Рефераты. Отечественная история

p align="left">Сложная экономическая ситуация в стране, социальная напряженность, противостояние законодательных и исполнительных властей привели к политическому кризису, который выразился в событиях 23 сентября 1993 г. В связи с «шоковой терапией» в обществе возникла социальная напряженность. Против экономического и политического курса правительства выступали почти все оппозиционные силы страны. Начался конфликт двух ветвей власти - законодательной (Верховного совета) и исполнительной (Президента). В марте 1993 г. на Съезде народных депутатов был поставлен вопрос об отставке президента. 21 сентября 1993 г. Б.Н.Ельцин подписал указ о роспуске Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета, проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти и референдума о новой Конституции России.

Против президентского указа выступило руководство Верховного Совета и большинство членов Конституционного суда, признавших действия президента неконституционными. Вице-президент А.В.Руцкой заявил об исполнении обязанностей президента и начал формировать параллельное правительство.

Здание Верховного Совета России стало центром сопротивления президенту Ельцину. 2 октября в Москве прошли организованные оппозицией крупные демонстрации, вылившиеся в массовые беспорядки. 3 октября Руцкой и председатель Верховного Совета России Р.И.Хасбулатов призвали собравшихся у Белого дома к штурму мэрии и телецентра. Попытка штурма «Останкино» привела к кровопролитию, но была безуспешной. Президент объявил в Москве чрезвычайное положение и ввел в столицу войска. 4 октября в результате штурма Белого дома здание было занято войсками.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы во вновь созданные органы власти - в Федеральное собрание и Государственную Думу. Выборы впервые проходили не только по избирательным округам, но и по партийным спискам. Большинством голосов избирателей была принята новая Конституция Российской Федерации, определившая основные черты новой политической системы. Российская Федерация является демократическим правовым федеративным государством с республиканской формой правления. Основной Закон российского государства в качестве высшей ценности определяет человека, его права и свободы. Государственную власть в стране осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент). Конституция упрочила позиции президента, который становился одновременно и главой правительства и наделялся существенными законодательными полномочиями.

31 декабря 1999 г. Ельцин ушел в отставку, передав руководство В.В.Путину, который был избран Президентом России в марте 2000 г. 14 марта 2004 г. состоялись очередные выборы Президента России. За победившего кандидата В.В.Путина отдали свои голоса более 49,6 млн российских граждан, или 71, 31% проголосовавших избирателей.

В марте 2008 г. состоялись очередные выборы Президента РФ. Победу одержал Дмитрий Анатольевич Медведев, кандидатуру которого поддержал действующий Президент России Владимир Владимирович Путин. За Д.А. Медведева проголосовало более 70 % российских избирателей. Впервые в новейшей истории страны прошла нормальная, спокойная передача власти в полном соответствии с Конституцией. При этом общество не сотрясали конфликты и непримиримые противоречия. В то же время была обеспечена преемственность политического курса. При этом впервые политическая партия, победившая на выборах в Государственную Думу (2 декабря победу на выборах в Государственную Думу ФС РФ пятого созыва одержала Всероссийская политическая партия «Единая Россия»), выдвинула кандидата на должность Главы государства - Д.А.Медведева. И Д.А. Медведев одержал уверенную победу. Впервые Главой правительства стал предшествующий Президент и Председатель Партии - В.В. Путин.

В начале нового века активно формировалась российская многопартийность. В 1999 г., по данным Министерства юстиции, в России насчитывалось свыше 75 тыс. разного рода партий и движений. Число партий только федерального уровня в 1993-1998 гг. увеличилось с 36 до 95, а вместе с региональными оно приблизилось к тремстам.

Реализация партийной реформы началась в 2001 г. с принятием федерального закона «О политических партиях». Окончательно закон вступил в силу в июле 2003 г., после завершения двухлетнего переходного периода. Закон стимулировал формирование крупных общенациональных политических партий, формирующих развитую региональную организационную структуру и выступающих в качестве посредников между государством и обществом.

В выборах в Государственную Думу 1993 г. имели право участвовать 167 общероссийских общественных объединений, реально участвовало лишь 13 избирательных объединений и блоков.

В 1995 г. правом участвовать в выборах обладали 273 общероссийских общественных объединения, в бюллетени были внесены 43 избирательных объединений и блоков.

Правом участвовать в выборах в Государственную Думу 1999 г. обладали 139 общероссийских политических общественных объединений, в бюллетенях были зафиксированы лишь 26 избирательных объединений и блоков.

В выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва в декабре 2003 г. имели право участвовать 44 политические партии и 20 общероссийских общественных движений, приняли участие 23 политических партии и избирательных блока. По результатом выборов, в Государственную Думу прошли, преодолев 5-типроцентный барьер, следующие политические партии: «Политическая партия «Единая Россия» (37,57 %), КПРФ (12,61%), ЛДПР (11,45 %), «Родина» (Народно-патриотический союз)» (9,02 %). Соответственно в Государственной Думе четвертого созыва сформировано 4 фракции. Это фракция «Единая Россия» - 300 депутатов, позднее в нее вошли еще 6 депутатов, КПРФ - 52 депутата, ЛДПР - 36 депутатов, «Родина» - 36, 23 так называемых независимых депутата не вошли во фракции.

В выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ пятого созыва 2 декабря 2007 г. имели право участвовать 15 политических партий. Избирательное законодательство закрепило отказ от смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системы на выборах в Государственную Думу и переход в 2007 г. на полностью пропорциональную систему (выборы по партийным спискам). Был установлен 7 %-й барьер прохождения в Госдуму.

За кандидатов Всероссийской политической партии «Единая Россия» проголосовало 64,30 % избирателей, пришедших на выборы. КПРФ получила 11,57 % голосов избирателей, ЛДПР - 8,14 % и впервые попавшая в Госдуму партия «Справедливая Россия» - 7,74 %. Все партии сформировали свои фракции в парламенте страны.

Общая тенденция последних лет в изменении настроений избирателей - ослабление правого и левого радикальных политических флангов, не предложивших реалистических программ, и рост центристских настроений, связанных с переходом к эволюционному развитию и последовательному решению назревших общественных проблем на основе предложений центристов.

Во второй половине 80-х годов в России наблюдалась активизация общественной инициативы. Наряду с традиционными общественными организациями (профсоюз, научные, научно-технические, культурно-просветительные и спортивные общества и ассоциации) стали возникать многочисленные новые объединения, которые на первом этапе своего формирования были названы неформальными движениями.

В 2005 г. в целях активизации роли гражданского общества в решении значимых вопросов была создана Общественная палата Российской Федерации. Ее задача - обеспечить взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты их прав и свобод при разработке и реализации государственной политики. Ее состав формируется из граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед обществом и государством, и представителей общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений.

В 2009 г. в соответствии с инициативами Послания Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию страны, (ноябрь 2008 г.) была принята норма о регулярных отчетах Правительства в Государственной Думе. 6 апреля Председатель Правительства В.В.Путин выступил с отчетом в Государственной Думе, что стало новым шагом в развитии политической системы в России.

4

На старте российских реформ в начале 90-х гг. Ростовская область выступила на общероссийском рынке как индустриально-аграрный регион. Но уже в 1996 г. объемы производства сократились более чем в 2 раза. Возникшие при переходе к рыночной экономике трудности - сокращение объемов государственных заказов, усиливающаяся конкуренция со стороны зарубежных производителей - привели экономику области к затяжному кризису.

В результате Ростовская область стала регионом с ярко выраженным топливно-энергетическим уклоном. На долю отраслей ТЭК приходится более 1/3 объемов промышленного производства. В то же время спад угледобычи на Дону составил почти 40 % и обострил проблему шахтерских городов. Донской металлургии удалось сохранить свои позиции только на российском рынке стальных труб и стали. В пищевой промышленности, которая оставалась ведущей отраслью специализации Ростовской области, физический объем продукции сохранился на 63 %. Акционерное общество «Донской табак» стало одним из немногих предприятий Дона, акции которого не попали в руки иностранных инвесторов, а техперевооружение было произведено собственными силами.

На развитие сельского хозяйства негативное влияние оказали сокращение платежеспособного спроса населения, разница в динамике цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Спад производства сельхозпродукции на Дону в 1,5 раза превысил общероссийский уровень.

Вместе с тем развитая инфраструктура и благоприятное географическое положение Ростовской области стали важным потенциалом, «точкой роста» донской экономики.

В плане политических реформ в области были созданы демократические органы власти и управления в лице Донского парламента (Законодательного Собрания), Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области.

В 2000-2003 гг. в области принимались активные усилия по стабилизации и развитию экономического потенциала.

Сегодня Ростовская область входит в число 20-ти наиболее динамично развивающихся регионов России. Многие вопросы качества жизни успешно решаются в рамках приоритетных национальных проектов.

За последние пять лет (2003-2007 гг.) Ростовской областью пройден большой путь. Донской край вошел в число наиболее динамично развивающихся регионов России. Область занимает одно из ведущих мест в России по показателям экономического развития, входит в первую тройку российских регионов по научно-образовательному потенциалу, в пятерку самых инвестиционно привлекательных регионов, в число лидеров по инновационному потенциалу. Валовой региональный продукт растет до 10 % в год.

Многие предприятия Ростовской области - единственные или крупнейшие в стране производители тяжелых вертолетов, судовых навигационных систем, отдельных видов нефтеаппаратуры и уникального по своему качеству угля - антрацита. Здесь выпускается 100% производимых в стране магистральных электровозов, 94 % швейных машин и более 60% зерноуборочных комбайнов. Ростовская область торгует более чем со 110 странами мира, причем 70 из них импортируют ее продукцию, в частности зерно (примерно 60% российского зернового экспорта) и растительное масло (свыше 50 %).

Стабильная ситуация в экономике способствовала повышению уровня жизни жителей области. Существенно возросли расходы на социальную сферу. Сегодня объем на социально-культурную сферу составляет более 60% регионального бюджета. Многие вопросы качества жизни решаются в рамках приоритетных национальных проектов.

Продуктивно развивается местное самоуправление. В 2005 г. на Дону прошел первый этап реформы местного самоуправления, цель которой состоял в децентрализации полномочий и бюджетов, приближении власти к потребностям развития местного сообщества. Было создано 463 муниципальных образования вместо 55 существовавших ранее. Состоялись выборы в органы местного самоуправления. В 2006 г. выбранные главы муниципалитетов и представительные органы власти приступили к исполнению своих полномочий. 12 октября 2008 г. состоятся выборы в органы местного самоуправления поселений.

2 марта 2008 г. состоялись выборы в Законодательное Собрание Ростовской области четвертого созыва (срок полномочий - 2008-2013 гг.). По итогам выборов, впервые проходивших по смешанной системе (половина депутатов избиралась по одномандатным округам, а половина - по партийным спискам), 45 из 50-ти депутатских мандатов получили кандидаты, избранные от Политической партии «Единая Россия», 5 - от КПРФ.

Проблемы, которые предстоит решать в Ростовской области в ближайшее время - стабильное наращивание темпов экономического роста, обеспечение инновационного характера развития экономики, приоритетное развитие шахтерских территорий, улучшение качества жизни жителей Дона.

В сентябре 2007 г. Ростовская область отметила 70-летие своего образования. Область первой в Южном федеральном округе разработала и приняла Стратегию социально-экономического развития до 2020 года.

В ноябре 2008 года в области для нейтрализации влияния последствий мирового финансово-экономического кризиса на развитие региона был создан под руководством Главы Администрации (Губернатора) области региональный Совет по антикризисным мерам. Совет вплотную занялся выработкой мер, обеспечивающих стабильность социально-экономического развития области.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

1. История как наука. Методы изучения истории. Особенности и функции исторического знания.

2. Развитие исторического знания в России. Особенности исторического развития России.

3. Образование Древнерусского государства. Принятие Русью христианства (IX- нач. XII в.).

4. Русь и Орда (XIII-XIV вв.). Возвышение Москвы.

5. Образование единого централизованного государства (XV-XVI вв.).

6. Реформаторская деятельность Петра I (XVIII век). Становление абсолютизма в России.

7. Общее и особенное в социально-экономическом развитии России и других стран мира в XIX в.

8. Буржуазные реформы Александра II и их историческое значение (60-70-е гг. XIX в.).

9. Общественно-политические течения в России во 2-й половине XIX в. Консервативное, либеральное и революционное течения.

10. Народничество и его эволюция в России (2-я половина XIX в.).

11. Государственный строй и социальные отношения в России на рубеже XIX-XX вв. Характерные черты самодержавия.

12. Особенности развития мирового сообщества в начале XX в. Русско-японская война (1904-1905) . Последствия поражения России.

13. Программа С.Ю. Витте по модернизации России (конец XIX- начало XX в.).

14. Реформаторский курс правительства Столыпина. Аграрная реформа, ее цели и содержание.

15. Первая российская революция 1905-1907 гг. и ее влияние на модернизацию российского общества в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г.

16. Манифест 17 октября 1905 г. Процесс формирования многопартийной политической системы в России в начале XX в.

17. Зарождение российского парламентаризма. Думская практика 1906-1917 гг. Третье июньская политическая система.

18. Первая мировая война (1914-1918 гг.) и российское общество. Нарастание трудностей и недовольства в стране.

19. Современная отечественная историография о революции в России в 1917 г.

20. Россия между двумя революциями: деятельность и кризисы Временного правительства, альтернативы развития (март-октябрь 1917 г.).

21. Февральская революция 1917 г. и падение монархии. Формирование двух центров власти.

22. Главные политические силы и определение пути дальнейшего развития России после февраля 1917 г. Тактика политических партий в новых условиях.

23. Корниловский мятеж (август 1917 г.). Дальнейшая радикализация общества.

24. Общенациональный революционный кризис и свержение Временного правительства в октябре 1917 г. Приход большевиков к власти.

25. Современная отечественная историография о революции в России в 1917 г.

26. Учредительное собрание и его разгром. Складывание большевистской однопартийной системы.

27. Противоборство политических сил России в годы гражданской войны (1917-1920 гг.). Создание массовой регулярной Красной Армии.

28. Политика военного коммунизма в годы гражданской войны (1918-1921 гг.). Причины и последствия ее проведения.

29. Основные этапы развития мирового сообщества в 20-30-е гг. XX в. Преодоление Россией международной изоляции.

30. Новая экономическая политика: элементы, противоречия и кризисы НЭПа (1921 г. - конец 20-х-начало 30-х гг.).

31. Формирование и основные черты административно-командной системы управления СССР в 20-30-е гг.

32. Формирование тоталитарного политического режима в СССР в 20-30-е гг. и его основные черты. Репрессивная политика сталинизма.

33. Сталинская стратегия форсированного развития СССР в 20-30-е гг.: цели и результаты (индустриализация, коллективизация культурная революция).

34. Обострение международной обстановки накануне второй мировой войны. Советско-германские договоры (август-сентябрь 1939 г. и их современная оценка. Советско-финская война (1939-1940 гг.).

35. Начало Великой Отечественной войны. Соотношение сил СССР и Германии в начале войны. Мобилизация сил страны дня разгрома агрессора.

36. Перестройка экономики СССР на военный лад в годы Великой Отечественной войны. Патриотические движения в помощь фронту.

37. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Победа Красной Армии в Сталинградской, Курской и Днепровской битвах.

38. Создание антигитлеровской коалиции и ее значение в борьбе против фашистской агрессии. Масштабы и значение помощи по ленд-лизу.

39. Участие СССР в Тегеранской (1943 г.), Ялтинской (1945 г.) и Потсдамской (1945 г.) конференциях союзников и их значение для послевоенного устройства мира.

40. Итоги и уроки второй мировой и Великой Отечественной войны. Цена победы.

41. Изменение геополитической обстановки в послевоенном мире. Начало «холодной войны». Внешнеполитическая деятельность СССР (1945-1964 гг.).

42. Рост авторитарности власти Сталина после войны и его проявления (1945-1953 гг.).

43. Начало демократизации общественной и политической жизни при Н.С. Хрущеве. Политика «управляемой десталинизации».

44. Экономические и социальные преобразования Н.С. Хрущева Нарастание трудностей в начале 60-х гг.

45. Основные направления экономической реформы 1965 г., ее направления и причины свертывания.

46. Тенденции и противоречия социально-экономической и политической жизни СССР в 70-начале 80-х гг.

47. Противоречивость внешней политики СССР при Л.И. Брежневе (1964-1965 гг.). Обострение международной напряженности в первой половине 80-х гг.

48. Основные тенденции развития мирового сообщества во второй половине 80-начале 90-х гг. XX в. и внешняя политика СССР. Новое политическое мышление.

49. Политические реформы М.С. Горбачева. Поиск путей демократизации общества (1985-1991 гг.).

50. Кризис перестройки. Распад СССР и образование СНГ (декабрь 1991 г.). Союзный договор России и Белоруссии (1999 г.).

51. Особенности и проблемы становления в России в 90-е годы XX в. демократической политической системы и суверенной государственности.

52. Радикальные экономические реформы 90-х гг. Становление в России в 90-е гг. XX в. и в начале XXI в. конкурентной экономики.

53. Политические партии и общественные движения России на современном этапе.

54. Новая Россия в системе международных связей на рубеже XX- начала XXI вв

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.