Однако более детальный анализ политической элиты 1991-93 гг. показывает наличие более сложной картины. Д. Лэйн и К. Росс в своем исследовании пришли к выводу, что “революция в России не может рассматриваться как старое вино в новых бутылках, поскольку старая номенклатура не воспроизвела себя”.
Проанализировав карьеру 145 представителей центральной административно-политической элиты РФ 1991-1993 гг. , они выделили три типа людей: (1) “Карьерные чиновники” с большим опытом работы в аппарате (35 чел. , включая такие ключевые фигуры, как Силаев, Черномырдин, Геращенко). (2) “Промежуточные” фигуры с меньшим опытом работы, не столь давно влившиеся в госаппарат (64 чел). Правда, авторы включили в эту группу и самого Б. Ельцина, который в госаппарате - новичок. Однако рассматривать в советском контексте партаппарат как нечто отличное от госаппарата вряд ли корректно. (3) “Новые люди” (46 чел. ), не имевшие опыта работы в правительстве. В эту группу вошли Е. Гайдар, Г. Хижа, В. Шумейко. В январе 1992 г. Б. Ельцин сформировал “правительство реформ “ Е. Гайдара, которое разработало и провело основные мероприятия “шоковой терапии”. В этом правительстве только один человек И. Силаев - занимал видный пост до 1985 г. , несколько - до 1989 г. Ядро, обеспечивавшее преемственность, было выдвинуто на посты в правительстве РСФСР в 1990-91 гг. По крайней мере половина правящей административной элиты центрального уровня была представлена новыми на этом уровне людьми. В целом в ельцинской административно-политической элите выходцы из партаппарата составили от 17 до 22, 8% (Lane 1995: 62).
Однако исследование Лэйна и Росс, основывающееся на анализе опубликованных данных, не дает полной картины преемственности с партноменклатурой, поскольку в таких публикациях можно скрывать некоторые непрестижные в данный момент факты биографии (например, членство в КПСС, работа в ее партаппарте). Поэтому эти цифры можно использовать лишь как ориентировочные. Но даже и при наличии точных данных статистический анализ правящей элиты может дать лишь очень смутную и приблизительную картину преемственности.
Так, президент страны и министр считаются как равнопорядковые единицы, хотя объем их власти несопоставим. Однако учесть это различие в статистическом анализе вряд ли возможно: кто может посчитать, скольким министрам равен один президент? Кроме того, даже чисто формальное наследование старых кадров различно в разных звеньях правящей элиты. Так, в президентском аппарате, который с 1991 г. концентрировал все большую власть в своих руках, а с осени 1993 г. по объему власти стал сопоставим с прежним Центральным Комитетом КПСС, уровень преемственности оказался гораздо выше. Во-первых, сам президент - это представитель традиционной высшей группы партаппарата, достигший высот партийной карьеры. Во-вторых, Б. Ельцин привел в этот орган целый ряд своих коллег из Свердловского обкома КПСС (Илюшин, Лобов, Петров, Семенченко). Влияние на принятие решений людей на таких теневых позициях с неопределенным статусом, как отмечают многие аналитики, чрезвычайно высоко, нередко намного выше, чем у тех, кто занимает формально ключевые позиции в правительстве.
В регионах преемственность правящей элиты, пожалуй, еще более очевидна.
Табл. : Преемственность региональной политической элиты России Область, край Всего глав администраций Среди них представителей бывшей партноменклатуры Ростовская 54 28 51, 9% Липецкая 27 11 40, 7% Воронежская 33 25 75, 8% Белгородская 27 21 77, 8% Ставропольская 33 21 63, 6% Краснодарский 58 32 55, 2% (Охотский 1993: 55).
Проведенное социологической лабораторией Сыктывкарского университета исследование административной элиты Республики Коми в 1994 и 1996 г. , охватило формализованным интервьюированием более широкий круг работников регионального аппарата: министров, председателей госкомитетов и их замов, освобожденных руководителей Госсовета республики, глав администраций городов и районов всего 131 чел. Оно показало более высокий уровень преемственности за счет вскрытия второго эшелона региональной элиты. Более 80% прошли школу работы в партийном и государственном аппарате советской эпохи, 42, 7% работали в партаппарате, а 22, 9% - на ключевых позициях серетарей местных партийных органов. Табл. : Работа в местных партийных, советских и прочих государственных органах (Республика Коми, № =131) в % да 80, 9 нет 19, 1 (Ильин, Колесник и Добрякова 1996). Табл. : Работа в партаппарате (Республика Коми, № =131) (включая должность секретаря парткома) в % да 42, 7 нет 57, 3 (Ильин, Колесник и Добрякова 1996). Табл . : Работа в качестве секретаря райкома , горкома, обкома партии ( № =131) в % Да 22, 9 Нет 77, 1 (Ильин, Колесник и Добрякова 1996). Табл. : Преемственность в административной элите Ростовской области, в % Категории Предшествующая работа Парт. и советская Хозяйст-венная Препода-ватель-ская Прочая
Руководители администрации области (включая руководителей областных структур) 48, 4 16, 1 6, 5 29 Главы администраций городов и районов области 65, 1 30, 2 1, 6 3, 2 В среднем 25, 5 3, 2 11, 7 (Понеделков 1995: 222)
Степень преемственности административно-политической элиты в бывших советских республиках СССР различна, однако в той или иной мере она наблюдается везде, в том числе и в особенно негативно настроенной по отношению к коммунистическому прошлому элите Прибалтики. Однако главный критерий оценки представителей коммунистической номенклатуры - их отношение к национальной независимости и вообще национальной идее.
Так, в Латвии бывший последний первый секретарь ЦК КП Латвии Альфред Рубикс был посажен в тюрьму на 8 лет. В то же время в сейм были избраны два бывших секретаря ЦК КПЛ по идеологии - А. Горбунов и И. Кезберс, бывший первый секретарь рижского горкома партии И. Даудиш, бывший первый секретарь рижского горкома комсомола З. Чеверс (Маркарян 1996: 5).
Наличие преемственности элит характерно для всех стран Восточной Европы, однако в России ее масштаб заметно существеннее. Члены российской номенклатуры сохранили свои элитарные позиции в гораздо большей степени, чем их коллеги из Польши и Венгрии.
Табл. : Перемещения старой номенклатурной политической элиты в России и Восточной Европе Позиции в 1993 г. Россия Польша Венгрия Элитарные 67, 7 27, 5 21, 9 Неэлитарные руководящие 13, 7 15, 1 23, 0 Неэлитраные неруководящие 7, 6 29, 3 23, 9 Пенсионеры 11, 0 28, 2 31, 2 N= 582 N = 502 N= 426 (Szelenyi 1995)
В новой элите России также значительно в большей мере, чем в Польше и Венгрии, представлена старая коммунистическая номенклатура. Табл. : Происхождение новой политической элиты (1993 г. ) Позиции в 1988 г. Россия Польша Венгрия Номенклатурные 44, 9 29, 9 27, 1 Другие официальные 14, 4 45б5 47, 4 Неэлитарные 14, 4 24, 4 25, 5 N=138 N=90 N=133 (Szelenyi 1995) Символическая разметка административного пространства
В организации (будь то учреждение или целое государство) реальная властно-административная структура находит свое отражение в целой системе знаков и символов. Фактически параллельно с властно-административной (социально-должностной) структурой существует административно-символическая структура. Ее анализ - предмет отдельного и большого исследования. В рамках же данной работы ограничусь лишь некоторыми штрихами.
Декретом СНК от 22 сентября 1935 г. были восстановлены офицерские звания, начиная с лейтенанта и кончая маршалом. Военные звания получили и чины НКВД. 7 мая 1940г. были введены дополнительные изменения в званиях генералов: от генерал-майора до генерала армии, а на флоте - от контр-адмирала до адмирала флота. И наконец, 26 июня 1945г. было введено звание генералиссимуса Советского Союза. Его получил Сталин, а в дальнейшем за заслуги в той же войне - Брежнев.
Достаточно проследить по фотографиям изменения в одежде вождей и конторских работников, чтобы представить некоторые существенные черты динамики социальных отношений аппарата и народа. При этом через сознательно конструируемые символы то и дело прорываются нежелательные для демонстрации знаки ("Что делать? Все мы люди").
Ленин. У него традиционная одежда российского интеллигента начала ХХ века (костюм-тройка, галстук) сочеталась с традиционным головным убором рабочего (кепкой). Вплоть до прихода к власти большевистская партия была интеллигентской по своему составу организацией. В такой среде переодевание Ленина, выходца из дворянской семьи, в одежду пролетария, выглядело бы слишком карнавально. Кроме того, руководство партии пребывало в основном за границей, где такой карнавал был бы и смешон, и бессмысленен в силу удаленности от российского пролетариата. С возвращением в Россию смена образа также была нецелесообразна: с одной стороны, нежелательна резкая смена имиджа любым лидером, а с другой стороны, вождь нового государства должен был казаться респектабельным для внешнего мира и отечественной интеллигенции. В годы гражданской войны Ленин не поддался соблазну лидера воющей страны надеть военную форму. Это можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, это демонстрировало серьезность, не позволявшую играть в маскарад: у руководителя такого ранга нет рациональной необходимости в защитном военном мундире. С другой стороны, возможно, штатский костюм Ленина был таким же символом грядущих планов, как и серп и молот. Кроме того, была здесь и вероятная бравада: популярный лидер, уверенный в своей народной поддержке, сознательно отказывается от символа вождя осажденного военного лагеря.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11