Рефераты. Истории России

p align="left">В эпоху правления Олега (879-912гг) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех входивших в это объединение племен. Олег. опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и воев (вооруженных свободных общинников), совершил в 907г успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли на территории империи.

Игорь (912-945гг) стремился сохранить единство государства, а также защищал его границы от печенегов. В 40-х гг он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В 944г он заключил менее выгодный договор с империей. В 945г во время сбора полюдья в древлянской земле был убит за требование дани, превышавшей обычный размер.

После его смерти регентшей при трехлетнем сыне Святославе стала Ольга (945-964гг). Отомстив за смерть мужа, Ольга установила фиксированный размер дани и определила места ее сбора - погосты, где сидел боярин с малой дружиной.

Святослав фактически начал править в 964г. Он добился победы над Хазарией и предпринял походы на Дунай (970-971гг), куда собирался перенести столицу Руси.

Окончательная ликвидация племенных княжений произошла в правление Владимира Святого (980-1015гг), сына Святослава и Малуши. Владимир хитростью победил своего брата Ярополка (972-980гг) в борьбе за киевский стол. В 981г, продолжив политику расширения территории, он присоединил юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.

Попытался реорганизовать языческую веру - создал пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном. Но племенные полянские боги не были приняты другими славянами. Тогда в 988г он ввел христианство, установив обязательное отчисление в пользу церкви в размере десятой части полюдья. Всех местных племенных князей Владимир заменил своими сыновьями, превратив тем самым Русь во владение Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность мобилизовать население страны для создания оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей.

VIII. Русь конца IX-начала Xвв.

1015-1019гг - правление Святополка I Окаяного

1019-1054гг - правление Ярослава Мудрого

1054г - разделение христианской церкви на православную и католическую

1054-1078гг - правление Изяслава I

1078-1093гг - правление Всеволода I

1093-1113гг - правление Святополка II

1097г - съезд князей в Любече

1113-1125гг - правление Владимира Мономаха

[Аскольд и Дир освободили Киев от хазарской дани, хотя в большинстве учебников по истории пишут, что это сделал Олег. Есть даже версия, что они - последние представители рода Кия. Но в таком случае как они попали в дружину Рюрика и кем этнически являлся Кий и его родня?]

[Князь Святослав был убит в 972г по дороге в Киев - попал в засаду, устроенную печенегами у днепровских порогов. Печенежский хан приказал сделать из его черепа чашу, окованную золотом, и пил из нее на пирах, считая, что к нему перейдут достоинства убитого.]

[Христианство на Руси было распространено задолго до его принятия в качестве государственной религии. Его, якобы, проповедовал Андрей Первозванный, хотя в этом случае возникает ряд проблем с хронологией. Как свидетельствует ПВЛ, Андрей отправился сначала в Скифию, оттуда поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет "матерью городов русских". Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим.

Княгиня Ольга с дружиной приняла крещение в Константинополе в 957г под именем Елены.

Предполагают, что Аскольд и Дир также были христианами.

Братья Константин и Михаил проповедовали христианство в середине IXв.]

Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями на Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019гг). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового князя были убиты братья - Борис Ростовский и Глеб Муромский. Позже они были причислены к лику святых, а Святополк за сие зверство получил прозвище Окаяный.

[В древнерусской литературе сюжет об убиении Бориса и Глеба был очень распространен. Наиболее полные версии приписываются Нестору и черноризцу Иакову.

В некоторых источниках Святополка называют пасынком Владимира. Борис и Глеб, как родные сыновья князя, были ближайшими претендентами на престол. Не желая междоусобицы, Борис признал власть Святополка и в знак повиновения распустил свою дружину. Но убийцы - вышгородцы согласно "Житию Бориса и Глеба" или варяги-наемники по "Саге об Эймунде" (варяг Эймунд с дружиной якобы во времена усобицы воевал на стороне Ярослава) - вошли к нему в шатер, когда он молился, и закололи копьями.

Гонец, посланный от Ярослава, передает Глебу весть о смерти отца и убийстве Бориса. Но, по-видимому, раньше до Глеба добирается гонец Святополка с известием о том, что отец тяжело болен и желает видеть его. Князя окружают разбойники, когда он плывет по реке в лодке. По приказу главаря разбойников повар Глеба зарезал своего хозяина ножом.

Учитывая, что, согласно летописи, Борис и Глеб первыми из братьев признали власть Святополка, эта история кажется нелогичной. Некоторые исследователи полагают, что их смерть - дело рук Ярослава, а Святополк стал жертвой грамотной фальсификации.]

Опираясь на помощь новгородцев и варягов, победу в усобице одержал Ярослав Владимирович (1019-1054гг), княживший до того в Новгороде Великом. Вскоре против него выступил другой сын Владимира - Мстислав. После ряда столкновений братья пришли к соглашению, разделив в 1024г Русь на две части: левобережье Днепра с центром в Чернигове отошло к Мстиславу, а правобережные земли с Киевом и север Руси с Новгородом остались за Ярославом. В 1036 (1035?)г умер не имевший наследников Мстислав, что позволило Ярославу вновь объединить под своей властью русские земли.

При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030г после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера город Юрьев (ныне Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике.

Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим сведениям, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию., в 1037г на месте, где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор. При нем же в Киеве были сооружены Золотые ворота - парадный въезд в столицу.

Дочери Ярослава - Анна, Анастасия и Елизавета - вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Польский король женился на сестре Ярослава, а его внучка вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха.

Рост авторитета Руси позволил Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона - русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XIв на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную надпись "об успении царя нашего".

Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте. Началось составление письменных законов.

IX. Русская Правда.

Повышенное внимание исследователей к этому своду законов объясняется тем, что он составлялся в течение полутора веков, отражая и фиксируя в своих нормах эволюцию древнерусского общества. Известно три редакции Русской Правды:

- Краткая Правда, состоящая из Древнейшей Правды, или Правды Ярослава (1016?) и устава Ярославичей (1072?)

- Пространная Правда (XIIв)

- Сокращенная Правда (XIV-XVвв)

1. Правда Ярослава состоит из 17 статей. В первой статье говорится о праве кровной мести за убийство свободного мужа. Однако, строго ограничен круг родственников, имеющих право мстить, и введен альтернативный штраф за убийство в 40 гривен, что говорит о распаде родоплеменных отношений и усилении власти князя.

Перерастание родовой общины в земледельческую приводило к потере многими людьми своего социального статуса и ослаблению социальной защиты со стороны рода. Они вынуждены были искать покровительства у князя и его окружения, попадая при этом в некоторую зависимость. Таким образом, назрела необходимость несколько систематизировать правовые нормы.

2. В Правде Ярославичей кровная месть уже запрещена. Кроме того, в ней фиксируется и более сложная структура общества, в которой появились новые социально неравноправные группы людей. В различных статьях Правды упоминаются челядь и холопы (рабы), а также смерды. Их жизнь в отличие от свободных защищается штрафом (вирой) в 5 гривен. Жизнь некоторых княжеских людей - тиунов, огнищан (скорее всего, управителей хозяйств) - стоила 80 гривен.

Есть статьи. стоящие на страже княжеской собственности и его земельных владений. Это дало основание некоторым советским историкам сделать вывод о зарождении феодальной собственности и феодальных отношений в Древней Руси.

3. В Уставе Владимира Мономаха (1113г), входящем в состав Пространной Правды, зафиксировано появление новой группы зависимых людей - закупов, которых закон защищал от полного закабаления. Там же содержится ряд законов, ограничивавших ростовщичество.

X. Социально-экономический строй.

Вопрос о природе социального строя в Древней Руси считается одним их самых спорных и запутанных. Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В.И.Горемыкина), другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладали общинные отношения (И.Я.Фроянов). Большинство сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, еще значительно отличавшегося от зрелого феодализма.

Основные черты зрелого феодального строя:

- монопольная собственность феодалов на землю

- наличие самостоятельного крестьянского хозяйства, в котором производитель владел

орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом

- за пользование землей крестьянин нес повинности - оброк, барщину или денежную ренту

- личная зависимость крестьянина от феодала

- господство натурального хозяйства

1. Община и свободные общинники.

Основным населением Древней Руси были свободные общинники - люди (отсюда термин, обозначающий сбор дани - полюдье). Земледельческая община - вервь - составляла экономическую и социальную основу общества (слово это, вероятно, происходит от "вервь" в значении "веревка", которую поначалу использовали для выделения границ отдельных участков). Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством (например, за труп, найденный на ее территории, она должна была заплатить штраф или найти и выдать убийцу), платила штрафы за своих членов, владела землей, которую периодически разделяла между семьями. За владение землей и охрану от набегов кочевников общинники платили дань князю, который считался верховным собственником земли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.