Рефераты. Истории России

p align="left">В дальнейшем особое значение приобретает культ великого Сварога (полянские имена) - бога неба, и его сыновей Даждьбога и Стрибога - богов солнца и ветра. Со временем все большую роль играет Перун - бог грозы и дождя, который особенно почитался в среде воинов и князей. Самые известные представители славянского пантеона - Велес, Мокошь, Белобог и др. находят своих почитателей и в наши дни, хотя их культы по сравнению с изначальными значительно деформированы. Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или предметом. Кроме того, славяне верили в огромное количество локальных духов.

О языческих жрецах точных данных нет; вероятно, ими были летописные волхвы, боровшиеся в XIв с христианством. Главой культа был вождь, а затем князь. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капищах (от старославянского "капь" - изображение, идол), богам приносились жертвы, в т.ч. и человеческие.

У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о богах и героях и т.п. К Xв религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян.

[Сам термин "язычество" произошел от церковнославянского "языци" - народы, иноземцы. Так называли народы, не принявшие христианство.] а про богов мы и так уже все знаем 8)

V. Формирование древнерусского государства.

862г - призвание Рюрика

862-879гг - правление Рюрика

879-912гг - правление Олега

882г - покорение Новгородом Киева, образование государства

907г, 911г - походы Олега на Византию, русско-византийский договор

912-945гг - правление Игоря

941-944гг - походы Игоря на Византию

945г - убийство Игоря древлянами

945-972гг - правление Святослава

945-964гг - регентство Ольги

965г - покорение Хазарского каганата

968г - победа над Волжской Булгарией

972-980гг - правление Ярополка

980-1015гг - правление Владимира Святого

988г - принятие христианства

Предпосылки объединения русских земель:

1. Социально-экономические: а) Развитие земледелия. Приводило к появлению избыточного продукта, что создавало возможность для выделения княжеско-дружинной группировки из общины (отделение военно-управленческого труда от производительного).

б) На Северо-Востоке Европы из-за неподходящих для земледелия климатических условий большую роль играли промыслы; возникновение же избыточного продукта стало причиной возникновения обмена и внешней торговли.

в) Эволюция родовой общины, трансформация ее в соседскую (территориальную). Это создавало условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения внутри общины не происходило.

г) Неравномерность развития отдельных племенных союзов.

2. Социально-политические:

а) Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, которые обороняли племя от внешних врагов и выступали в роли арбитров во внутренних спорах.

б) Борьба между племенами приводила к складыванию племенных союзовво главе с наиболее сильным племенем и его князем. В итоге власть князя укреплялась и все меньше зависела от воли вечевых собраний.

3. Духовные: По мере роста военного могущества князя происходило его отчуждение от жизни рядовых общинников. Помимо этого, он выполнял управленческие функции; все вместе приводило к сакрализации княжеской власти. Личность князя наделялась сверхъестественными силами, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени.

4. Внешние: а) Стремление норманнов взять под контроль торговые пути, связывавшие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных групп, втягивавшихся во внешнюю торговлю (они меняли продукты промыслов и военнопленных на серебро и предметы роскоши). Со временем местная знать, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начала осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что привело к укреплению и объединению ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

б) Взаимодействие с более развитыми цивилизациями - Хазарским каганатом и Византией - приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Идеалом государственно-политического устройства считалась Византийская империя. При этом великие князья назывались по примеру хазар - хаканами.

Существование в низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи(гунны в IV-Vвв и авары в VIII в) тормозили их развитие.

Основные этапы складывания древнерусского государства:

I. VIII-середина IXвв. Происходит вызревание предпосылок. В некоторых племенных союзах, скорее всего у полян, дреговичей, кривичей и ильменских словен, были свои предгосударственные образования - княжения. Между ними разворачивалась борьба за торговые пути, промысловые угодья и земли. К IXв восходит появление системы полюдья - сбора с общинников в пользу князя дани, которая в то время носила еще добровольный характер, нерегламентированный объем и воспринималась как возмещение за защиту, военные и управленческие услуги.

II. Вторая половина IXв-середина Xв. Процесс складывания государства ускорился во многом благодаря вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варяг). ПВЛ сообщает о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На юге хазары взимали мзду с полян, северян, радимичей и вятичей.

VI. Теории образования древнерусского государства.

I. Норманнская.

В основу ее легла легенда из ПВЛ, согласно которой незадолго до образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена находились в зависимости от хазар. В 859г новгородцы изгнали варягов "за море", но лишились при этом относительно централизованной власти, что привело к междоусобице. Тогда славяне и угро-финны решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их конунгу Рюрику и его братьям Синеусу и Трувору. Рюрик сел княжить в Новгороде (по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Дело было в 862 г. Через два года братья скончались и Рюрик стал править единолично. В 882г преемник Рюрика князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил их своей власти. Есть сведения, что Олег был родственником Рюрика, однако большинство историков считают его руководителем дружины и доверенным лицом конунга.

Сама норманнская теория была разработана в XVIIIв немецкими учеными Г.З.Байером, Г.Ф.Миллером и А.Л.Шлецером, служившими при русском дворе. Норманнисты считают, что славяне тогда еще были отсталым народом, не способным к самостоятельному историческому творчеству.

Основная сложность теории состоит в том, что доподлинно неизвестно, кто такие варяги и была ли у них самих государственность. Многие историки считают, что варягами называли скандинавских воинов, состоявших на службе у византийского императора; кое-кто полагает, что это русское племя, жившее на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

II. Антинорманнизм.

В наше время норманнскую теорию считают научно несостоятельной, т.к. считается, что у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Академик Б.А.Рыбаков доказывал, что Киевское государство сложилось уже в VIв, а норманны использовались лишь как наемная военная сила. Летопись о призвании варягов он считал поздней вставкой. "Русь" же, по его мнению, - производное от названия реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева).

III. Центристская.

Современные историки пытаются преодолеть крайности обеих этих теорий. Они пришли к вот каким выводам: - норманны сами в то время не имели государственности

- процесс формирования государства начался до прихода Рюрика; сам факт его приглашения на княжение говорит о том, что эта форма власти была уже известна славянам

- вопрос о том, является ли Рюрик реальной исторической личностью, не связан с проблемой образования государства; каким бы путем он не пришел к власти (есть версия, что он захватил Новгород силой), он завладел ей в той форме, в какой она существовала у ильменских словен

- Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и установив контроль над двумя важнейшими отрезками пути "из варяг в греки", подвел экономическую базу под складывающееся государство.

VII. Теории происхождения названия Русь.

1. В Византии в первой половине IXв возник термин "рос". Так называли варяг, или шведов. Германский летописец говорит, что это самоназвание викингов (росы, или русы). Короля русов называли каган - непонятно, является ли это слово производным от тюркского "хакан" или скандинавского "конунг".

2. Аль-Масуди в Xв пояснял смысл названия так: "Византийцы нарекают их русийа, смысл этого - "красные", "рыжие"." Арабы отмечают красноту лиц русов и славян - возможно, последствия нахождения на солнце непривычных северян.

3. Ломоносов и кое-кто из его последователей отмечают, что народ "рос" упомянут еще в VIв Захарием Ритором, где он помещается в Северном Причерноморье. С этой точки зрения его возводят к сарматским племенам роксаланов или росомонов, упоминаемых античными авторами.

4. Вернадский полагал, что русы жили в дельте Кубани и взяли это имя от роксаланов ("светлых аланов", т.к. ruksi - белый, светлый -> rutsi -> russi), которые, по его мнению, были частью антов. При этом он считал русов этническими скандинавами.

5. Ираноязычные племена, проживающие на северо-западе нынешней России, именовались рохсаланами (рухсаланами), вероятно от имени земли Рухс (Рохс) (от сарматского ruh (rohs) - светлый, святой).

6. Финское ruotsi обозначает "шведы", на эстонском шведы называются rootsi. Считается, что финно-угорское население называло так скандинавов, собирающих дань. А в финском языке слово ruotsi возникло на основе древнескандинавского корня rotp-, связанного с греблей, судоходством. Возможно, первоначально ruotsi обозначало "гребцы", и тогда это собирательное имя, под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоявшая из представителей разных народов, занимавшихся морским разбоем и торговлей.

7. Писатель XIIв Саксон Грамматик упоминает некую Руссию, а жителей называет русинами. По его версии, Русь находилась на побережье Балтики где-то за Курляндией и Эстонией, имела много вождей и сильный флот на Балтике.

8. Некоторые историки полагают, что Рюрик мог прийти из Пруссии. Косвенно это подтверждается направлением торговых потоков пути "из варяг в греки". В прусских землях отмечен исторический гидроним Русс как название Немана в нижнем течении. В том же регионе около современного Велево (Польша) имеется река гидроним, записанная в немецкой форме как Русса. Оба названия происходят от балтийского корня со значением "медленно течь". Между р. Немонин (древнейшее русло Немана) и современной Русне (Руксой) был огромный остров, который и мог иметь название Русь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.