Рефераты. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА В СССР 1935-1939 ГОДОВ: МАТЕРИАЛЫ ГАЗЕТЫ "ПРАВДА" В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМЫ - (курсовая)

p>1) Соковнин В. Человеческое общение и идеология. / Идеология и общественная психология. - Фрунзе, 1968. -С. 97.

2) Цит. по: Власов Ю. М. Пропаганда за фасадом новостей. -М. : Изд-во МГУ, 1976. -С. 22.

    3) Там же, с. 27.

4) Цит. по: Политическая информация. Некоторые вопросы теории и практики. -М. : Мысль, 1974. -С. 9.

    5) Там же, с. 10.
    6) Политическая информация. -М. : Политиздат, 1973. -С. 10.
    7) Там же, с. 9.

8) Политическая информация. Некоторые вопросы теории и практики. -М. : Мысль, 1974. -С. 40.

    9) Там же, с. 66.
    10) Там же, с. 24.
    11) Там же.

12) Якобсон П. М. Эмоциональный фактор в пропагандистском воздействии. / Проблемы социальной психологии и пропаганды. -М. : Политиздат, 1971. -С. 63. 13) Политическая информация. Некоторые вопросы теории и практики. -М. : Мысль, 1974. -С. 18.

14) Гуревич П. С. Пропаганда в идеологической борьбе. -М. : Высшая школа, 1987. -С. 110-111.

15) Правоторов В. Ф. Пропаганда. // Философский энциклопедический словарь. -М. : Политиздат, 1983. С. 539.

    16) Там же.

17) Гуревич П. С. Пропаганда в идеологической борьбе. -М. : Высшая школа, 1987. -С. 100.

    18) Там же, с. 101.
    19) Там же.
    20) Там же, с. 102.
    21) Там же.
    22) Там же.

23) Соковнин В. Человеческое общение и идеология. / Идеология и прсихология. Фрунзе. : Илим, 1968. -С. 97.

24) Базылев Б. П. О специфике употребления слова в системе буржуазной пропаганды. / Язык и стиль буржуазной пропаганды. -М. : Изд-во МГУ, 1988. -С. 49. 25) Цит. по: Большевистская печать. -М. : Политиздат, 1940. - С. 359. 26) См. Проблемы социальной психологии и пропаганда. -М : Политиздат, 1971. 27) Шандра В. А. Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики. -М. : Мысль, 1982. -С. 29

    28) Там же, с. 25.
    29) Там же, с. 30.
    Глава II. Партия и пропаганда.

В период своего правления сталинское правительство хорошо помня слова Ленина о том , что " .... Мало ведь назвать себя " авангардом ", передовым отрядом, надо и действовать так , чтобы все остальные отряды видели и вынуждены были признать ,

что мы идем впереди, "(1)- основательно занималось проблемой пропаганды и агитации , поскольку от того , что увидят " остальные отряды " и признают ли движение вперед, значительно зависела устойчивость позиций административно-командной системы.

Без пропагандистского воздействия на массы трудно удержать в устойчивом положении гигантский колосс с совершенно парадоксальной структурой управления , противоречивой социально-экономической политикой, а при его использовании это не так уж и трудно , поскольку ".... Пропагандистское воздействие создает ситуации , в которых наличная потребность удовлетворяется предоставлением людям информации , затрагивающей их интересы и ценности и помогающей им выявить связи между собой и социальной действительностью, "(2) - свидетельствует Н. Л. Элива. И это прекрасно подходит режиму , так как информация , как мы уже говорили полностью находилась под контролем государства и может затрагивать интересы людей , используя их в собственных целях.

И. В. Сталин на XVIII съезде в 1939 году отмечал: " Есть еще одна область партийной работы , очень важная и очень ответственная , по линии которой осуществлялось за отчетный период укрепление партии и ее руководящих органов, это партийная пропаганда и агитация , устная и печатная , работа по воспитанию членов партии и кадров партии в духе марксизма - ленинизма. "(3) Эти слова были директивой к действию для всех уровней власти. Отмеченная вождем " важная и очень ответственная " работа должна была проводиться во всех направлениях внутренней политики , будь то образование , производство или социальная сфера. При этом необходимо действовать истинно по-ленински - ".... пропагандировать , и организовывать , и агитировать наиболее доступно, наиболее понятно , наиболее ясно и живо.... "(4)

Но для того , чтобы проводить работу наиболее эффективно необходимо создание системы по-настоящему массовой пропаганды , которая ".... обращается не только к жизненным убеждениям человека , к его взглядам и представлениям. Она учитывает также всю гамму человеческих чувств и переживаний во всем богатстве их неповторимых конкретных и в то же время типичных проявлений. Поведение одного человека , агента группы или представителя того или иного класса не может быть описано через характеристику тех идей , носителем которых выступает данная личность. Людям присущи определенные интересы и потребности , ожидания и идеалы, настроения и перживания , иллюзии и устремления. Внутренний мир человека сложен. Личность не только познает , она переживает , анализирует , вырабатывает жизненную позицию. Понять эти процессы можно только на базе изучения психологических механизмов. Без их учета пропаганда и контрпропаганда теряют не только адресность , но и присущие им многослойность , конкретность, "(5)- выражаясь словами Гуревича. Правда сталинская пропаганда вряд ли заботилась о переживаниях советских граждан , но по поводу настроений , ожиданий , иллюзий и устремлений можно сказать практически со стопроцентной уверенностью уж они то находились под постоянным наблюдением. Наблюдения за поведением народа , проводившееся в подвалах НКВД , особистами на промпредприятиях и в армии , стукачами по месту жительства позволяли выявить психологические установки , стереотипы и общую психологическую готовность к пропагандистскому воздействию. Но об это мы будем говорить ниже , а пока вернемся к отношению пропаганды и государства.

Все , что необходимо , для массового пропагандирования труд но осуществить без мощного центрального органа , занимавшегося бы пропагандистской и агитационной работой. Централизация и объединение в единую структуру таких ранее созданных учреждений , как Институт массового заочного обучения, политотделы на предприятиях произошло в 1939 году , когда было создано управление пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б).

В докладе 18 марта 1939 года А. А. Жданов говорил: " Для того , чтобы успешно руководить делом марксистско - ленинской пропаганды в партии и государстве , для того , чтобы успешно решать задачи ликвидации теоретического и политического отставания партийных кадров , ЦК должен иметь мощный аппарат пропаганды и агитации в виде Управления пропаганды и агитации , сосредотачивающего всю работу по печатной и устной пропаганде и агитации. "(6) Оно должно было , по словам Сталина: ".... сосредоточить в одном месте дело партийной пропаганды и агитации и объединить отделы пропаганды и агитации и отделы печати в едином Управлении.... с организацией соответствующего отдела пропаганды и агитации в составе каждой республики , краевой и областной парторганизации. "(7) Эта мера должна была решить основную задачу партийной пропаганды , которая ".... состоит в том , чтобы помочь нашим кадрам всех отраслей работы овладеть марксистско - ленинской наукой о законах развития общества. "(8) Наука о законах развития общества , в то же время , претерпела коренные изменения и мало походила теперь на истинно - ленинскую науку. Но этого уже никто не замечал , поскольку та самая пропаганда , несшая науку в кадры , влияла и на членов ВКП(б) , которые должны были распространять ее ( науку ) в массы. Даже директивы высших чинов во властных структурах , направленные вниз превращались в своего рода метод пропагандистского воздействия , ибо информация , подававшаяся в них была неоспорима и абсолютно правильна. Сомневающихся же довольно быстро убеждали в ее правильности , используя весьма практичные методы , например аресты , пытки , осуждения и казни. Была , правда , и мягкая мера - исключение из партии , которая впрочем приводила к тому же.

В конце концов , для верхушки тоталитарного режима , хоть и с хорошо поставленной пропагандистской работой в массах , особую опасность представляет прослойка мелких управленцев , которые весьма желают стать управленцами покрупнее. Но Сталину удалось пресечь эти тенденции , используя превосходное средство - террор. Мелкие и средние управленческие слои время от времени подвергались чисткам , которые , правда , иногда затрагивали и высших чиновников , а также рядовых членов партии. Это была необходимая профилактика страховка , и сегодня можно достаточно уверенно говорить о высокой эффективности таких мер , поскольку есть возможность сравнивать правление Сталина , продержавшегося у руля с три десятка лет и период властвования Никиты Хрущева , смещенного со своего поста.

Так или иначе , партия как и ".... социалистическая пропаганда осуществляет развернутую программу политического просвещения масс , призванную развивать их общественное сознание и активизировать их историческую деятельность. "(9) Политическое просвещение , одновременно с развитием общественного сознания и активизацией исторической деятельности создает своеобразную " массовую культуру " , имеющую большинство признаков того явления , которое советские политологи 70-х обнаружили на Западе. Психозы на почве этой самой " культуры " можно обнаружить и в СССР. Правда , " массовая культура , советского пошиба отличается большей абстрактностью , отсутствием бытового момента , мы строили коммунизм и было некогда думать о себе , но она так же ".... эксплуатирует психологические механизмы людей , их потребности в галлюцинаторном воплощении своей мечты , в реализации возмездия за крушение собственных иллюзий. Но действительная пружина этой псевдо-культуры лежит в совсем другой плоскости - в стремлении скрыть кричащие противоречия между официальной идеологией и реальностью, "(10)- выражаясь словами Гуревича.

Именно стремление скрыть кричащие противоречия между идеологией и реальностью привело к использованию максимально эффективных средств создания " массовой культуры ". По сему , для скорейшего достижения заданной цели , все шире используются средства массовой информации и пропаганды , главной особенностью которых является всеохватность (11). " Средства массовой информации и пропаганды не знают себе равных по масштабу охвата и как канал обратной связи. "(12) Это прекрасно понимал и Ленин , писавший ".... Газета может и должна быть идейным руководителем партии , развивать теоретические истины , тактическое положения , общие организационные идеи , общие задачи всей партии в тот или другой момент. "(13) Без всякого сомнения , помимо печатной пропаганды существует необходимость и в других видах , но именно печать должна была стать лидером среди средств массовой информации в деле пропагандирования населения , поскольку она является наиболее действенным и эффективным средством. Один тот лишь факт , что человек в нормальном состоянии способен прочитать 25 тысяч слов, а выслушать только 9 тысяч , говорит о многом. Да ко всему прочему практически неограниченные возможности воздействия как временные , так и пространственные привели к широкому распространению печатной продукции. Как докладывал А. А. Жданов на XVIII съезде ВКП(б) 18 марта 1939 года: ".... Расширяется печатная пропаганда , имеющая решающее значение в постановке пропагандистской работы. "(14)

Л. М. Каганович , выступая 14 сентября 1938 года в газете "Гудок", говорил: ".... Больше должно быть системы и равномерности в распределении материалов на страницах газет. Иначе может получиться как бы флюс второстепенные , малозначительные вопросы получают в газете непомерно много места, а важные наоборот - остаются в тени. Чтобы избежать этого , следует ввести в газетах определенные разделы , в которых мог бы на привычном месте найти интересующие его статьи и заметки. "(15) Какая трогательная забота о читателе , не иначе как у товарища Кагановича существует какой-то интерес к газетной информации , к размещению оной на страницах ( об этом мы поговорим несколько позже). Да здесь еще и советы по информированию: ".... Газета должна выделять главный вопрос и бить в одну точку, пока не будут получены положительные результаты, "(16)- сообщает он , выявляя недюжие способности пропагандиста. В 1982 году В. А. Шандра определит одним из свойств пропаганды то , что нарком сказал в 1938: ".... Действенность , эффективность пропаганды во многом определяется актуальностью ее содержания. "(17) Но это не единственный фактор повышения отдачи после пропагандирования замеченный Кагановичем. "Вопросы нужно ставить острее. И дело здесь не в количестве фактов , а в качестве. Голые факты мало о чем говорят. надо объяснять суть дела, устанавливать связь цепи событий, анализировать положение, делать практические выводы, "- (18)говорит он.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.