Ситуация в СССР и европейских странах после войны оказалась весьма сложной. За годы войны хозяйство европейских стран пришло в упадок. Разрушение структуры экономики оказалось даже более трудно исправимым, чем физическое разрушение городов. Без внешней помощи невозможны были быстрая стабилизация и восстановление разрушенного хозяйства. США предложили в 1947 г. помощь СССР в рамках “плана Маршалла”. СССР отказался от участия в плане, расценивая его как попытку вмешательства во внутренние дела. В противовес “плану Маршалла” СССР срочно заключил торговые соглашения с Чехословакией, Болгарией, Венгрией, Югославией и другими странами.
В 1945 г.-50-х гг. в мире сложилось две системы: капиталистическая и социалистическая. С 1947 г. Европа разделяется на два антагонистических блока: с одной стороны, Западная Европа под американским влиянием; с другой Восточная Европа под советским контролем. Проводятся две противоположные формы правления, каждая сторона руководствуется своей логикой. СССР стремился к укреплению и расширению своего влияния в тех странах Европы, в которых оказалась Советская Армия, освобождая их от гитлеровских войск. Советское политическое руководство всемерно поддерживало прокоммунистические политические силы и правительства этих стран. С незначительными модификациями там оказалась внедренной административно-командная система советского образца. Новые отношения развивались противоречиво: велось энергичное восстановление народного хозяйства, возрождение стран, но широкие народные массы не были удовлетворены политическими порядками, декларативным характером демократических институтов, нарушениями законности.
В январе 1949 г. была учреждена межправительственная экономическая организация социалистических стран (СЭВ), ставшая важным инструментом их экономического сотрудничества. Экономическому союзу государств центральной и юго-восточной Европы во главе с Советским Союзом противостоял союз стран Западной Европы и Северной Америки во главе с США. В апреле 1949 г. этот союз оформился юридически подписанием в Вашингтоне договора о создании Северо-Атлантического союза (НАТО). В него вошли США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия. Договор предусматривал присутствие американских войск в Европе. Вдоль границ СССР были созданы десятки военных баз.
Международная обстановка накалялась. Обе стороны усиленно накапливали и совершенствовали оружие, в первую очередь атомное. Еще в августе 1945 г. США пытались воздействовать на СССР, сбросив атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Но уже в августе 1949 г. в степях Казахстана было проведено испытание советского ядерного оружия. Ликвидация атомной монополии США на атомное оружие изменила соотношение сил между великими державами и всю геополитическую ситуацию в мире.
После смерти Сталина в марте 1953 г. стали происходить позитивные перемены. Уже летом 1953 г. было подписано соглашение о перемирии в Корее, в 1954 г. - о прекращении войны в Индокитае, в 1955 г. СССР вывел свои войска из Австрии. Были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ. Вместе с тем в мае 1955 г. в противовес НАТО была создана Организация Варшавского Договора. К нему присоединились Болгария, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия, Албания. Договор предусматривал координацию политической и военной деятельности его участников. В 1956 г. СССР обозначил свои главные цели внешней политики: обеспечение системы коллективной безопасности в Европе и в Азии, а также достижение разоружения. Однако курс советского правительства на разрядку во многом оказался под угрозой срыва в связи с венгерским кризисом 1956 г., когда советское правительство ввело войска на территорию Венгрии, где было подавлено выступление против правящего режима. Самым острым оказался «Карибский кризис» 1962 г., когда по решению советского руководства на Кубе были размещены ядерные ракеты средней дальности и мир оказался на пороге ядерной войны. Кризис удалось преодолеть лишь благодаря компромиссу между Кеннеди и Хрущевым, по которому советские ракеты были вывезены с Кубы взамен обещания США отказаться от агрессии против Кубы и демонтировать американские ядерные ракеты в Турции.
После карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в советско-американских и международных отношениях в целом. 5 августа 1965 г. в Москве был подписан договор между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой. Важное место во внешней политике СССР в этот период занимали страны «третьего мира». Только за 1957-1964 гг. советские представители подписали свыше 20 соглашений об экономическом, политическом и военном сотрудничестве.
Таким образом, советская внешняя политика и расстановка сил на международной арене в 50-е-начале 60-х гг. прошли сложный путь от жесткого блокового противостояния к попыткам компромиссов и соглашений, первому опыту разоружения, к пониманию необходимости проведения курса на мирное сосуществование государств с различным общественным строем.
2
Изменения в международной обстановке после войны, усиление политического влияния СССР подтолкнули к ужесточению внутренней политики страны. С возвращением к мирному труду власти ужесточают контроль над всеми сферами жизни советского народа. В 1946-1948 гг. был принят ряд постановлений ЦК, установивших жесткий идеологический контроль за деятельностью творческой интеллигенции, деятелей культуры, науки. В 1945-1948 гг. широкая волна репрессий обрушилась на лиц, которые в ходе войны оказались в фашистском плену (там находилось 5,7 млн советских военнопленных, из которых 5,5 млн погибло). Сотни тысяч людей, которых освободила Советская Армия из плена, оказались вновь в местах заключения или в ссылке. Вся идеологическая пропаганда в стране была направлена на укрепление культа личности Сталина. Конец 40-начало 50-х гг. отмечен открытым проявлением государственного антисемитизма. В сентябре 1952 г. по «делу врачей» была арестована часть медицинских работников, крупных специалистов-врачей, что должно было послужить сигналом к началу нового массового террора, который затронул бы все слои общества. Однако кончина Сталина 5 марта 1953 г. изменила всю обстановку в стране.
Период 50-первой половины 80-х гг. отмечен постоянным противоборством во внутренней политике двух основные тенденций: тенденции коренного преобразования советского общества, линии на реформирование тоталитарной системы, смягчение политического режима (Л. Берия, Г. Маленков, Н. Хрущев) и тенденции к консервации политических и хозяйственных структур, возникших в З0-40-е гг., линии на сохранение сталинского курса без принципиальных корректировок (В. Молотов, Л. Каганович, Н. Булганин, К. Ворошилов). Еще при жизни Сталина представители обеих групп были вынуждены искать основу для компромисса. После смерти Сталина Л.Берия предложил наиболее радикальные шаги по отказу от сталинского наследия. После смерти Сталина все руководящие посты в партии и стране заняли его ближайшие соратники: Г.М. Маленков стал Председателем Совмина СССР, В.М. Молотов - министром иностранных дел, Л.П. Берия - первым заместителем Председателя Совмина СССР и министром внутренних дел, Н.С. Хрущев сохранил пост секретаря ЦК. Занимая столь важные посты, Берия фактически поставил себя вне контроля высших партийных и государственных органов, что таило в себе серьезную угрозу обществу. И как только эта угроза стала обретать черты реальности, Президиум ЦК партии, правительство при поддержке военных арестовали Берию 26 июня 1953 г. на заседании Президиума Совета Министров СССР. Его привлекли к уголовной ответственности и по приговору Верховного суда в декабре 1953 г. он был осужден и расстрелян.
В сентябре 1953 г. Н.С. Хрущев был избран Первым секретарем ЦК партии. Новое руководство страны понимало, что прежде всего необходимо восстановить и укрепить законность и правопорядок. В марте 1953 г. было прекращено следствие по «делу врачей». Только с начала 1953 г. по февраль 1957 г. было реабилитировано более 1,5 млн чел. Процесс политического оздоровления и обновления общества охватил всю страну. В феврале 1956 г. на XX съезде партии Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором прозвучала правда о злодеяниях и преступлениях против народа, совершенных Сталиным, карательными органами, которые находились под его контролем. Но прямое участие в этом терроре сподвижников Сталина, подлинные масштабы репрессий, причины этих явлений не получили своего освещения. Тем не менее разоблачение культа личности Сталина было решающим шагом в политическом обновлении общества. XX съезд партии положил начало переходу к постепенной либерализации советской системы и отражал чаяния широких слоев населения.
После съезда партии бывшая «элита» сталинского окружения - Молотов, Каганович, Маленков и др. - попытались сместить Хрущева с занимаемых постов. Но эта попытка провалилась. Партийное руководство продолжало линию на оздоровление политической обстановки, реабилитацию жертв сталинизма. Всего в 1954-1961 гг. было реабилитировано 884 740 чел.
Стали предприниматься шаги к переменам в государственном строительстве. В 1957 г. восстанавливаются упраздненные при Сталине автономии балкарского, ингушского, калмыцкого, чеченского народов. Реорганизуется система управления профсоюзами, что привело к расширению прав первичных профсоюзных организаций. Расширилась внутрипартийная демократия, коллективность в руководстве партией и государством. Расширялись права союзных республик, законодательная деятельность Верховного Совета СССР, права областных и районных органов власти в вопросах экономической и культурной жизни.
Реформы определили либерализацию политического режима, переход от авторитарно-деспотической его формы к авторитарно-бюрократической - более либеральной власти аппарата. Вместе с тем в политике реформ не было последовательности. Колебания проявлял и сам Хрущев. Его критика прошлого - это критика лиц, а не порядка, недостатков системы, а не самой системы. В этой внутрипартийной борьбе победил консерватизм. Тенденция к консервации устаревших структур проявлялась в том, что практически все вопросы общественной жизни решались с помощью старых методов управления - жесткого администрирования с опорой на бюрократический аппарат.
После окончания Великой Отечественной и второй мировой войны уже в феврале 1946 г. Сталиным была провозглашена программа преимущественного развития тяжелой промышленности, деревня продолжала оставаться одним из важнейших источников для восстановления промышленности. В начале 50-х гг. советская экономика переживала значительные трудности. Самым больным звеном экономики оставалось сельское хозяйство. Существовала и углублялась продовольственная проблема, ухудшалось снабжение городов овощами и хлебом.
Был предпринят ряд мер, направленных на подъем сельского хозяйства. Увеличивались капитальные вложения в сельское хозяйство, повышались закупочные цены на основные сельскохозяйственные продукты. Были списаны долги с колхозов, снижены нормы обязательных натуральных поставок. Изменения в планировании сельскохозяйственного производства направлялись на сочетание централизованного государственного руководства с местной хозяйственной инициативой, расширением прав колхозов и совхозов. В 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель, было освоено 35 млн га. В результате принятых мер товарная продукция села в 1960 г. увеличилась по сравнению с 1953 г. более чем на 50%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19