Решающее сражение произошло 8 сентября 1380г на Куликовом поле. Мамай заключил союз с литовским князем Ягайло и двигался ему навстречу. Дмитрий, собрав силы почти всех земель Северо-Восточной Руси (кроме Тверской и Нижегородско-Суздальской; противоречивы сведения об участии ополчения новгородцев), поддерживаемый Андреем Полоцким и Дмитрием Брянским (братьями князя Ягайло), перешел Дон, чтобы не дать возможности союзникам соединиться. Этим он отрезал и пути к отступлению русским войскам. Силы сторон были равны - примерно по 50 тыс чел. В отличие от битвы на р. Калке, русское войско подчинялось одному князю и действовало по четкому плану. Победа была одержана во многом благодаря засадному полку, которым руководили двоюродный брат Дмитрия Владимир Андреевич Серпуховский и воевода Дмитрий Боброк-Волынец. После битвы Дмитрий получил прозвище Донской. Историческое значение этой победы заключалось в том, что Русь была спасена от разорения, Москва окончательно закрепила за собой роль объединителя.
В 1382г хан Тохтамыш, чингизид, возглавивший Орду после убийства Мамая, сжег Москву. Дмитрий ушел из города еще до набега, чтобы набрать новое войско. Русь возобновила выплату дани, но политическая зависимость от Орды значительно ослабла. В своем завещании Дмитрий Донской передал право на великое княжение своему сыну Василию I (1389-1425гг) не спрашивая позволения хана.
В 1392г Василию удалось присоединить Нижегородское княжество; благодаря женитьбе на дочери литовского князя Витовта удалось улучшить отношения с Литвой. В 1408г Василий отстоял Москву от набега войск хана Едигея.
Во второй четверти XVв борьба шла уже внутри московского княжеского дома. Василий II (1425-1462гг) находился под покровительством князя Витовта, что вынудило его дядю Юрия Дмитриевича Галицкого (второго сына Донского) признать 13-летнего племянника великим князем. Но после смерти Витовта Юрий изгнал Василия II из Москвы (в 1433г). Однако был вынужден покинуть город, т.к. не получил поддержки боярства (которое стало массово отъезжать к Василию в Коломну). В 1434г под Галичем войска князя были разбиты и Юрий вновь занял московский престол. Вскоре Юрий умер и борьбу за великое княжение продолжил его старший сын - Василий Косой (его младшие братья - Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный - признали его законным наследником). Добившись победы, Василий II захватил в плен Василия Косого и приказал ослепить его.
Летом 1445г Василий II потерпел поражение от сыновей основателя Казанского ханства Улу-Мухаммеда и попал в плен. Его отпустили за огромный выкуп, который собирали с простого населения. Воспользовавшись недовольством москвичей, Дмитрий Шемяка в 1446г совершил переворот. Захватив московский престол, он ослепил Василия II (за что тот получил прозвище Темный) и сослал в Углич. Но московское боярство снова отъехало, что позволило Василию II, получившему к тому же поддержку церкви и тверского князя, в 1447г в очередной раз вернуть себе престол. В 1453г Дмитрий Шемяка был отравлен в Новгороде по приказу Василия II.
Василий II провел перепись податного населения, сократил земельные пожалования боярам и увеличил число помещиков. На смену дружинной организации войска шло ополчение служилых людей. После того как митрополит Исидор подписал Флорентийскую унию (1439г) и признал верховную власть папы Римского, Василий II приказал его арестовать. В 1448г на соборе иерархов русской церкви митрополитом был поставлен рязанский епископ Иона, после чего церковь стала полностью независимой от Константинопольского патриархата (автокефалия).
Сын Василия II великий князь Иван III (1462-1505гг) к 1468г полностью подчинил Ярославское княжество, в 1474г ликвидировал остатки независимости Ростовского княжества. Более напряженно происходило присоединение Новгорода. Часть новгородского боярства пошла на союз с Казимиром IV - великим князем литовским и королем польским. В 1471г на р. Шелони Иван III разбил новгородское ополчение. В 1478г Новгород был полностью включен в состав Московского государства.
В 1485г Тверь, окруженная войсками Ивана III и покинутая своим князем Михаилом Борисовичем, вынужденным искать спасения в Литве, оказалась включенной в состав московских владений. В 1489г была покорена вятская земля. В результате войн с Литвой (1487-1494гг, 1500-1503гг) и перехода на московскую службу со своими землями русских православных князей из Литвы великому князю московскому удалось еще больше расширить свои владения. В составе Московского государства оказались княжества, расположенные в верховьях Оки (Воротынское, Одоевское, Трубецкое и др.), Вязьма и Чернигово-Северские земли.
При сыне Ивана III - Василии III (1505-1533гг) были присоединены Псков (1510г), после новой войны с Литвой - Смоленск (1514г), а в 1521г окончательно вошла в состав Московского княжества Рязань. Если Ивану III при восшествии на престол досталась территория в 430 тыс кв км, то его внуку - Ивану IV в 1533г уже в 6 раз больше.
В 1480г хан Ахмат решил заставить Русь выплатить дань, поступление которой прекратилось, вероятно, в середине 70х гг. Для этого он собрал огромное войско и, заключив военный союз с литовским князем Казимиром, двинулся к Юго-Западным рубежам Руси. Войска Ивана III под командованием его сына (Ивана Молодшего) и воеводы Даниила Холмского закрыли дорогу татарам, встав на берегу р. Угры - притока Оки. Попытки хана переправится через Угру были отбиты русскими войсками. Не дождавшись помощи со стороны Казимира (его действия были нейтрализованы угрозой набега на Литву войск крымского хана Менгли-Гирея - союзника Ивана III), а также опасаясь ранних холодов, Ахмат отступил.
После этого Орда вскоре окончательно распалась на ряд самостоятельных ханств.
Овдовев, Иван III женился в 1472г во второй раз на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. В правление Ивана III появились символы власти - великокняжеская корона ("шапка Мономаха", якобы доставшаяся киевскому князю Владимиру от его деда - Константина Мономаха), держава и скипетр. Появился титул "государь всея Руси".
Самовластие князя было ограничено традиционными органами управления и нормами права. Сохранялась боярская Дума, которая выполняла совещательные функции. В ее состав входили представители старых московских родов, с середины XVв она стала пополняться за счет великих князей присоединенных земель, позже - князьями, переходившими из Литвы на службу к московскому князю. Огромную роль в управлении страной играла Казна - главное государево хранилище, а кроме того, государственная канцелярия, занимавшаяся помимо прочего и внешнеполитическими вопросами. В Казне начал формироваться штат дьяков - государственных чиновников. В административно-территориальном отношении страна делилась на уезда (обычно в границах бывших княжений). Уезды управлялись боярами-наместниками, получавшими их в награду за прежнюю военную службу. Они кормились с подвластной территории, т.к. получали часть налогов, и назывались кормленщиками. Их деятельность практически не контролировалась из центра. Уделы делились на волости, во главе которых стояли волостели со схожими правами и функциями.
Основной военной силой становилось войско, состоявшее из служилых людей. За выполнение своих служебных обязанностей они получали земельное владение, т.е. "испомещались" на земле - отсюда и термин "помещик".
В 1497г был принят Судебник (68 статей) - первый свод законов единого государства. Он разграничивал компетенцию великокняжеского и боярского судов, определял нормы наказания. Кроме того, вводил общее для всех земель правило, регулирующее выход крестьян от своего феодала (ст 57). В Юрьев день осенний (26 ноября - день святого Георгия), а точнее, за неделю до и неделю после него, крестьянин мог перейти на другие земли, выплатив своему прежнему хозяину "пожилое" - плату за прожитые годы.
[Полный титул Ивана III был таков: "Божьей милостию государь Всея Руси великий князь Владимирский и Московский, Новгородский и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский, и Болгарский, и иных земель"]
[В XVв в Новгороде возникла секта стригольников. На голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Это символизировало, что вера станет крепче, если будет опираться на разум.
В конце XVв в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующая (ее зачинателем считали еврейского купца). Еретики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей, говорили, что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами.
Иосифляне - последователи Иосифа Волоцкого, основателя Успенского монастыря - резко выступали против еретиков.
Нестяжатели (сориане) - последователи отшельника Нила Сорского - возражали против накопления богатств и земельных владений церковью.
Иван III на церковном соборе 1502г поддержал иосифлян. Еретики были казнены.]
XVII. Социально-экономическое развитие России в XV-первой половине XVIвв.
Россия представляла собой аграрную страну со значительным преобладание сельского населения (к середине XVIв из примерно 6 млн жителей городское население составляло не более 5%). Главным занятием оставалось земледелие. Все более распространялась трехпольная система. Главным орудиям была соха, которая несколько усовершенствовалась. Выращивали рожь, ячмень, овес, пшеницу, огородные культуры. В силу низкого плодородия почв и неблагоприятного климата (с/х сезон - всего 5,5 месяцев) урожайность оставалась невысокой. В результате земледелие сохраняло экстенсивный характер, что порождало колонизацию как новых территорий (на Севере, а Приуралье, за Окой), так и освоение леса под пашню во внутренних районах. В среднем крестьянское хозяйство отдавало государству и своему феодалу до 30% всего произведенного продукта.
Крестьянин являлся субъектом права - он мог судиться со своим феодалом, свидетельствовать против него на суде. Более того, лучшие крестьяне присутствовали на суде бояр-кормленщиков в качестве "судных мужей".
Наряду с различными формами феодального землевладения в России сохранялись и свободные крестьянские владения на так называемых "черносошных землях" (сохой называли меру площади обрабатываемой земли; "черными", в отличие от "обеленных" -тех, кто платил налоги государству). Черносошные крестьяне оставались полностью свободными и платили налоги великому князю. Постепенно государство стало передавать черносошные земли в поместья.
Крестьяне объединялись в общину, которая воздействовала на крестьянское землепользование, контролировала сенокосные угодья и промысловые территории, служила посредником в отношениях крестьян со своим феодалом и государством.
За несение военной службы государство стало наделять землями слуг великого князя и "детей боярских" на ограниченных условиях - запрещая им продавать и дарить землю, т.к ранее многие вотчинники дарили земли церкви во искупление грехов.
Общие черты поместья и вотчин в XVIв: - поместье, как и вотчина, передавалось по наследству, потому что государству был невыгоден выход земли из службы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36