Рефераты. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА В СССР 1935-1939 ГОДОВ: МАТЕРИАЛЫ ГАЗЕТЫ "ПРАВДА" В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМЫ - (курсовая)

ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА В СССР 1935-1939 ГОДОВ: МАТЕРИАЛЫ ГАЗЕТЫ "ПРАВДА" В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМЫ - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    Омский Государственный Университет
    Кафедра современной отечественной истории.
    Курсовая работа
    Тема: Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939годов:
    Материалы газеты " Правда " в социально-психологическом
    аспекте проблемы.
    Выполнил: Романенко Т. Л.
    Научный руководитель
    к. и. н. АЛИСОВ Д. А.
    ОМСК-1995.
    Содержание.

Введение ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 3

Пропаганда и газета ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 8 Партия и пропаганда ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 18 Социально-психологическое

содержание центрального органа страны ... ... ... ... ... 25 Заключение ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 36

    Список использованных источников и литературы ... . 39
    Введение.

Российская история всегда представляла интерес для любого здравомыслящего человека и тем более для исследователя. Народ и государство , религия и общество во все времена , будь то ранняя история или современность , настолько занимательны , что выбор периода для исследования представляет собою значительную трудность, поскольку в каждом из них можно наблюдать любопытные факты и тенденции. Мне же хотелось остановиться на истории советского периода. Для этого есть несколько оснований. Во-первых, всегда интересно общество , стремящееся к совершенству , и одним из таких обществ является российское. Именно тот особый путь по которому шла Россия для достижения этой цели , представляющий собою тайну , которую пытается раскрыть целая армия ученых , привлекает мое внимание. Оно сильно и потому , что как патриота своей Родины , меня беспокоит дальнейшее ее развитие , а для будущего просто необходимо иметь прошлое , как можно более богатое событиями и происшествиями. В них необходимо находить и тщательно разбирать те ошибки , которые не должны быть вновь совершены.

Подходящим временным отрезком для познания и осознания служит так называемый период " сталинского тоталитаризма ", выросшего на абсолютно гуманистической идее построения лучшего общества , но ставшего символом жесточайшей в истории централизованно-террористической системы с гигантской и чрезвычайно разветвленной сетью лагерей и общих могильников. Миллионы ни в чем не повинных людей нашли свою смерть в огромном концентрационном лагере , называвшемся Советский Союз.

Почему же идея коммунистического строительства , являющаяся и по сию пору одной из величайших идей человечества , породила такую жесточайшую систему ? И почему эта самая система смогла просуществовать на протяжении многих лет ? Ответа на эти вопросы у исторической науки до сих пор не существует , но исследования ведутся и будут продолжаться еще долгое время.

В данной работе не будет попытки ответить на оба эти вопроса целиком , но будет как можно яснее описан механизм , поддерживавший равновесие и стабильность тоталитарного государства в тридцатые года. Причина же выбора периода 1937 1939 годов в том , что , очевидно , именно эти года и являются апогеем развития сталинской системы террора в советском государстве. Этопик развития не только государственности тоталитарного типа , но и крайняя степень развития советского общества образца двадцатых - пятидесятых годов. Люди, составлявшие российский социум в то время и беззаветно верившие в светлое коммунистическое будущее , с одной стороны ; подвергались не менее беззаветным гонениям и репрессиям , со стороны обратной. Парадокс этот виден и на примере экономического развития СССР , которое шло за счет миллионов заключенных , работавших на самых тяжелых работах , но в то же время не стоит отрицать и факт существования чрезвычайного энтузиазма в массах , готовых перевернуть горы для собственной Родины. И для того , чтобы разобраться в этом парадоксе необходимо обратиться к одной из самых загадочных сторон общественной жизни в тот период - к идеологии. "Идеология - это система взглядов и идей , в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу , социальные проблемы и конфликты , а также содержатся цели ( программы ) социальной деятельности , направленной на закрепление или изменение ( развитие ) данных общественных отношений, " - такое толкование идеологии дает философский энциклопедический словарь. Но нас более интересуют формулировки авторов , разрабатывавших данную тему. Все они как правило сходятся во мнении о том , что " .... идеология - это такое систематизированное отражение общественного бытия , которое отражает интересы определенного класса.... "(1)- как пишет по этому поводу В. Иванов , а советский исследователь 70-х годов В. А. Ядов поддерживает его, говоря, что: "Идеология есть система взглядов и идей определенного класса или социальной группы. "(2)

Таково было мнение ученых относительно идеологии в 60-70 года , но и в 1991 не противоречат им Колеватов В. и Носков А. , заявляя: " Идеология ВСЕГДА ограничена горизонтом интересов данной социальной общности.... Она может содержать и содержит в себе объективное выражение ( и отражение ) интересов социальной группы , класса , профессионального сословия и др. "(3) Как мы можем увидеть , в каждом из этих определений , сформулированных в различные годы , присутствует указание на классовую основу идеологии , которую невозможно отрицать. На это-то мы и обратим внимание , поскольку для нас особый интерес представляет общество в целом , а значит и те классы, из которых оно состоит. "Классы общественные - ссылается на В. И. Ленина краткий политический словарь 1978 года издания - "большие группы людей, различающиеся по их месту в .... системе общественного производства.... - а также -.... по их роли в общественной организации труда , а следовательно , по размерам той доли общественного богатства , которой они располагают. " Это очевидно и спорить не приходится , не менее очевидно и то , что социалистическое общество предполагает наличие только трех классов " органически слившихся в единый советский народ ", и вовсе не включает в себя класс эксплуататоров. В Советском Союзе дело обстояло совсем не по этой схеме , хотя социализм все же был объявлен в конце 30-х. На деле существовала прослойка эксплуататоров трудового народа , именовавшая себя " советской властью ". "Сталинская власть по своей социально-классовой природе была властью государственно-партийной бюрократии, " (4)- пишет А. П. Бутенко , и необходимо добавить , что эта самая бюрократия составляла значительную армию людей , занимавшихся совершенно номинальной работой , которую в здоровом государстве трудно и представить. При этом огромный процент населения трудился в лагерях получая ничтожную часть произведенного продукта. Основная же доля национального дохода уходила на поддержание роскошного уровня жизни властьимущих , а также для поддержания стабильности и устойчивости существующего положения.

Таким образом , можно говорить о прослойке , и даже целом классе , имеющем , без сомнения , собственную идеологию: собственные интересы и представления. Но в то же время эта идеология никоим образом не совпадала с идеологией масс , по-прежнему мечтающих о коммунистическом обществе. Верить в то, что коммунизм можно построить на костях граждан попросту трудно , а ведь именно эту политику и проводило советское правительство в 20-50-е годы. И здесь появляется необходимость создания и распространения массовой идеологии , как можно более подходящей для советских граждан. Проблемы в этом не возникало, поскольку существовала замечательная идея , разрабатывавшаяся в течении многих и многих лет. Но идею вырабатывали еще гуманисты средневековья , совершенно не склонные к насилию , и народ мог бы попросту не понять государственной политики, именно поэтому были необходимы методы для сокрытия истинного положения вещей. Сталину это легко удалось , поскольку он мог распоряжаться прекрасной системой пропаганды и агитации , созданной еще первым поколением большевиков. Они достаточно хорошо понимали , что ".... информация не является чем-то самостоятельным , не представляет собой нечто абсолютное - заявляет Г. Клаус - , но имеет информационный характер только в отношении к системе , воспринимающей информацию. "(5) А в то же время- " .... Информировать другие системы - это лишь особая форма управления, "(6) поскольку " .... Информация - это используемая для управления сторона отражения , упорядоченное изменение, "(7)-как пишет Н. И. Жуков. С этим согласны и кибернетики , пришедшие к выводу о том , что ".... Информация нужна для обеспечения управления , поэтому понятия информации и управления соотносительны. "(8)

Французский исследователь Поль Лайнбаджер писал: ".... Информация становится пропагандой , если лицо , публикующее ее , преследует какие-либо цели, "(9)- а о целях сталинского режима мы уже говорили. Но теперь необходимо представить : какие же результаты должно дать информирование общества абсолютно закрытого для какой-либо альтернативной информации. Да ко всему прочему существует еще множество методов и приемов пропаганды и агитации , которые можно использовать в целях усиления воздействия. Вот эти методы и способы пропагандирования , а также степень его воздействия и являются предметом исследования в данной работе.

1) Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития. -М. : Политиздат, 1977. -С. 25.

2) Ядов В. А. Идеология как форма духовной деятельности общества. -Л. : Лениздат, 1961. -С. 234.

3) Колеватов В. ,Носков А. Идеология: ликвидация недоразумений или выработка новых подходов ? // Коммунист. 1991. N4. С. 43.

4) Бутенко А. П. Откуда и куда идем: Взгляд философа на историю советского общества. Л. : Лениздат, 1990. -С. 155.

5) Цит. по: Власов Ю. М. Пропаганда за фасадом новостей. -М. : Изд-во МГУ, 1976. -С. 23.

    6) Там же: с. 26.
    7) Там же.
    8) Там же.
    9) Там же: с. 27.
    Глава 1. Пропаганда и газета.

Для того , чтобы идеология ( любая идеология ) могла существовать , необходима поддержка миллионов людей , нужны средства и механизмы распространения идеологических формул в народ . Соковнин пишет об этом так-"Определенные идеи , чтобы существовать в виде идеологии , должны быть восприняты многими людьми. Они должны распространяться среди людей. "(1) Вот здесь-то и выходит на арену информация. Прежде всего ".... никакая информация невозможна без определенной цели. Тот , кто думает информировать без определенной цели и считает возможным взаимоотношение такого характера , тем самым уже провозгласил цель, "- сообщает F. Fatorello(2), и с этим трудно не согласиться. Применительно к пропаганде это может обозначать то , что даже самая нейтральная информация носит в себе какую-либо цель,

но ведь , говоря словами P. Lianbuger'а , ".... Информация становится пропагандой , если лицо , публикующее ее , преследует какие-либо цели. "(3) Значит , любая информация является пропагандой. Попробуем проверить эту гипотезу , используя уже материалы советских исследователей.

В. И. Бровик и И. В. Попович пишут: ".... Информация характеризует конкретный акт отражения со стороны его содержания , без учета особенностей его как определенного процесса. Если свойством отражения обладают все виды материи , то свойства информации присущи материи лишь на таком уровне ее организации , на котором возникают процессы управления. "(4) Это может означать лишь то , что человек получая информацию служит объектом управления , независимо от ее качественных , содержательных характеристик , но в таком случае процессы управления возникают в социальной информации - а также в математических и естественнонаучных теориях. (5) Но разница между социальной и естественнонаучными теориями все же существует , она в идентичности информации социальной и смысловой. "Смысловая информация по своему характеру является социальной , так как она возникает в процессе общения людей и отражает факты , события , явления.... "(6) В свою очередь , математическая и иные информации скорее соотносятся со статистическим аспектом логической информации (7), что формально отделяет их от социальной сферы. Из этого можно сделать вывод об идентичности смысловой и политической информации , которая является одним из видов социальной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.