Рефераты. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА В СССР 1935-1939 ГОДОВ: МАТЕРИАЛЫ ГАЗЕТЫ "ПРАВДА" В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМЫ - (курсовая)

p>Зато присутствует большое количество прекрасных , с пропагандистской точки зрения, обличительных статей , выполненных в превосходной экспрессивной манере , причем в них отмечаются такие выразительные формулы , которые недоступны для буржуазной прессы и поныне. "Троцкистские шпионы, диверсанты, изменники", "продавцы народной крови", "подлейшие из подлых" и т. д. Произошло лексико-семантическое смещение в значении слов - то , что в семантике называется актуализацией значения путем наполнения старого слова (формы) новым содержанием. (22) А при этом следует помнить , что ".... Семантическая структура слова связана с различными категориями психики человека, а следовательно , способна отражать сферу субъективного в общении в форме разного рода коннотаций оценочных, контекстуальных , стилистических , культурных и идеологических. сфера субъективного , ко всему прочему, - может выражаться с помощью других средств языка: лексических, синтаксических, стилистических и даже текстовых. "(23)

Такие свойства средств языка в политике приводят к тому , что образуется ".... языковое поле , которое объединяет ключевые политические термины и символы (миф) , название доктрин , специальную политическую лексику , слова-лозунги. "(24) Это языковое поле существовало и в советской политической системе. И более того , оно переросло в ".... Политический язык - основной язык пропаганды. "(25) Lasswell H. полагал , что ".... Нельзя политические идеи преподносить в произвольной форме , она должна быть строго регламентирована. Только в том случае , когда политический язык приобретает строгие нормы , эффект воздействия будет достаточным. "(26) Этого можно достичь при помощи "политического мифа", а каждый "политический миф" состоит из большего или меньшего числа "политических формул". С помощью "ключевых символов" и "лозунгов" пропагандист (коммуникатор) и обрушивает на массы поток "политических формул". "(27) Несколько опережая Lasswell'а, об этом говорил Луначарский: ".... Если для данного времени имеется какой-то лозунг , надо его до дна довести и совершенно пропитать этим лозунгом сознание той среды , к которой вы обращаетесь. "(28) Пропаганда 30-х годов прекрасно использовала этот совет , насыщая лозунгами каждую пядь газетной полосы. При этом в лозунгах присутствует прежняя тенденция , характерная для пропаганды в целом - крайняя степень экспрессивности , доведенная до полуистерии. Даже за , казалось бы , нейтральной фразой "За большевистский стиль руководства" скрывается выразительная картина чисток в партии, абсолютного контроля сверху и привычка подчиняться усвоившаяся у каждого гражданина. А что уж говорить о таких лозунгах , как "Смерть изменникам Родины", "Проклятие фашистам", "Раздавить гадину" и т. п. , да еще если учесть , что они выдвинуты простыми людьми сталеварами и колхозниками. (29) Вот и приходили в редакцию газеты все новые и новые отклики , продолжала действовать установка перерастая в прочный стереотип. И мало кто верил уже в 1938 году обвиняемым Бухарину, Рыкову, Раковскому, Ягоде и многим другим , потому что "партия всегда права". А права партия (вернее Сталин) всегда потому , что вовремя использовала нужные формулы , для создания "политического мифа" о непогрешимости и "святости" товарища Сталина , а вот Бухарин , например , будучи хорошим теоретиком , но слабым практиком , не сумел. Сталин оказался хитрее и практичнее всех своих "товарищей" - он вовремя понял и использовал суть пропаганды и уже никогда не выпускал ее механизм из под своего контроля. Это-то и помогло Иосифу Джугашвили умереть , хотя и неспокойно , но зато будучи выше любого из смертных.

1) Шандра В. А. Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики. -М. : Мысль, 1982. -С. 25.

2) Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. -М. : Политиздат, 1975. -С. 398.

3) Ленин В. И. Речь по аграрному вопросу. 22 мая (4 июня) 1917г. / ПСС. Т. 32. С. 178.

4) Свечников П. В. У истоков партийной пропаганды. - М. : Московский рабочий, 1978. -С. 110.

5) Гуревич П. С. Пропаганда в идеологической борьбе. -М. : Высшая школа, 1987. -С. 254.

    6) Шандра В. А. Указ. соч. , с. 63.
    7) См. : "Правда" от 1 января 1937г.

8) Цит. по: Проблемы социальной психологии и пропаганды. М. : Политиздат, 1971. -С. 38.

9) Стриженко А. А. Основные закономерности использования языка в буржуазной пропаганде. / Язык и стиль буржуазной пропаганды. -М. : Изд-во МГУ, 1988. -С. 20. 10) Цит. по: Проблемы социальной психологии и пропаганды. -М. : Политиздат, 1971. -С. 38.

11) Цит. по: Парамонов А. В. ,Червонная С. М. Советская живопись. -М. : Просвещение, 1981. -С. 69.

    12) См. : "Правда" от 9-12 февраля 1937г.

13) Артемов В. Л. Правда о неправде. Критические очерки по современной империалистической антисоветской пропаганде. -М. : Политиздат, 1984. -С. 201. 14) Там же, с. 213.

15) Артемов В. Л. Объективная природа стереотипов и их использование империалистической пропагандой. / Проблемы социальной психологии и пропаганды. -М. : Политиздат, 1971. -С. 95.

    16) Там же, с. 102.

17) Цит. по: Володин Цифры и факты. Как их использовать. М. : Политиздат, 1968. -С. 9.

18) Власов Ю. М. Пропаганда за фасадом новостей. - М. : Изд-во МГУ, 1976. -С. 29. 19) Там же, с. 28.

20) Цит. по: Власов Ю. М. Пропаганда за фасадом новостей.... С. 30. 21) См. "Правда" от 21-30 января 1937г.

22) См. Язык и стиль буржуазной пропаганды. -М. :Изд-во МГУ, 1988. -С. 15. 23) Стриженко А. А. Язык и идеологическая борьба. -Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1988. -С. 15.

    24) Там же, с. 7.

25) Ермоленко Д. В. Пропаганда и семантика. / Проблемы социальной психологии и пропаганды. -М. : Политиздат, 1971. -С. 49.

26) Цит. по: Проблемы социальной психологии и пропаганды. - М. : Политиздат, 1971. -С. 50.

    27) Там же.

28) Цит. по: Нестеренко Ф. П. Пропаганда советского образа жизни в печати. -М. : Изд-во МГУ, 1982. -С. 8.

    29) См. "Правда" от 28 января 1937г.
    Заключение.

Подводя итог работе , можно говорить о том , что на примере прессы хорошо видно широчайшее распространение идеологического информирования масс ( или проще говоря пропаганды ) во всех сферах советского общества. И пресса занимала не последнее место в этом процессе. " Ее функции, - писал в 1937 году Albert Williams, - не делать деньги или развлекать читателя, а информировать его и стимулировать его интерес и веру в коммунизм. "(1)

Для прессы и в часности для "Правды" это означало то же , что и формирование общественного сознания, манипулирование этим сознанием, внедрение в него идеологических формул, угодных тем, кому была выгодна вся идеологическая система, основанная на лжи и лицемерии, прикрытыми значительными фразами и лозунгами. Создание идеологических и политических мифов , воспринимаемых как абсолютная истина и служащих для получения необходимых системе стереотипов, осуществлялось ".... различными способами, - пишет о системе буржуазной пропаганды, не слишком отличающейся от советской, А. Д. Пароятникова, - здесь и простой обман, и дезинформация, и подтасовка фактов, и замалчивание, и другие методы и приемы манипулирования общественным сознанием.... "(2) В случае с "Правдой" прекрасно использовались семантические особенности языковых единиц. Четкая организация пропагандирования, скорее даже общественного внушения , с которым неизменно связана всякая пропаганда(3), позволила газете преуспеть в формировании взглядов и представлений миллионов советских граждан. Под воздействием пропаганды и агитации в 30-х годах идет полным ходом становление нового типа личности, и невозможно было бы достигнуть такого результата без пропаганды и агитации, основные цели которых в том и состоят, чтобы ".... дать понимание социализма 175 миллионам людей союза; усилить в них энтузиазм для строительства социализма; заменить старые индивидуалистические представления и взгляды на мир общественными, коллективными; подготовить подрастающее поколение для будущего общества коммунизма. "(4)

Но вся проблема в том, что параллельно с этими необходимыми и очень важными, шло формирование и других взглядов и представлений. Слепое поклонение партии и лично товарищу Сталину, бессознательное осуждение всякого неугодного партийной линии процесса, совершенно бессмысленные поступки, единственным оправданием которых служила выгода системы - все это стало продуктом мышления масс в Советском Союзе. А в формировании самым непосредственным образом участвовали структуры пропаганды и агитации, полностью контролировавшиеся ЦК ВКП(б). И прикрываясь ленинским лозунгом о постановке дела в пропаганде и агитации начистоту, поскольку классы де обмануть нельзя(5), Сталин и его команда проводили под прикрытием щита пропаганды свои бесчеловечные эксперименты. Еще на рубеже нашей эры Овидий сказал замечательную фразу: "Зло подобает приукрашивать словами. "(6) Но человечество не прислушалось к этим словам , за что ему и пришлось так тяжело расплачиваться, но можно надеяться, что сделанные ошибки наставят людей на путь истинный, на котором они не будут вновь совершены.

1) Williams A. R. The Soviets. -New York: Harcort, Brace and Company, 1937. -P. 374.

2) Пароятникова А. Д. Конденсированные символы в буржуазной пропаганде. / Язык и стиль буржуазной пропаганды. -М. : Изд-во МГУ, 1988. -С. 75-76. 3) Артемов В. Л. Объективная природа стереотипов и их использование империалистической пропагандой. /Проблемы социальной психологии и пропаганды. -М. : Политиздат, 1971. -С. 96.

4) Williams A. R. The Soviets. -New York: Harcort, Brace and Company, 1937. -P. 369.

5) Ленин В. И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом. / ПСС. Т. 43. С. 58. 6) Nominibus millire licet mala. (лат. ) - Зло подобает приукрашать словами. ( Овидий "Наука любви" )

    Список использованных источников
    и литературы.
    Источники:
    1) Большевистская печать. -М. : Политиздат, 1940. -472с.

2) История ВКП(б). Краткий курс. -М. :Политиздат, 1950-350с.

3) Ленин В. И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом. /ПСС. Т. 43. С. 57-74.

3) Ленин В. И. Письмо к товарищу о наших организационных задачах. / ПСС. Т. 7. С. 3-72.

4) Ленин В. И. Речь по аграрному вопросу 22 мая ( 4 июня ) 1917г. / ПСС. Т. 32. С. 168-190.

    5) Ленин В. И. Что делать ? / ПСС. Т. 6. С. 3-195.
    6) Правда. Январь-март. 1937г.

7) Williams A. R. Nhe Soviets. -New York: Harcort, Brace and Company, 1937. -p. 554.

    Литература:

1) Артемов В. Л. Правда о неправде. Критические очерки по современной империалистической антисоветской пропаганде. -М. :Политиздат, 1984. -270с. 2) Афанасьв В. Г. Социальная информация и управление обществом. -М. :Политиздат, 1975. -448с.

3) Беглов С. И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики: Учебное пособие. -М. :Высшая школа, 1980. -366с.

4) Бутенко А. Н. Откуда и куда идем: Взгляд философа на историю советского общества. -Л. :Лениздат, 1990. -288с.

5) Власов Ю. М. Пропаганда за фасадом новостей. -М. : Изд-во МГУ, 1976. -143с. 6) Володин В. Цифры и факты. Как их использовать. -М. : Политиздат, 1968. -63с. 7) Гуревич П. С. Пропаганда в идеологической борьбе. -М. : Высшая школа, 1987-263с.

8) Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития. -М. : Политиздат, 1977. -303с.

9) Идеология и общественная психология. - Фрунзе: Илим, 1968. -119с. 10) Колеватов В. , Носков А. Идеология: ликвидация недоразумений или выработка новых подходов ? // Коммунист. 1991. N4. С. 41-55.

11) Маслов Н. Н. Идеология сталинизма: История утверждения и сущность (1929-1956). -М. :Знание, 1990. -64с.

12) Нестеренко Ф. П. Пропаганда советского образа жизни в печати. -М. : Изд-во МГУ, 1982. -14с.

13) Парамонов А. В. , Червонная С. М. Советская живопись. -М. : Просвещение, 1981. -272с.

    14) Политическая информация. -М. :Политиздат, 1973. -192с.

15) Политическая информация. Некоторые вопросы теории и практики. -М. :Мысль, 1974. -140с.

16) Проблема социальной психологии и пропаганда. -М. : Политиздат, 1971. -183с. 17) Свечников П. В. У истоков партийной пропаганды. -М. : Московский рабочий, 1978. -176с.

18) Средства массовой информации и пропаганды. - М. : Политиздат, 1984. -352с. 19) Страницы истории советского общества: Факты, проблемы, люди М. :Политиздат, 1989. -447с.

20) Стриженко А. А. Язык и идеологическая борьба. -Иркутск: Изд-во Иркутского унив-та, 1988. -152с.

21) Шандра В. А. Газета , пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики. -М. :Мысль, 1982. -143с.

22) Ядов В. А. Идеология как форма духовной деятельности общества. - Л. :Лениздат, 1961. -234с.

23)Язык и стиль буржуазной пропаганды. -М. :Изд-во МГУ, 1988. -200с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.