 33 % 0, 9
Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга, % к налоговым поступлениям бюджета 25 % более 100 % 0, 25 Объем внешнего долга, % к ВВП 25 % 31 % 0, 8
Доля внешних заимствований в покрытии бюджетного дефицита (проект бюджета-97) 30 % 45 % 0, 66 Дефицит бюджета, % к ВВП (янв. -сент. 1996) 5 % 4, 2 % 1, 2 Объем иностранной валюты в денежной массе 10 % 50 % 0, 2 Объем наличной иностранной валюты к объему наличных рублей 25 % 100 % 0, 25 Денежная масса (М2), % к ВВП 50 % 12 % 0, 24 Для импорта во внутреннем потреблении, всего в том числе продовольствия 30 % 25 % 53 % 30 % 0, 56 0, 83 Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму 1, 5 раза 5 раз 0, 3
Такую ситуацию нужно срочно изменить, проводя адекватную ситуации экономическую политику. В связи с этим, необходимо из множества угроз экономической безопасности выявить те, которые оказывают наиболее сильное, непосредственное разрушающее воздействие на нормальное состояние экономики. По моему мнению, можно обозначить шесть наиболее серьезных современных угроз: 1. Спад производства и потеря рынков. 2. “Утечка мозгов” и технологическая безопасность. 3. Рост государственного долга.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20