Рефераты. Отечественная история

p align="left">Обеспечивая знание о прошлом, история позволяет заглянуть в будущее. История создает условия для самоопределения, самоидентификации народа, его самостроительства. Это вторая функция. Национальная идея - это продукт истории, с одной стороны, но и проект будущего - с другой. Национальная идея - это то, что сплачивает общество, ориентирует его, придает смысл его жизни.

Третья функция истории (прогностическая) - использование исторического опыта в политике. «История - это власть», - сказал русский историк Ключевский. История как наука, выявляющая на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности, тенденции развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать ошибочных решений.

Функции исторической науки можно свести к выработке социального самосознания различных человеческих общностей, историческое познание играет в обществе ту же роль, какую в жизни отдельного человека играет память.

История Отечества - это научная и учебная дисциплина, в рамках которой изучается многогранный процесс становления и развития нашего Отечества с древнейших времён и до наших дней, формирования его многонационального народа и формирования основных государственных и общественных институтов.

Изучение прошлого человечества можно представить или реконструировать лишь с помощью различного рода исторических источников - другими словами, всего того, что непосредственно связано с деятельностью человека и дошло до нас в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, устного творчества, элементов нравов, обычаев, верований, особенностей языка и его структуры и т.д.

2

Термин «историография» (от греческих слов istoria - расследование и grajw - пишу, в точном переводе - описание расследования) имеет два значения: во-первых, это письменная историческая традиция народа, то есть совокупность трудов по истории страны или народа. Во-вторых, под историографией понимается история написания истории. Итак, историография - это история исторической науки. Объектом изучения историографии выступает историческое знание, преломленное в историческом (историографическом) источнике, и выраженное, как правило, в виде исследовательской концепции.

Выделяются следующие этапы отечественной историографии истории России:

1. X в. - конец XVII в. - донаучный период, накопление исторических знаний.

2. XVIII в. - 80-е гг. XIX в. - превращение истории в науку. Здесь можно выделить два подэтапа:

а) XVIII в. - начало XIX в - период дворянской историографии, которой присущ описательный характер, отражение интересов дворянства;

б) с середины 20-х гг. XIX в. до конца XIX в. идет становление государственной школы, историография носит уже буржуазно-дворянский характер;

3. 80-е гг. XIX в. - 1917 г. - период формирования историографии, опиравшейся на формационный методологический подход.

4. 1917 г. - 1991 г. - советский период историографии.

5. 1991 г. - по наши дни - новейший этап исторической науки, период восстановления разных направлений в историографии, в том числе историографии, опирающейся на цивилизационный методологический подход.

Первым историографом в России в 1747 г. стал Г.-Ф. Миллер, затем - князь М.М. Щербатов. Именным указом Александра I это звание было даровано в 1803 г. Н.М. Карамзину. В XIX веке многие выдающиеся русские историки стремились к получению почетного титула историографа.

Русское историописание начинается уже в IX в. в форме исторических повестей о выдающихся из общего ряда событиях. Основной формой древнего русского историописания являются летописи - погодные записи о событиях, привлекших внимание летописца. Русская летописная традиция, вероятно, начинается с первой половины XI в. К сожалению, эти труды в своём первоначальном виде до нас не дошли, однако о них можно судить по позднейшему своду - «Повести временных лет» - древнейшему из дошедших до нас памятнику древнерусской исторической мысли. Он был создан предположительно в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Однако и этот документ дошёл до нас в позднейших списках, самый древний из которых - Лаврентьевская летопись, составленная в 1377 г.

Летописцы были не только и не столько писателями, сколько составителями, скраивая свой труд из множества источников. К последним можно отнести исторические повести, жития русских и других (преимущественно греческих) святых, писателей-историков, наконец - Библию, особенно Ветхий Завет. Летопись - это погодная фиксация событий, однако с самого начала летописцы отходят от элементарной записи происшествий. В состав летописи входят как погодные записи, так и сюжетные рассказы: о крещении, о жизни князей и святых, кроме того, сюда включены оценки самих летописцев. Летописцы стремились дать толкование происходящему со своих собственных позиций, которые чаще всего воплощались в провиденциализме, вере в высшую силу.

С XVI в. исторические события трактуются уже исходя из рационального анализа человеческих поступков. Наряду с летописями появляются большие исторические повести, построенные не по хронологическому, а по сюжетному принципу. Начиная с XVII в. в русской историографии формируется критическое отношение к источникам информации, что может считаться одной из характеристик научного знания. Таким образом, в указанный период наблюдается постепенное складывание будущей культуры научных исследований, в том числе и в области истории.

Русская историческая наука ведет свой отсчет с трудов Василия Никитича Татищева (1686-1750). В своей «Истории Российской…» и других произведениях он проводит широкий источниковедческий анализ материалов по истории, в первую очередь летописей, заложив основу всей будущей историографической традиции в России.

Следующей вехой русской историографии следует признать труды Николая Михайловича Карамзина (1766-1826), который, как и Татищев, не был собственно историком. Его основная деятельность - литературное творчество. Как один из самых способных и передовых писателей своего времени он получил от Александра I содержание для работы над «Историей Государства Российского». В основу толкования истории Карамзин положил деяния великих личностей. Изложение событий доведено до XVII в.

К середине XIX в. в русской историографии появляется отчетливое представление о параметрах и сущности исторического процесса в России. Это связано с именами русских либеральных историков Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879) и Константина Дмитриевича Кавелина (1818-1885). Особое внимание историков привлек переход от догосударственных, родовых отношений к государственным, политическим. Кроме того, и Соловьев, и Кавелин усматривали общие черты в русской и европейской истории, что является дорогой к осознанию существования всемирно-исторического процесса. С.М. Соловьев конструирует социологическую концепцию истории России.

Во второй половине XIX в. в русской историографии разворачивается демократическое движение. За исходный пункт толкования истории историки-демократы брали не государственные или общественные институты, как это было принято до них. Для Белинского, Чернышевского, Добролюбова история любой страны есть история народа, который своим трудом творит все. Из профессиональных историков вклад в российскую историографию внес Афанасий Прокофьевич Щапов (1830-1876), занимавшийся главным образом социальной историей народа, его психологическим складом.

В дальнейшем изучение социальной и экономической, а не только политической и юридической истории стало правилом. Так, классический русский историк второй половины XIX и начала ХХ в. Василий Осипович Ключевский (1841-1911) критикует своего учителя Соловьева за невнимание к социальной истории, истории общественных групп и классов. Он разработал теорию факторов и назвал три основные силы исторического процесса - личность, общество, природу. Элементы общежития, в свою очередь разделяются им на физиологические (пол, возраст, кровное родство), экономические (труд, капитал, кредит), юридические и политические (власть, закон, право, обязанности), духовные (религия, наука, искусство, нравственное чувство). Но самыми мощными двигателями человеческого развития, по В.О. Ключевскому, являются умственный труд и нравственный подвиг. До XVII в. русское общество, по Ключевскому, жило влиянием туземного происхождения, условиями собственной жизни и указаниями природы своей страны. С XVII в. на это общество стала действовать иноземная культура, богатая опытом и знаниями. Резкий разрыв с традициями средневековой Руси связан с деятельностью Петра I.

Большой вклад в становление историографии как науки внес Павел Николаевич Милюков (1859-1943). В его работах впервые была широко поставлена и получила разработку проблема эволюции методологических основ русской исторической науки. По П.Н. Милюкову, европеизация не противоречит процессу саморазвития культуры и науки, а лежит в существе саморазвивающегося культурного процесса.

Большой вклад, в развитие отечественной историографии внес Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский (1863-1919). Он выделил этапы логического раскрытия понятия об исторической науке, следовавшие друг за другом. На первом этапе история сводится к погодным записям событий, на втором - последовательному рассказу о событиях (хроника, летопись), на третьем - к прагматическому изложению событий, и, наконец, на четвертом этапе история состоит в построении эволюции того целого, которое интересует историка, причем самый интерес его получает известное обоснование. Общим для В.О. Ключевского, П.Н. Милюкова, А.С. Лаппо-Данилевского было признание социальной обусловленности исторических концепций.

На рубеже XIX и ХХ вв. был совершён настоящий прорыв в источниковедении русской истории. Было обнаружено, что русские летописи - это не просто своды разнородного материала, но сознательно подобранная информация, причём не всегда беспристрастная. Автором этого и других достижений стал Алексей Александрович Шахматов (1864-1920). Он установил авторство летописей, генеалогию летописных сводов и в целом относился к летописи как к литературному произведению, а не как к хронике, что и помогло ему в изысканиях.

Конец XIX и начало ХХ в. характеризуются становлением революционно-демократической и марксистской историографии. Народническое направление связано с деятельностью П.Л. Лаврова, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, Л. Мартова, М.Н. Покровского. Они внесли элемент классовости, выделяя ведущую роль и место трудящихся, который сегодня определяется как формационный.

В советское время сложилась система идеологизированной трактовки исторического процесса, основой которой являлась классовая и социально-политическая борьба. Вместе с тем такие ведущие историки, как Б.Д. Греков, А.М. Панкратова, М.В. Нечкина, Е.В. Тарле, А.М. Сахаров, Л.В. Черепнин и другие, воссоздали процессы развития России в различные хронологические периоды.

После распада СССР ведущей стала тенденция поиска «исторической правды», которая не избежала перекосов в сторону описания негативных черт советского периода. Эта тенденция достаточно быстро была преодолена и сменилась методологией объективной оценки прошлого путем выявления как положительного опыта, так и проблем, противоречий, трудностей, их причин.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.