Рефераты. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА В СССР 1935-1939 ГОДОВ: МАТЕРИАЛЫ ГАЗЕТЫ "ПРАВДА" В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМЫ - (курсовая)

p>Таким образом , мы могли увидеть некоторые существенные стороны проблемы. Налицо и заинтересованность режима в массовом пропагандировании , и прямое участие высших должностных лиц в этом процессе , а также хорошо виден процесс централизации в структурах пропаганды и агитации.

    1) Ленин В. И. Что делать ? / ПСС. Т. 6. с. 83-84.

2) Элива Н. Л. Исследование мышления в советской психологии. -М. : Наука, 1966. -с. 40.

3) Сталин И. В. Отчетный доклад на XVIII съезде о работе ЦК ВКП(б) 10 марта 1939г. / Большевистская печать. -М. : Политиздат, 1940. -с. 358. 4) Ленин В. И. / ПСС. Т. 41. с. 95.

5) Гуревич П. С. Пропаганда в идеологической борьбе. -М: Высшая школа, 1987. -с. 234.

6) Цит. по: Большевистская печать. -М. : Политиздат, 1940. -с. 361. 7) Сталин И. В. Указ. соч. ,с. 359.

    8) Там же.
    9) Гуревич П. С. Указ. соч. ,с. 235.
    10) Там же: с. 252.

11) Средства массовой информации и пропаганды. -М. : Политиздат, 1984. -с. 65. 12) Там же: с. 66.

13) Ленин В. И. Письмо к товарищу о наших организационных задачах. / ПСС. Т. 7. с. 8.

14) Цит. по: Большевистская печать. -М. : Политиздат, 1940. -с. 361. 15) Там же: с. 355.

    16) Там же.

17) Шандра В. А. Газета , пропаганда , жизнь: вопросы теории и методики. -М. : Мысль, 1982. -с. 18.

18) Цит. по: Большевистская печать. -М. : Политиздат, 1940. - с. 356.

    Глава III. Социально-психологическое
    содержание центрального органа страны.

Прежде чем говорить о содержании " Правды " и о действии этого содержания на массовое сознание необходимо сказать об общих моментах влияющих на эффективность идеологического воздействия. Она ( эффективность ) ".... в решающей степени определяется умелым сочетанием теоретической и организационной деятельности , пропаганды и агитации, "(1)-говорит по этому поводу В. А. Шандра. Именно поэтому при при разработке методов воздействия любой мало-мальски уважающей себя идеологии необходимо учитывать некоторые важные моменты. И прежде всего внимание должно быть обращено к человеку , который ".... как объект пропагандистского воздействия, - говоря словами Афанасьева , -представляет собой сложную совокупность ( систему ) качеств, воплощающих черты общественной среды , а также конкретной среды , которая его окружает ( его "микросреды") , специфичность его исторического опыта , наследственных задатков , причем этот человек характеризуется определенной степенью активности , избирательностью по отношению к общей и конкретной среде , к требованиям и принципам социальной идеологии. "(2) Такое сложное определение, разработанное в 1975 году , Ленин , который , без всякого сомнения , в пропаганде разбирался превосходно , выражал кратко и ясно: ".... никогда миллионы людей не будут слушать советов партии , если эти советы не совпадают с тем , чему их учит опыт собственной жизни. "(3) Таким образом любая пропаганда , которая ".... ставит своей целью формирование взглядов людей , их мировоззрения , убеждений и побуждение их к определенным практическим действиям на основе этих взглядов и убеждений.... "(4), и особенно пропаганда , от которой зависит судьба идеологии , просто обязана обращаться к отдельным личностям. В работах советских исследователей этот механизм хорошо описан применительно к системе буржуазной пропаганды. Гуревич об этм говорит так: ".... Манипулятивная пропаганда буквально одержима манией персонификации. Она предлагает аудитории многочисленные варианты , позволяющие отождествить себя с образами удачников , суперменов , аутсайдеров , мстителей. Глубокое внутреннее влечение человека к осознанию собственного "Я" подменяется , по сути дела , фиктивным , иллюзорным самоудостоверением. "(5) Для Гуревича этой самой манипулятивной пропагандой представляется пропаганда "Западная", буржуазная и антисоветская , но если внимательно проследить , то будет заметно значительное сходство в принципах и методах работы как западных , так и советских структур политического информирования , которые собственно и являются манипуляторами. Попробуем же в этом убедиться. И начнем с уже приведенного примера - метода персонификации.

В советской пропаганде 30-х годов он применялся в довольно -таки парадоксальной форме. С одной стороны , режим проповедовал теорию абсолютно равного общества , где каждый человек имеет ровно столько же прав как и любой другой , но с другой стороны , в обществе произошло четкое разделение на своих и чужих. Но в этом парадоксе нет ничего странного если вспомнить основные характеристики пропаганды и агитации и их основное различие первая обеспечивает стратегические задачи , вторая ведает тактикой. Вот и появляются на страницах "Правды" пропагандистские статьи о стахановском движении, описывающие подвиги простых рабочих , которые как правило с детства работали на шахтах и заводах , затем воевали с белыми и , наконец , трудятся на благо советской Родины. Огромная масса в среде крестьянства и рабочих воспринимают эти материалы и возникает обратная реакция служащая , как мы помним, вторым потоком в процессе политической информации. Использование метода персонификации запускает цепную реакцию пропагандирования. В редакцию газеты приходят письма читателей. Эти материалы исключают практику фальсификации , поскольку они , с точки зрения пропаганды , совершенны; в них присутствует четко выраженная направленность к различным социальным группам и выражающая интересы этих групп тематика (полувеком позже Шандра напишет: ".... наряду с теоретико - пропагандистскими материалами , которые рассчитаны на массовую аудиторию , в газете могут и ДОЛЖНЫ публиковаться тексты , адресованные определенным специальным группам , максимально созвучные их интересам , потребностям. "(6)) Но самые важные для пропагандирования характеристики этих материалов - это искренность и , в то же время , лояльность и даже , как правило , любовь к режиму. Примером для сказанного может служить подборка писем в "Правде" от 1 января 1937 года под общим заголовком "Мой самый счастливый день в 36 году ". (7) Семантическое содержание текстов этих писем указывает на стремление газеты создать прочную установку , которая представляет из себя ".... звено , образующееся в системе взаимодействия индивида с внешним миром, взаимодействие , начинающееся с воздействия внешнего мира на индивида, субъекта. "(8) Прибегая к простейшим приемам: таким , как ".... Употребление в речи нескольких синонимов из одного синонимического ряда, - которое, - способствует усилению смысла сказанного , " нагнетанию " основного семантического оттенка данного ряда.... " (9) (" благополучный" , " удача" , " успех" , "полный счастья" , " счастливо" , " счастливый" и наконец "самый счастливый " ; до 3% слов из этого ряда), использование штампованных языковых средств ( " любимая Родина ", " народная демократия", "лучшее государство", "коммунистическая партия" и др. ) , приводит к появлению установки у читателей данных материалов , направленной на восприятие советской действительности в положительном свете. А по мнению Шерковина - ".... В соответствии с усвоенными установками люди реагируют положительно или отрицательно на все , что так или иначе касается их или как-нибудь затрагивает их интересы , их осознанные или бессознательные влечения , их ценности. "(10) Именно поэтому существует столь очевидное направленность на создание четкой и постоянной установки по отношению к воспринимаемой действительности , как к наиболее совершенному варианту. Та же тенденция прослеживается и в отношении культуры , искусства. В качестве примера , причем очень яркого , хотелось бы привести слова художника , которые долго блуждали по страницам прессы. ".... Я глубоко верю в большое искусство наших дней, -писал А. А. Дейнейка. - Красивое искусство современности.... Кого не захватят наши дни ? Кто останется к ним равнодушным ? Яркие порывы , титанические размахи пролетариата - солнце - красочно хочется набросать тысячью самоцветных каменьев и запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс. "(11) Такие же материалы публикуются и на страницах "Правды", доводя иногда этот процесс до абсурда. Например к столетию Пушкина в газете присутствуют материалы , посвященные этому событию (12), и среди них статьи и заметки, посвященные советскому государству, причем в этих материалах прослеживается тесная связь пушкинской поэзии и сталинского искусства. Появляется мысль о том , что Александр Сергеевич, без всякого сомнения, стал бы лауреатом сталинской премии. Тексты написаны с применением клише в сильной степени экспрессивности ("яркие порывы", "титанические размахи", "героическая борьба", "протест поэта", "реакция царизма" и т. д. ), использованием синтаксических средств усиления ( вопросительные предложения, употребление тире), что несомненно должно было сказаться на появлении четкой установки и даже стереотипа. О стереотипах и пойдет ниже речь.

"Стереотипы, - пишет В. Л. Артемов, - это представление или образ , которые схватывают то или иное явление в целом , сразу , без частностей и деталей. "(13) У стереотипов существует особый механизм действия - ".... Для пробуждения стереотипа требуется затронуть установку, - которая, - есть сложившаяся у индивида на основе имеющегося опыта предрасположенность к восприятию социальной информации с учетом определенных социальных позиций , что выражается в системе ценностных ориентаций субъекта. "(14)

"Стереотип , как всякое психическое образование , включает в себя единство двух взаимодействующих начал - знания и отношения , из которых то одно , то другое выступает в качестве преобладающего. "(15) Но это происходит далеко не всегда. В манипулятивной пропаганде сталинского режима знание находится в состоянии подчинения к отношению , поскольку государство обладало монополией на информацию. Но существует закономерность - ".... двуединая структура стереотипа (отношение плюс знание) ставит отношение в обратную зависимость от знания субъекта. Чем выше образованность осведомленность и сознательность человека, тем лучше он понимает , чьим интересам соответствует пропагандистский материал. "(16) Как же обстоит дело с повышением образованности и осведомленности на страницах "Правды"?

Для начала обратимся к газетным материалам , посвященным внешнеполитическим обзорам. В 1937 году внимание всего мира конечно же было посвящено событиям в Испании , боевые действия находили широкое отражение на страницах прессы всего мира и "Правда" не являлась исключением. Около 17% материалов относились к зарубежным новостям, и от 5 до 10% в каждом номере , за исключением специальных , было отдано под "испанские" репортажи, сводки, сообщения. У Советского Союза существовал четко выраженный интерес к Испанской войне , поскольку эта страна могла впоследствии войти в пока немногочисленное сообщество социалистических государств. Поэтому "товарищам по борьбе" необходимо было помочь , для чего в Испанию высылались отряды "добровольцев" В добровольцах же недостатка не ощущалось, особенно среди офицеров НКВД. А в это время в советской прессе идет полным ходом процесс пропагандирования, основной задачей которого становится создание стереотипа , выражавшегося бы в полной поддержке массами политики правительства.

В этой работе хорошо помогают такие методы , как нейтральное пропагандирование ( в газете появляются факты и события , сообщение о которых получены из нейтральных источников), метод драматизации фактов (выражающийся в использовании семантических средств для придания фактам и событиям более выразительной окраски), кроме того широко распространено комментирование сообщений. Названные приемы позволяют манипулировать фактами в угоду информатора , и возможно это благодаря специфической природе факта. Это замечал еще Горький , писавший весьма образно о том , что ".... Факт - еще не вся правда , он - только сырье , из которого следует выплавить , извлечь настоящую правду. Нельзя жарить курицу вместе с перьями , - продолжает он, - .... нужно научиться выщипывать несущественное оперение факта , нужно уметь извлекать из факта смысл. "(17) ".... Факт действительности - это завершенный или незавершенный процесс взаимодействия вещей , предметов , систем, а процесс противоречив , так как одновременно содержит в себе и момент изменчивости и момент устойчивости. "(18) Из-за этого противоречия появляется возможность воздействия фактами на общественное сознание. И даже не придется что-либо изменять в расстановке фактических данных , которые " .... в каждом случае будут абсолютно верны . За их достоверность можно ручаться под присягой. Но именно толкование этих данных , как и самого факта в целом , делает их пропагандой. "(19) Комментарий же является одной из наиболее сильных сторон сталинской пропаганды. Пронин говорит: ".... комментарий можно понимать в узком смысле как прямое повышение однозначности и увеличения информационной избыточности в сообщении , иными словами , - сообщение степени свободы интерпретации сообщения реципиентом; комментирование же , понимаемое широко , - это отбор и знаковое кодирование информации. "(20) Прекрасно это заметно на примере материалов "Правды", посвященных судебным процессам по делам "изменников и предателей Родины". Присутствие на ее страницах гневных , ругательных материалов понятно , как-никак обвинение в измене , но где же статьи о предыдущей работе этих людей , а они были далеко не рядовыми в партии. Не может же быть такого , чтобы Радек, Пятаков, Сокольников, Серебряков и другие "государственные преступники" на протяжении десятков лет совершали лишь преступления , причем безнаказанно. Но так или иначе , в номерах "Правды" с 21 по 30 января , пока шел суд не было ни одного положительного слова о них. (21)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.