Рефераты. Властно-админастративная социальная стратификация - (курсовая)

p>Официальная статистика смешивает административно-властную и социально-функциональную статистику, делая упор на последней. Поэтому нижеприводимые таблицы в равной степени относятся как к данной главе, так и к главе, анализирующей социально-отраслевую стратификацию (в той части, которая касается аппарата управления как отрасли общественного производства). Эмпирические социологические исследования часто также следуют идеологизированной структуре, конструируемой официальной статистикой. Это тоже существенно затрудняет вторичный анализ их результатов.

    Табл. : Численность аппарата управления в 1925-29 гг.
    (тыс. чел. )
    1925/26
    1928/29
    Управленческий и
    и юридический персонал
    663, 1
    646, 8
    Органы хоз. управления
    195, 2
    159, 3

(Сarr and Davies 1969: 956; Экономическое обозрение. 1929. № 9. С. 124).

    Табл. : Численность работников аппарата органов управления
    (тыс. чел. )
    1980
    1985
    1988
    1989
    1990
    Всего
    2 231
    2 376
    1 831
    1 578
    1 612
    Аппарат органов государственной власти и управления
    1 828
    1 935
    1 391
    1 178
    1 199
    в том числе:
    союзный
    104
    107
    85
    76
    56
    республиканский
    136
    142
    110
    84
    75
    областной (краевой, АССР)
    272
    303
    285
    221
    222
    районный (городской, окружной, сельсоветов и поссоветов)
    687
    737
    767
    739
    771
    Судебные и юридические учреждения
    84
    92
    99
    101
    104

Аппарат органов управления кооперативных и общественных органи

    заций
    319
    349
    341
    297
    298

Аппарат межотраслевых органов управления (МГО, концернов, ассоциаций)

    2
    11
    (СССР в цифрах в 1990: 119).

По другим данным, опубликованным в том же сборнике, численность аппарата органов управления выглядит в тот же период несколько иначе.

Табл. : Численность аппарата органов управления СССР (тыс. чел. )

    1980 г.
    1985 г.
    1988 г.
    1989 г.
    1990 г.
    2 296, 1
    2 460, 7
    2 577, 2
    2 483, 6
    2 469, 4
    (СССР в цифрах в 1990: 119).

На протяжении всего этого периода удельный вес работников аппарата управления в общей численности занятых, согласно официальной статистике, составлял 2%. Его численность, включая управленческий персонал предприятий и организаций, составила в 1990 г. 15, 7 млн. чел. (СССР в цифрах в 1990: 119).

    Табл. : Численность работников аппарата управления СССР
    по отраслям народного хозяйства в 1988 г.
    Численностьработников аппарата управления,
    тыс. чел.
    В % от общей численности
    рабочих и служащих соответствующей отрасли
    Всего работников аппарата управления
    14 890
    12, 7
    в том числе:
    управленческий персонал предприятий и организаций
    13 205
    11, 4
    из них на предприятиях и в организациях:
    промышленности
    4 796
    11, 7
    сельск. и лесного хоз-ва
    1 016
    7, 7
    транспорта и связи
    1 004
    10. 0
    строительства

торговли, общ. питания, материально-технического снабжения и сбыта, заготовок 1333

    13, 7
    жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания
    485
    14, 6
    здравоохранения, физкультуры и соц. обеспечения
    382
    5, 4

нар. образования, культуры и искусства, науки и научного обслуживания 1525

    10, 2
    кредитования и гос. страхования
    314
    45, 5

аппарат органов гос. аппарата и хоз. управления, органов управления кооперативных и общественных организаций (на 1 янв. 1989г. ) 1685

    100
    (СССР в цифрах в 1989 году: 48).

В период так называемого "застоя" в Москве располагалось свыше 60 субъектов исполнительной власти (министерств, госкомитетов и т. п. ) союзного уровня и примерно 40 - российского. В 1991г. в Москве находилось 43, 8 тыс. управленцев союзных и 14, 9 тыс. - российских органов управления. В эту численность тогдашняя статистика включала также партийный, комсомольский аппарат и руководство других общественных организаций и потребкооперации. В 1990г. госаппарат на территории РСФСР (всех уровней - от поселкового до союзного) насчитывал 882 тыс. чел. , в 1991г. - 715, 9 тыс. (Сивкова 1994).

Табл. : Динамика численности работников аппарата управления РСФСР (в % к общей численности занятых)

    1940 г.
    1960 г.
    1970 г.
    1980 г.
    1985 г.
    3
    2
    2
    2
    3
    (РСФСР в цифрах в 1986 г. :83)

Табл. : Удельный вес властно-административных слоев в общей численности занятого населения Таганрога

    Слои

Доля работников в общей численности занятого населения г. Таганрога

    1968 г.
    1978 г.
    Рабочие
    62, 3
    58, 2
    в том числе:
    малоквалифиц.
    25, 8
    7, 7
    среднеквалифиц.
    25, 7
    31, 0
    высококвалифиц.
    10, 8
    19, 5
    Служащие-неспециалисты
    11, 0
    15, 3
    Специалисты
    23, 1
    23, 4
    Руководители
    3, 6
    3, 2
    Всего
    100, 0
    100, 0
    (Римашевская 1991: 33).

Согласно данным советско-американского исследования “Социальная структура и классовое сознание”, в России доля руководителей разного ранга составила 24, 1%: 18% из всех руководителей составляли низшую ступень аппарата (до 20 подчиненных), 3, 5% - среднюю ступень (от 21 до 100 подчиненных), 1, 4% - высшую (Черныш 1992: 24).

После развала СССР и обретения Россией независимости начался новый виток роста аппарата: в 1992г. - на 14% (несмотря на то, что в это время был ликвидированы и комсомольский, и партийный аппараты). По официальным данным, в России в 1994г. насчитывалось 921 тыс. чиновников федеральных и территориальных органов власти (в США - 2, 1 млн. ). По удельному весу в общей численности населения и в РФ, и в США они составляли по 1, 3% (Головин 1994). По другим подсчетам, в августе 1994г. в России имелось свыше миллиона работников государственного управления, то есть в полтора раза больше, чем в 1992г. Больше всего выросли городские и районные аппараты (Сивкова 1994).

В 1994г. в Российской Федерации имелось 24 федеральных министерства, ФСК, Государственная налоговая инспекция и 28 государственных комитетов, федеральных служб и центров (Сивкова: 1994).

Одним из показателей разрастания чиновничества и роста его благосостояния стал рост площадей, занимаемых под госаппарат. После августа 1991г. - времени провала прокоммунистического путча и победы демократической "революции" начался настоящий бум: площадь кабинетов, занятых российскими структурами государственной власти, выросла в 10 раз. Как констатировала "Комсомольская правда", весьма лояльная к Б. Ельцину и его курсу, "это главный и самый внушительный итог августовской революции".

При Сталине все правительство СССР размещалось в высотном здании Совнаркома напротив гостиницы "Москва". При Горбачеве все российские правительственные и парламентские структуры размещались в одном здании на Краснопресненской набережной (в Белом доме). После августовской "революции" президентский аппарат (полторы тысячи человек) занял все пригодные для офисов помещения Кремля. Правительство России из Белого дома переместилось в огромный комплекс зданий ЦК КПСС на Старой площади (общая площадь 500 тыс. кв. метров). 20-этажное здание на Ильинке досталось Госкомимуществу (как символ роли процесса приватизации в деятельности новой власти), а кабинет Генерального секретаря ЦК КПСС - премьеру правительства. 6-этажный особняк на Ильинке занял Конституционный суд. В разгрузившемся Белом доме (173 тыс. кв. метров) еще более вольготно разместился Верховный Совет России. После сентябрьско-октябрьских событий 1993 г. , когда был разогнан Верховный Совет и Съезд народных депутатов, правительство, пользуясь временной ликвидацией законодательной власти, захватило расстрелянный, но спешно ремонтируемый Белый дом. Огромное же освободившееся пространство на Старой площади тут же поглотила президентская администрация, а вместе с ней Центризбирком, Судебная палата по информационным спорам. Под новый парламент, избранный 12 декабря 1993г. , выделили два здания на Арбате, 36 (мэрия), и на Пушкинской, 26 (Дом российской прессы). Более того, появился слух, что Государственная Дума будет перебазирована в комплекс Академии управления (Герасименко 1994: 1). При этом надо иметь в виду, что возросшие масштабы площадей, занятых российскими государственными властями, сопровождались распадом СССР и выходом из-под юрисдикции Москвы 14 из 15 союзных республик. Россия унаследовала от СССР 70 процентов промышленного потенциала и 60% населения и территории. При этом было ликвидировано централизованное управление хозяйством, развернулась приватизация государственной собственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.