Рефераты. Истории России

p align="left">русского образа жизни, русской религиозности, российского

общественного устройства

- основным идеологическим принципом оставалась формула "самодержавие - православие - народность", главной задачей - сохранение незыблемости самодержавия как основы существования русского национального общества и единственного выразителя интересов народа

- отрицалась необходимость идеологической европеизации России, поскольку она могла вызвать социальные конфликты и национальную катастрофу

- подвергались критике реформы Александра II, в которых консерваторы видели отступление от естественного пути развития России

- сохранялась вера в национально превосходство великороссов, уверенность в мессианском предназначении России Основные направления: а) Государственный консерватизм. К.П.Победоносцев. Исходя из идеи несовершенства человека, он отвергал любую перестройку социального бытия и полагал, что только освещенное творцом государство способно удержать общество от социальной катастрофы. Процветание России связывал с воспитанием высоких нравственных начал людей и укреплением православия и монархической власти.

П.А.Валуев, П.А.Шувалов, И.И.Воронцов-Дашков и др. в 60-80х гг предлагали умеренные реформы, вплоть до создания представительного совещательного органа.

б) Религиозно-философский консерватизм. К.Н.Леонтьев, Л.Н.Тихомиров. Поиск новых методов решения старых вопросов, дух творчества.

в) Неославянофильство. Н.Я.Данилевский, Н.Н.Страхов. Создание общеславянского государства во главе с русским самодержцем (панславизм).

Консерватизм не получил в то время организационного оформления, т.к. открыто поддерживался властями и не нуждался в организации. Деятельность - публикация книг и статей. После убийства Александра II для борьбы с революционерами и обеспечения безопасности нового императора он создали конспиративное общество - Священную дружину. Членами общества были в основном аристократы. Общество было распущено после разгрома "Народной воли".

2. Либеральное движение.

В основном представители научной и творческой интеллигенции - Б.Н.Чичерин, К.Ф.Кавелин, М.М.Стасюлевич, А.М.Унковский, И.И.Петрункевич, С.А.Муровцев, В.А,Гольцев + некоторые высшие чиновники, в т.ч. министры - М.Т.Лорис-Меликов, Н.А. и Д.А. Милютины, А.А.Абаза.

Идейные установки: - для развития общества необходимо утверждение свободы, обеспечение прав личности, защита частной собственности

- следует создавать представительные органы власти, начиная с земств и завершая общерусским парламентом

- оптимальной формой государственного устройства является конституционная монархия, но для перехода к ней необходимо создать соответствующие социальные и культурные предпосылки, без которых Россия лишится социальной стабильности

- следует европеизировать Россию в культурном отношении, распространять образование и научные знания

- Россия должна развиваться эволюционным путем с помощью реформ сверху

- недопустимы как репрессии и произвол самодержавия, так и революционное насилие радикальной интеллигенции

- общество должно подготавливать себя к гражданским и политическим свободам

- основная задача интеллигенции - просвещать народ и воздействовать на власть, склоняя ее мирными средствами к продолжению либеральных реформ

Русский либерализм не был организационно оформлен и проявился в земском движении, либеральной публицистике, академических исследованиях и салонных дискуссиях, реформаторских усилиях наиболее прогрессивных сановников.

Основные направления: а) Западнический либерализм. Чичерин, Стасюлевич, Арсеньев. Идея неизбежности

повторения Россией западноевропейского пути развития; настаивали на

необходимости изживания "самобытничества" и мирного вхождения в европейскую

цивилизацию.

б) Национальный либерализм. Некоторые деятели пытались синтезировать идеи либерализма и славянофильства, считали необходимым учитывать национальную специфику. Выдвигали программу постепенного соединения традиционных элементов российского общества (общины) с либеральными ценностями (гражданское общество и пр.)

Русские либералы занимались активной просветительской деятельностью. В разное время ими издавались журналы "Отечественные записки", "Вестник Европы", "Русская мысль"; газеты "Голос", "Молва", "Русские ведомости", "Земство", "Порядок".

В конце 70х гг сформировалось нелегальное "Общество земского союза и самоуправления". Радикально настроенные деятели общества вели переговоры с революционерами о согласовании тактики в деле ограничения самодержавия, но после отказа последних прекратить террор разорвали с ними отношения. Кроме того, либералы использовали легальные общества, такие как Вольное экономическое общество, Московское юридическое общество и т.д.

3. Народническое движение.

Идейными основоположниками были А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский, в 1850х-начале 60х гг разработавшие основные теоретические положения. Они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако многие адепты народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции.

Основные идеи: - отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его

развития в России

- стремление создать социалистическое общество как систему общественных отношений,

основанную на справедливости и коллективизме

- убеждение, что лишь в справедливом обществе существуют условия, обеспечивающие

всестороннее развитие личности

- идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму

- представление о русском крестьянине-общиннике как человеке будущего, "социалисте

по природе"

- критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления,

отрицание значения политической борьбы за свободы и права личности

Основные направления: а) Пропагандистское. П.Л.Лавров в своих работах "Исторические письма",

"Программа <Вперед>", "Социальная революция и задачи нравственности" и др.

определил следующие положения: - движущей силой истории являются критически

мыслящие личности, т.е. интеллигенция

- интеллигенция смогла появиться и умственно развиться, т.к. была освобождена от физического труда, который выполнял за нее народ, посему она должна вернуть народу этот долг

- крестьянство не готово к социальной революции, поэтому задача интеллигенции - длительная пропаганда идеи социализма в народе, поскольку без нее выступления масс приму насильственные, бунтарские формы и не приведут к установлению гуманных социалистических отношений

- для пропаганды и организации народных сил надо создать партию, объединяющую в своих рядах интеллигенцию и наиболее развитых представителей народа, продолжающую и после революции руководить строительством социализма

- после победы народа необходимо сохранение "государственного элемента", роль которого будет уменьшаться по мере утверждения социалистических отношений

- социалистическое общество может развиваться только при условии свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива, т.е. обеспечении солидарности в общественных формах

б) Бунтарское (анархистское). М.А.Бакунин в работе "Государственность и анархия" доказывал, что: - главная несуществующая справедливость - социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство

- цель борьбы - ликвидация существующего государства и недопущение создания нового

- основное средство борьбы - революционный бунт народа; нужна агитация в целях осуществления немедленного восстания

- после революционной ликвидации государственности и неравенства народ сам организуется в федерации общин уездов, губерний Российского, славянского мира. В результате будут созданы анархистские Соединенные Штаты Европы и всего мира

в) Заговорщическое (бланкизм). П.Н.Ткачев: - крестьянство не готово ни к революции, ни к самостоятельному построению социалистического общества - нет смысла ни в пропаганде социализма, ни в агитации и призыве к бунту

- самодержавие не имеет опоры ни в одном сословии русского общества, поэтому интеллигенция должна создать законспирированную партию, которая захватит власть, установит свою диктатуру и будет руководить социалистическим переустройством общества

- для достижения поставленной цели необходимо использовать все методы, включая противозаконные и аморальные с точки зрения общества того времени

Первые подпольные организации народников возникли в конце 50х-начале 60х гг: студенческий кружок в Харьковском университете (1856-1858гг), затем кружок пропагандистов в Москве во главе с П.Э. Аргиропуло и П.Г.Заичневским (1861г).

Основные организации: а) "Земля и воля". 1861-1864гг. А.А.Слепцов, Н.А.Серно-Соловьевич,

Н.Н.Обручев, В.С.Курочкин, Н.И.Утин. Главная цель - создание условий для революции, которая была намечена на 1863г Использовалась легальная нелегальная пропаганда, издавались прокламации. Во второй половине 1863г организация самораспустилась.

б) "Ишутинцы". Студенты Московского университета во главе с Н.А.Ишутиным стали создавать артельные мастерские. Однако не смогли доказать преимущество коллективного труда над индивидуальным, поскольку делать ничего не умели. Внутри кружка возникло объединение с названием "АД", в которое входил Д.В.Каракозов, совершивший в 1866г покушение на Александра II. Он был повешен, а остальные члены кружка сосланы на каторгу и в ссылку.

в) "Народная расправа". Создана в конце 60х гг С.Г.Нечаевым. "Цель оправдывает средства", отрицание любой морали. Ради интересов революционного дела он пошел на организацию коллективного убийства отказавшегося ему подчиняться студента И.И.Иванова. После раскрытия преступления Нечаев бежал в Швейцарию, но был выдан русским властям как политический преступник.

г) "Большое общество пропаганды" (чайковцы). 1869-1874гг. М.А.Натансон, Н.В.Чайковский, С.Л.Перовская, С.М.Кравчинский, П.А.Кропоткин и т.д. Изучали социалистическую литературу. В 1874г участвовали в акции "хождение в народ".

Свыше 3 тыс пропагандистов (в основном студенты и гимназисты) отправились в деревню для агитации восстания, пропаганды социализма и просто ознакомления с жизнью народа. Крестьяне акцию не оценили; полиция провела массовые аресты.

д) "Земля и воля". 1876-1879гг. Партию создали народники, избежавшие арестов после "хождения". М.А.Натансон, А.Д.Михайлов, Г.В.Плеханов, Л.А.Тихомиров, Н.А.Морозов, С.Л.Перовская и пр. Перешли к "оседлой" пропаганде - стали создавать поселения народников в деревне. 6 декабря 1876г у Казанского собора в Петербурге устроили политическую демонстрацию. При участии наиболее политизированных рабочих создали а Петербурге "Северный союз русских рабочих" в 1876г. Первой же рабочей организацией в России стал "Южнорусский союз рабочих", созданный в 1875г народником Е.О.Заславским в Одессе. Землевольцы считали необходимым проводить организаторскую деятельность с целью передачи всей земли крестьянам на правах общинного владения, введения мирского самоуправлениядемократических свобод; а также акции по дезорганизации государства. В 2879г партия раскололась на сторонников пропаганды и продолжения борьбы за социалистические идеалы ("деревенщиков"), объединившихся во главе с В.Г.Плехановым в партию "Черный передел", и сторонников политической борьбы и достижения политической свободы как необходимого условия для социальной пропаганды ("политиков"), образовавших "Народную волю".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.