Юг
Века
Название
Кто называет
Х-ХХ
Русь (Русь)(1)
русские (как юга, так и севера)
Х (2)-ХV
Rvsia (греч.)
византийцы
ХVII-XX
Россия
русские
XIII (3)-XX
Russia
зап.европейцы
XIV (4)-XVII
Ruthenia (5)
XIV (6)
Minor Russia (GiV)
XIV (7)
Minon Rvsia (греч.) (GiV)
XIV
Малая Русь (GiV)
XVII-XX
Малая Русь, Малороссия
Не ранее XIV (8)-XX
Украйна (NS)
Не ранее XIV-XX
Ucraina (NS)
XVIII-XX
Новороссия (MS)
С 1914 года
Украйна (AS)
украинофильская пропаганда,
С 1917 года
Ucraina (AS)
а за нею зап. европейцы
GiV - для Галиции и Волыни
NS - для небольшой части юга
MS - для наиболее южной полосы
AS - для всего юга
Север
X-XX
Русь
X (9)-XV
XVI (10)-XX
XIII (11)-XX
?-XVII
XVI - XVIII
Moscovia
1. Пишу Русь и (Русь), чтобы отличить более древнее употребление этого имени как главного наименования от позднейшего, когда оно сохранилось как название бытовое или поэтическое.
2. В уставе императора Льва Философа (886--911) «О чине митрополичьих Церквей, подлежащих патриарху Константинопольскому» в списке Церквей находим церковь Русскую -- Rvsia.
3. Грамота папы Гонория III 1227 г. -- universis Regibus Russae; она относится также и к северным князьям, ибо говорит об отношениях к христианам в Ливонии и Эстонии.
4. Грамота Венгерского короля Людовика от 20 мая 1344 г. Дмитрию Дядьке, правителю Галицкой Руси.
5. Выражение Ruthenia применяется крайне редко, в особенности для северо-востока, где князей сперва титулуют по уделам (например, в грамоте папы Иннокентия IV князю Александру Невскому 1248 г. -- Nobili Viro Alexandra Duci Susdaliensi), потом -- князьями Russiae, а с XVI в. преимущественно государями Moscoviae. Зато слово «ruteni» встречается часто. Оно применяется для Галиции (с XIII в., если не ранее), для Литвы (обычное титулование Гедимина -- Rex Letwinorum et Ruthenorum multonim) и для Москвы (папа Юлий III титулует Иоанна Грозного в 1550 г, universorum Ruthenorum Imperator). Ввиду наличия вероисповедного элемента в значении термина «ruteni» он встречается чаще для западной России (для Галиции и Литвы), но применение его в титуле Иоанна Грозного показывает, что термин этот в смысле этнографическом означал всех русских вообще, а не только малороссов и белорусов.
6. Грамота Юрия II, последнего князя всей Малой Руси, от 20 октября 1335 г. магистру Немецкого ордена. Факсимиле её приложено к сборнику «Болеслав-Юрий II, князь всей Малой Руси», изданному Императорской Академией наук в 1907 г. Кстати, заметим, что в этом сборнике по адресу г-на Грушевского сделано несколько весьма веских замечаний, свидетельствующих о недопустимой тенденциозности его выводов.
7. Грамота короля Польского к патриарху Филофею (не позднее 1370 г.).
8. Пишу «XIV» из осторожности. Был бы признателен тому украинофилу, который приведет цитату XIV или XV в. с именем Украйна или Ucraina.
9. Константин Багрянородный (901--959) называет Новгород внешняя Rvsia.
10. По документам времени Ивана Грозного.
11. Грамота папы Григория IX 1231 г. великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому (на Клязьме) -- Regi Russiae (Historica Russiae Monumenta. Т. 1. С. IX и д. 30.).
Великие князья киевские
Годы великого княжения
Город, где княжил раньше
Владимир Святой
972-1015
Новгород
Святополк 1
1015-1016
Туров
Ярослав 1
1019-1054
Ростов и Новгород
Изяслав 1 Ярославич
1054-1078
Туров и Новгород
Всеволод Ярославич
1078-1093
Переяславль и Чернигов
Святополк 2 Изяславич
1093-1113
Полоцк, Новгород и Туров
Владимир Всеволодович Мономах
1113-1125
Смоленск, Чернигов и Ростов
Мстислав 1 Владимирович
1125-1132
Новгород и Белгород (на Днепре)
Ярополк Владимирович
1132-1139
Переяславль
Всеволод Ольгович
1139-1146
Чернигов
Изяслав 2 Мстиславич
1146-1154
Пинск, Минск, Туров, Владимир-Волынский и Переяславль
Изяслав Давидович
1154, 1157-1159, 1161
Юрий 1 Владимирович
1149-1151, 1154-1161
Ростов и Суздаль
Ростислав Мстиславович
1159-1168
Смоленск, в перерыве великого княжения - Новгород
Мстислав 2 Изяславич
1168-1169
Переяславль, Владимир-Волынский и Белгород
Из пятнадцати поименованных великих князей девять побывали сперва князьями в далеких северных областях. Ярослав I, олицетворяющий собою величие Киевской Руси, прожил на севере 28 лет.
Перечислим еще, где княжили сыновья или братья, когда отец или старший брат сидел великим князем в Киеве.
Святослав Игоревич (964--972) перед отъездом в Болгарию посадил сыновей своих: Ярополка -- в Киеве, Олега -- в земле Древлянской, Владимира -- в Новгороде.
Владимир Святой в 988 году разослал сыновей: Вышеслава -- в Новгород, Изяслава -- в Полоцк, Святополка -- в Туров, Ярослава -- в Ростов, потом в Новгород, Всеволода -- во Владимир-Волынский, Святослава -- в землю Древлянскую, Мстислава -- в Тмуторакань, Станислава -- в Смоленск, Судислава -- во Псков, Бориса--в Ростов (Муром), Глеба -- в Муром (Суздаль), Позвида -- ?
Ярослав I. По его смерти сыновья его получили: Изяслав -- Туров, Новгород и Киев, Святослав -- Чернигов, Всеволод -- Переяславль (позднее Чернигов и Киев), Вячеслав -- Смоленск, Игорь -- Владимир-Волынский (позднее Смоленск).
Изяслав I. Это распределение волостей сохраняется и в велико-княжение Изяслава, причем наблюдается зависимость Новгорода от Киева, всего востока (от Мурома до Тмуторакани) -- от Чернигова, а Ростова, Суздаля, Белгорода и верхнего Поволжья -- от Переяславля.
Внуки Ярослава сидят: Святополк -- в Киеве и Турове, Владимир Мономах -- в Переяславле, Смоленске и Ростове (сыновья его: Мстислав в Новгороде, Юрий в Ростове), Святославичи -- в Чернигове: один из них -- в Муроме.
По мере размножения семьи Рюриковичей число городов, где они княжат по всей Русской земле, постоянно увеличивается. Князья эти как-то мало связаны с данной областью; образование местных линий -- явление позднее(122); на протяжении двух веков все князья чувствуют себя членами единого киевского рода; они постоянно передвигаются из одного города в другой; с ними переходит и часть их дружины; смерть одного из крупных князей вызывает перетасовку целого ряда других членов семьи. Города будущего Московского великого княжества входят при этом в общий распорядок.
Можно ли при наличии этих фактов, оставаясь добросовестным, уверять, что Северная Русь не составляла части единой Руси киевского периода?
После монгольского нашествия разрыв севера и юга не был полным. Первое время духовная связь не прекращалась, церковная жизнь была общей. Киевские митрополиты, переселившись (с 1299 года) на север, титулуются: одни -- митрополитами «всея Руси», другие «Киевскими и всея Руси». Святой Петр, митрополит всея Руси (1308--1326), столько сделавший для духовного возвеличения Москвы, был сыном волынского крестьянина, родился на Волыни и игуменствовал в тамошнем монастыре. Можно ли провести точную грань между югом и севером? Реки соединяли их. Ока, тогда многоводная, как бы нарочно создана для связи Черниговщины с Москвой. Черниговское княжество заходило далеко на север; имеем сведение от 1174 года, что Лопасня (ныне станция Московско-Курской железной дороги) входила в его пределы, а она отстоит от Москвы лишь на 70 верст. Напротив, Любеч в XV веке принадлежал Москве; он лежит на Днепре выше Киева всего на 130 верст. В 1500 году князь Семен Стародубский перешел к Иоанну III с Черниговом, Стародубом, Любечем и Гомелем, а Василий Шемячич -- с Рыльском и Новгород-Северским. Мысль о единстве никогда не угасала; об этом свидетельствуют и литература, и титулы князей. Так, на юге летописец называет Романа Галицко-Волынского (?--1205) «самодержцем всей Русской земли»; на севере московские князья начиная с Иоанна Калиты (1328-- 1341) зовут себя князьями «всея Руси»; с Василия Васильевича Темного (1425--1462) встречаем титул «великий князь Московский и всея Руси».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21