Рефераты. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА В СССР 1935-1939 ГОДОВ: МАТЕРИАЛЫ ГАЗЕТЫ "ПРАВДА" В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМЫ - (курсовая)

p>Таким образом , политическая информация существует только при наличии смыслового момента в информировании , если же в информации присутствуют одни лишь цифры , она теряет свой социальный , а значит и политический аспекты. Несколько слов необходимо сказать об основных принципах политической информации. " Условно принципы политической информации можно разделить на две группы. Первую из них составляют принципы , определяющие преимущественно характер содержания информации , ее направленность. Это - научность , партийность , всесторонность информирования , его связь с жизнью.... Вторую группу образуют принципы , обуславливающие выбор средств , форм , методов информации , ее организационную и методическую стороны. Это прежде всего оперативность , дифференцированность , популярность , доходчивость информирования и др. "(8) Кроме того , хотелось бы выделить ".... Приемственность - важнейший принцип политического информирования. Он требует такого построения информационного материала , при котором последующее опирается на предыдущее и вместе с тем подготавливает восприятие будущего. "(9)

Теперь обратимся к принципам работы политической информации. В общих чертах ".... процесс политической информации представляет собой единство двух встречных потоков информации: сверху - вниз и снизу - вверх. "(10) Воздействие на общественное мнение - это то , что является первым из потоков, -".... происходит , во-первых , путем прямого и непосредственного влияния политической информации на общественное мнение; во-вторых , путем опосредованного воздействия на те явления и факты сознания, психику людей , которые способствуют процессу формирования общественного мнения как социально психологического феномена (потребности , интересы , установки , ценностные ориентации и др. ). "(11) Второй же поток , идущий снизу , работает по принципу обратной связи - после приема информации у реципиента появляются какие-то эмоции , отклики , поступающие к информатору.

П. М. Якобсон описывает это так: ".... когда в пропагандистском воздействии удалось глубоко затронуть чувства личности , то воспринятое содержание становится не толькло предметом размышлений , но и источником волнений или настроения , побуждающей силой для новых желаний и устремлений. "(12) Таковы основные принципы работы политинформации , а как известно ".... Значение осведомительно информационной работы состоит.... в том , что без нее идеологический процесс не может даже начаться , он немыслим без нее. "(13) Но кроме того ".... Политическая информация это составная часть и база агитационно-массовой работы.... ", а значит и пропаганды , без которой идеология не может существовать. " Идеология с помощью пропаганды обращается к массам , стремясь представить политику господствующего класса как целесообразную и обоснованную , имеющей статус теоретической , научно обоснованной , мировоззренческой оправданности , "- пишет Гуревич в своей работе. (14), а В. Ф. Правоторов , в подтверждение этой мысли , говорит , что ".... пропаганда - это деятельность по распространению в массах идеологии и политики определенных классов , партий и государств. "(15) При всем , необходимо добавить к словам данных авторов , что несмотря на казалось бы пассивную роль пропаганды , выступающей как инструментарий идеологии , пропаганда на самом деле является самостоятельным элементом в общей структуре идеологической системы.

Безусловно пропаганда не может обойтись без идей , но с другой стороны идеология , особенно в условиях ХХ века никак не сумеет обойтись без пропаганды.

Конечно же существует и более широкое значение термина "пропаганда" , охватывающее полностью все возможные его отношения. " В самом широком смысле под пропагандой подразумевается особый род социальной деятельности , основная функция которой состоит в распространении политических , философских , научных , технических знаний , художественных ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов , представлений и эмоциональных состояний , оказания влияния на поведение людей. "(16) Если рассматривать пропаганду под таким углом , то несомненным становится факт обладания пропагандистскими возможностями любого предмета , формы или образа , на это стоит обратить внимание поскольку в дальнейшем нам придется обратиться к семантической структуре газеты: к словам , фотографиям , рисункам. Пока же вновь обратим внимание на сам термин " пропаганда".

" Слово "пропаганда" - исторически обусловленная форма политической и идеологической деятельности , которая используется различными классами , партиями и государствами для целенаправленного распространения своих идей , воззрений и ценностей с целью оказать воздействие на мировозренчекие представления , социальную ориентировку и поведение индивидов и социальных общностей, "(17) - пишет Гуревич. Он считает необходимым для всестороннего раскрытия содержания пропаганды как теоретического понятия представить точки зрения различных авторов , и мы последуем за ним , поскольку без этого может возникнуть некоторая неопределенность при работе с самим термином. При первом взгляде на различные определения пропаганды , которые дают буржуазные исследователи , может показаться , что они абсолютно тождественны. В самых общих чертах пропаганда рассматривается как организованное убеждение , обращение к сознанию индивида , распространение определенных идей и представлений. Именно эта сторона процесса и зафиксирована в расшифровке термина , которую предлагают американские социологи Robert T. Holt и Robert W. de Velde. Они пишут: " Во всех определениях пропаганды подчеркивается , что она представляет собой попытку влиять на поведение , воздействуя с помощью средств массовой коммуникации на характер постижения массовой аудиторией смысла и значения окружающего мира". (18) С этой точкой зрения нельзя не согласиться , но с другой стороны можно увидеть в их словах ориентацию не на политическую пропаганду , а на пропаганду в ее чисто прагматической плоскости. Для этих исследователей пропаганда представляется в отношении вульгарном , повседневном и практическом. Нас же более интересуют политический и психологический моменты.

В американской социологии содержится попытка раскрыть природу пропаганды на основе выявления ее различий с другими видами общественной деятельности. Kris E. и Leites N. подчеркивают, что " образование в отличие от пропаганды распространяет результаты познания , т. е. такие представления , которые не носят противоречивого характера , одинаково оцениваются различными группами людей. Если же некоторые представления , в том числе и социального содержания , вызывают разное отношение у тех или иных слоев населения , можно все же полагать , что это уже сфера пропаганды ". (19) На эти слова стоило бы обратить внимание возникает один спорный момент , который хотелось бы разрешить. Проблема в том , что американские социологи никогда , видимо не учились в советских школах , особенно в 30-е годы, и никогда не воспринимали тяжесть пропаганды на школьной парте или в аудитории. В обществе , где математика носит классовый характер даже представления , не носящие противоречивого характера , могут носить пропагандистский оттенок. Продолжив эту

дискуссию обратимся к мнению другого специалиста. Lasswell H. определяет пропаганду как попытку повлиять на установку большого числа людей по противоречивым вопросам. По мнению американского политолога , нейтральное распространение взглядов не является пропагандой. Такой же точки зрения придерживается Davies I. Однако правомерно поставить вопрос , какое распространение взглядов можно считать нейтральными , чтобы почувствовать абстрактность такого подхода. (20)

Французские исследователи Haratonic P. L. и Moran T. P. понимают пропаганду не как распространение конкретной "ортодокссии" , а как совокупность определенных структур , абстрактных символов , влияющих на человеческое восприятие , мышление и поведение. Иначе говоря , пропаганда сводится к символическому отражению мира. Не подлежит сомнению тот факт , что средства массовой информации пользуются разработанной символикой. Однако это вовсе не означает будто пропаганда вообще лишена идеологического и теоретического содержания пишет Гуревич. (21)

Разумеется, в этих определениях фиксируются определенные грани пропагандистского процесса , но вместе с тем содержится конкретная тенденция: замаскировать политические цели пропаганды , свести ее к абстрактному просвещению , коммуникации или к акту символизации. При этом пропаганда нередко понимается настолько расширительно , что включает в себя фактически всю общественную жизнь. Так , английский историк Thomson O. , полемизируя с Lasswell'ом , предлагает следующее определение: " К пропаганде относятся любые средства внедрения и передачи образов , идей или информации , которые влияют на человеческое поведение , взятое с его активной или пассивной стороны. Сюда входят почти все аспекты искусства и коммуникации ". (22) Таким образом , для зарубежных специалистов характерны две основные точки зрения: во-первых , представление о пропаганде как о влиянии на установку большого числа людей по " спорным вопросам ", при этом не считается пропагандой распространение нейтральных взглядов , вторая позиция заключается в представлении пропаганды в виде любых средств внедрения и передачи информации , влияющей на человеческое поведение.

Но наиболее приемлемым определением , с моей точки зрения , является формула В. Соковнина , который в 1968 году писал: ".... Одной из форм общения , специально служащей для распространения идеологических взглядов , является пропаганда. "(23) Без всякого сомнения пропаганда - это форма общения , и подтверждение мы находим в работе другого советского исследователя. Б. П. Базылёв пишет: ".... Одна из основных функций пропаганды состоит в оказании идеологического и социально - психологического воздействия , которое предпологает общение в специализированной форме социального взаимодействия тех , кто создает пропагандистские тексты , с теми , кто их воспринимает. "(24) Примем же на веру данное утверждение и попытаемся впоследствии проследить это общение на примере "Правды".

Само собой , возникает вопрос - почему именно печать является объектом нашего исследования ? Ответ состоит в том , что печатная пропаганда являлась наиболее эффективным средством пропагандистского воздействия в 30-е годы. После признания несостоятельности кружкового и индивидуального методов в 1939 году , ЦК в лице тов. Сталина рекомендовал ".... сосредоточить внимание партии на пропаганде в печати и организации лекционной системы пропаганды.... "(25) Эти два вида пропаганды и стали основными на многие годы , но предпочтение всегда отдавалось печатной пропаганде , поскольку за ней было чисто психологическое преимущество. По наблюдениям психологов , человек способен внимательно прочитать в нормальных условиях 25 тысяч слов , а выслушать лишь 9 тысяч. (26) Сие и предопределило главенствующие позиции печати в деле пропагандирования. Кроме того , метод печатной пропаганды дает возможность использовать прием нейтрального информирования , дающий прекрасные результаты. Таковы основные критерии выбора печати , как объекта исследования , а

сейчас необходимо разрешить еще одну важную проблему терминологического плана проблему соотношения пропаганды и агитации в печати.

Хорошо разработан этот момент в работе В. А. Шандры , который различает понятия пропаганды и агитации. Он пишет: ".... для пропаганды характерен акцент на просвещение , имеющее целью вооружить трудящихся системой политических знаний.... " Агитация же ".... Опирается преимущественно на разъяснение. В агитации также присутствует элемент просвещения , но он не определяет ее сущности. "(27) Кроме того , автор обращает внимание на то , что ".... предметом печатной партийной пропаганды являются актуальные аспекты социальных теорий и общественно-исторической практики. "(28) А агитация ".... обеспечивает идеологически решение ближайших , тактических задач партии и народа. "(29) Таким образом , мы можем говорить о разделении пропаганды и агитации по характеру задач: пропаганда ведает стратегией в распространении идеологии , агитация занимается тактикой. Но чего же больше в советской прессе 30-х годов ? В этом мы постараемся разобраться в III главе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.