Рефераты. Истории России

p align="left">2. Князь и дружина.

Основным источником дохода князя помимо дани была военная добыча. Но уже в конце Xв появились княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер. Добываемая пушнина продавалась наряду с экспортной частью дани на рынках Константинополя.

С умножением числа дружинников дани стало не хватать. Князья стали посылать своих наместников-бояр на "кормление", передавая им право сбора дани в какой-либо волости. В отдельных случаях в виде своеобразного вознаграждения за службу князю отдельные села закреплялись за кормленщиком, переходя по наследству и превращаясь в вотчину.

Зарождению раннефеодальных отношений способствовали следующие факторы:

- увеличение численности княжеско-дружинной верхушки

- сокращение традиционных источников ее существования (дани, виры, военная добыча) и

угасание торгового пути "из варяг в греки" в конце XIв

- развитие земледелия и возрастание ценности пахотной земли

- появление возможности обеспечивать землю рабочей силой в связи с разложением общины и

увеличением численности различного рода социальных изгоев

- изменение стереотипов сознания и поведения дружинников, которые, с одной стороны, все

более стремились не к боевой славе и служению князю, а к богатствам, с другой - главной

ценностью стали считать не движимое имущество, а землю.

3. Зависимое население.

Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могла жить как в крестьянских общинах, которые несли повинность в пользу государства, так и в вотчинных. Те смерды. которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу.

Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодала в долг "купу" - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения - закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему. пока не вернет долг.

Разорившиеся общинники часто шли в кабалу по договору - "ряду", за что и звались рядовичи.

В княжеской и боярской вотчине были рабы - холопы и челядь. То были военнопленные и даже бездомные соплеменники. Другими источниками холопства были женитьбы на рабе, а также служба тиуном без специального договора на этот счет. Хозяин полностью распоряжался жизнью своего раба, а за его убийство нес лишь церковное наказание. Диапазон использования рабского труда был очень широким - от пашни (ролейные холопы) до управления усадьбой (тиуны, огнищане - от "огнище" - дом). Запрещалось обращение в рабство за долги.

Главной формой эксплуатации различных категорий сельского населения в X-XIIвв была натуральная повинность. Как правило, дважды в год зависимые крестьяне отвозили своим хозяевам оговоренное количество продуктов, скотины, холстов и т.д.

Важным явлением в хозяйственной и политической жизни Древней Руси стало появление большого числа городов. Основной категорией населения в них были ремесленники и торговцы. Несмотря на усиление власти князя и бояр, сохранилась высокая роль вечевых органов власти. Городское вече ведало вопросами войны и мира, объявляло созыв ополчения, порой даже могло сменить князя. Право голоса на вечевых собраниях принадлежало боярам, иерархам церкви, богатым горожанам и купцам.

XI. Государственный строй и политическая жизнь в XIв.

И.Я.Фроянов считает, что на смену федерации племенных княжений во второй половине XIв пришли города-государства с республиканской формой правления (вече).

Большинство историков определяют древнерусское государство как раннефеодальную монархию во главе с великим князем киевским - защитником земли, законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани.

Особенности раннефеодальной монархии проявлялись в сохранении элементов догосударственной системы организации общества, пришедших из эпохи военной демократии и ограничивавших княжескую власть:

1. Вече. Известно, что активно действовало в Новгороде на протяжении всего XIв и позднее. О его существовании в Киеве известно меньше.

2. Двоякую роль играла княжеская дружина. С одной стороны, она была носительницей принципа государственности, а с другой - сохраняла традиции племенной демократии. Дружинники воспринимали себя не подданными, а соратниками и советниками князя. Наиболее авторитетные старшие дружинники, составлявшие постоянный совет князя (думу), назывались боярами. Младшие дружинники - рядовые воины - именовались отроками и гриди.

3. Вооружение свободных общинников - воев, характерное для племенного строя, сохранялось, хотя и во все уменьшавшемся масштабе.

4. Династический характер наследования власти предполагал лествичное право наследования, т.е. передачу власти по старшинству (не старшему сыну, а брату умершего князя, ставшего старшим в роду, и лишь после смерти последнего из братьев - старшему сыну старшего брата и т.д.). Таким образом, князь имел власть не столько личную, но лишь как представитель своего рода.

5. Сакрализация личности князя создавала духовные предпосылки для развития самовластия и укрепления княжеской власти.

Социально-политическая борьба.

До недавнего времени народные движения, имевшие место в древнерусском обществе, трактовались как "проявления классовой борьбы, носившей антифеодальный характер". Современные исследователи подчеркивают как неоднозначность их социальной природы, так и разнообразие порождавших их факторов. Крупнейшие народные выступления:

1. Волнение в 1024г в Суздальской земле было вызвано неурожаями и проходило под руководством волхвов. Волхвы-провидцы "увидели", что племенная знать задерживает рост зерна. С этой точки зрения убийство знати выглядит не проявлением классовой борьбы, а ритуальным действом, призванным обеспечить урожай. По другой версии, причиной восстания стал конфликт между волхвами и христианскими священниками.

2. Восстание 1068г в Киеве вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава - Изяслав (ум. 1078), Святослав (ум. 1076) и Всеволод (ум. 1093) - от половцев на реке Альте. В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Киевляне обратились к князьям с просьбой выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил дворы богатых бояр и разграбил имущество князя Изяслава. Последний бежал в Польшу, и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069г.

3. Восстание в 1113г в Киеве стало следствием социального кризиса, вызванного ухудшением экономического положения, засилием ростовщиков, продолжением междоусобиц и непопулярной политикой князя Святополка Изяславича, способствовавшей закабалению свободных людей. Сразу же после его смерти киевляне пригласили на княжение прославившегося своей мудрой политикой и удачными походами на половцев переяславского князя Владимира Мономаха. Однако часть знати сделала ставку на черниговского князя Олега Святославича. Узнав о планах верхов, киевляне разгромили дома тысяцкого, сотских и ростовщиков и настояли на приглашении Владимира. Князь, идя навстречу требованиям горожан, принял Устав, ограничивший ростовщическую ставку двадцатью процентами и запретивший полное порабощение за долги.

Умирая, Ярослав Мудрый разделили территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего сына Владимира. Он завещал наследникам жить в мире и слушаться во всем старшего брата Изяслава.

Сложность династических счетов с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества с другой, личные амбиции с третьей неминуемо вели к княжеским усобицам.

Со смертью в 1093г последнего из Ярославичей - Всеволода в соответствии с лествичным порядком престолонаследия власть над Киевом перешла к старейшему в роду Святополку II Изяславичу (1993-1113гг). Новый князь не сумел справится с усобицами, противостоять половцам. При нем процветало ростовщичество, широко велась спекуляция хлебом и солью.

Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир Всеволодович Мономах. По его инициативе в 1097г состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип "каждый да держит отчину свою", соблюдение которого привело к замене родового владения семейным, а родового старейшинства - политическим единовластием. Однако усобицы продолжались.

Внешний фактор, а именно - необходимость отпора появившимся к середине XIв в южнорусских степях кочевникам-половцам, еще удерживал некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества. Историки насчитывают около 50 половецких вторжений с середины XIв до начала XIIIв.

Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю русскую землю. При нем укрепился международный авторитет Руси. Он женился на английской принцессе. При нем была составлена начальная русская летопись - ПВЛ.

Сыну Владимира - Мстиславу I Великому (1125-1132гг) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После его смерти Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств.

XII. Государственная раздробленность Древней Руси XII-XIIIвв.

Предпосылки: 1. Формирование местных княжеских династий. Перерастание родового владения

Рюриковичей в семейные владения отдельных ветвей рода приводило к оседанию князей

на определенных территориях. Нарастание междоусобиц, стремление князей укрепить и

расширить свои владения.

2. Укрепление местного боярства. Складывание боярских региональных группировок,

вызванное как успехами земледелия, так и ростом численности дружины.

3. Развитие ремесла и торговли. Рост и укрепление городов, которые превращались в центры отдельных территорий. Городское население тяготилось необходимостью выплаты дани киевскому князю, а защиту от набегов кочевников теперь обеспечивали местные княжеские дружины.

4. Изменились положение и роль самого Киева. С потерей значения торгового пути "из варяг в греки" в XIIв ослабевала экономическая основа единства. Население покидало землю в поисках пахотных угодий и спасаясь от междоусобиц и набегов половцев.

5. когда прекратились половецкие набеги, потребность в единстве пропала. Русские князья и половцы наконец договорились, заключались даже браки с представителями ханских семей.

6. Духовные предпосылки. Формирование представления о божественном происхождении княжеской власти -> население каждой области поддерживало собственного князя.

7. Господство натурального хозяйства. Земли обеспечивали себя сами, не было потребности в укреплении торговых связей.

На основе Киевской Руси сложилось примерно 15 княжеств и земель к середине XIIв, около 50 к началу XIIIв, примерно 250 - в XIVв.

Тенденция к разделению наметилась еще в эпоху правления Ярославичей и, постепенно нарастая, вылилась в XIв в княжеские междоусобицы. Однако в начале XIIв разделение страны было приостановлено под воздействием активной деятельности Владимира Мономаха. Его сыну, Мстиславу Великому, удалось продолжить политику отца и сохранить достигнутое; но сразу же после его смерти начинается разделение.

Связи между русскими землями поддерживались благодаря общей вере, языку, действию общих законов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.