Рефераты. Музыкально- ритмическая способность - (диплом)

p>Термином размер, по моему мнению, пользоваться не обязательно; вместо выражения двудольный размер мы можем говорить двудольные такты. Не следует заучивать с детьми определения, правила; это ничего кроме вреда не приносит. Я не исключаю объяснения непонятных для детей слов, но главное в том, чтобы они из речи и действий учителя, в общении с ним и в собственной практике научились понимать значение терминов и стали правильно пользоваться ими. С деталями ритмического движения, или с ритмом в узком смысле, первоклассники будут знакомиться на песнях, которые они сами исполняют, разучивая их вначале по слуху, то есть без нот.

Я рекомендую учить ребенка выделять из песни любую произвольно взятую фразу. Это представляет для него определенную трудность, ибо мелодия песни запечатлевается в его памяти обычно в виде некоторого нерасчлененного целого; фраза—это маленькая часть песни, которую ребенок естественно хочет дополнить, развить, закончить. Однако умение расчленить песню именно на фразы совершенно необходимо по двум причинам: с одной стороны, исходя из фундаментального структурно-смыслового значения фразы как “строительного кирпича” музыки, с другой—из практических соображений: трудности ритмо-интонаций могут преодолеваться только при условии, что ребенок умеет сосредоточить свое внимание на той фразе, в которой он допускает ошибку, В результате практической работы над песнями ребенок поймет, что фраза—это небольшая часть мелодии, которая поется на одном дыхании и соответствует обычно одной строке стихотворного текста.

Ритмическое движение в простых детских песнях состоит в основном из двух однодольных элементов:

Ребенок, отхлопывая каждый звук песни, то есть его ритм, легко получит общее впечатление о том, что ритм состоит не только из равномерных “шагов”-долей, но также и из более коротких звуков. Задача состоит теперь в том, чтобы определить по слуху и точно осознать ритмический рисунок, то есть соотношение и порядок длительностей в заданной фразе.

    Для решения этой задачи я рекомендую три способа:

1. Слухо-двигательное сравнение простых ритмических фраз, различающихся минимально:

    Пример:
    Скок, скок, по- скок,
    мо-ло- дой дроз- док

2. Применение особых названий ритмических элементов, удобных для произнесения и исполнения ритмических фигур.

    Примеры:
    а) шаг шаг шаг шаг
    бе-гать шаг шаг шаг
    б) ДОН ДОН ДОН ДОН
    ДИ-ЛИ ДОН ДОН ДОН
    в) ТА ТА ТА ТА
    ТИ-ТИ ТА ТА ТА

3. Наглядные изображения ритмических фраз, которые могут состоять вначале из картинок (к примеру—из рисунков птичек различной величины), затем заменяются упрощенными нотами (без головок):

    Пример:
    Остановимся подробнее на этих трех способах работы.

1. Фразы для ритмических наблюдений берутся из разученных по слуху песен. Дети поют их со словами, выразительно, в надлежащем темпе, затем выстукивают или отхлопывают ритм—четко, легко, ненавязчиво. Так обеспечивается не просто слуховое, а слухо-двигательное сравнение различных ритмических рисунков. Главное внимание направляется на ту метрическую долю, где есть различие между фразами, но без ущерба для осмысленного, выразительного исполнения.

2. Важную роль играют названия ритмических элементов. Название “шаг” для одной метрической доли дети узнали раньше, при ознакомлении с основной пульсацией. Для исполнения двух коротких звуков дети обычно сами находят слово “бегать” (его можно и подсказать). Слово “бегать” удобно для произнесения ритмической группы из двух восьмых, поскольку оно показывает, что на одну долю теперь исполняются два звука, в то время как словом “шаг” обозначается один звук на одну долю. Слова “шаг” и “бегать” мы очень скоро заменяем слоговыми названиями ДОН и ДИЛИ. Вних сохранена двуединая функция называния и исполнения; вместе с тем, они более звонкие и допускают ритмически точное произнесение в любом темпе; кроме того, они освобождены от того конкретного “житейского” значения, которое во многих случаях мешало бы восприятию и воспроизведению характера мелодии. Слоговые названия ДОН и ДИЛИ отличаются от довольно широко применяемых в практике слогов ТА и ТИТИ не принципиально, а лишь тем, что слоги ТА, ТИТИ глухие, а слоги ДОН, ДИЛИ звонкие, способствующие правильному звукообразованию; кроме того, в сочетании ДИЛИ каждой из двух восьмых присвоен особый слог, что отражает их различные метрические значения.

На начальном этапе в течении продолжительного времени следует избегать названий “четверть”, “восьмая” и т. д. , потому что смысл этих слов можно объяснить только исходя из названия целой ноты, которая в практике пения первоклассника может встречаться лишь в конце года. Поэтому для исполнения ритмических фигур я рекомендую пользоваться слоговыми названиями. Слоговые названия обладают еще одним достоинством, в процессе исполнения ритмических мотивов и фраз они способны объединяться в своеобразные слова и словосочетания некоего “ритмического языка”: ДИЛИДОН-ДОНДОН; ДИЛИДОН-ДИЛИДОН и т. п. , способствуя тем самым образованию точных во всех своих деталях целостных представлений ритмических фраз.

3. Ритмическую нотацию следует сделать наглядной. Дети овладевают двумя различными способами чтения нот. Сначала они учатся следить по нотной записи за ритмом звучащей музыки, выстукивая каждый звук по нотам, нарисованным в достаточно крупном масштабе на бумаге или на классной доске. Затем этот навык последовательного чтения нот совершенствуется: отхлопывая ритм или выговаривая слоговые названия длительностей, дети читают запись только глазами. Совершенно другого навыка требует “расшифровка” нот, превращение нотных знаков в звучащий ритм. Нельзя собрать ритм из отдельных звуков, ибо отдельный звук не имеет ритмического смысла. Приобретая некоторый запас слуходвигательных представлений ритмических процессов и соответствующих зрительных представлений нотной записи, учащиеся читают нотную запись какого-либо ритмического построения в целом и воспроизводят его по памяти. Осмысленное чтение нот—это чтение по мотивам и фразам, которые нужно уметь схватывать и представлять себе одномоментно (по выражению замечательного венгерского композитора и педагога Золтана Кодая— “глобально”, то есть целостно), прежде чем приступить к исполнению. Итак, я советую применять следующие приемы работы по развитию у детей чувства ритма:

    Ученики много раз поют выделенные отрывки из песен.

Тихо выполняют (отстукивают) ритмический рисунок, а педагог равномерно тактирует.

    Поют мелодию с “ритмическими словами” “та” и “ти”.

Мысленно поют мелодию, воспроизводя вслух (хлопками, отстукиванием) только ритм.

Для закрепления пройденного возвращаемся к наглядности, записываем усвоенный ритм на доске и в тетрадях.

Даем различные упражнения, связанные с освоением ритмических соотношений. Суммируя сказанное, я должна отметить ряд важных моментов. Введение специальных ритмических задач и упражнений в обычный урок благоприятно сказывается на развитии чувства музыкального ритма, способствует формированию слухо-ритмических навыков и представлений, степень развития которых непосредственно связана с эмоциональной отзывчивостью детей на выразительные особенности ритма.

На развитие чувства ритма влияет также систематичность и последовательность знаний, умений и навыков, их посильность и постепенность усложнения. Таким образом, можно сделать следующие выводы об основных путях развития ритмического чувства:

Исходным пунктом работы должна быть собственная ритмическая деятельность детей (игровые песни, ритмические движения и т. д. , которым дети учились до школы). Элементы сознательности вводим в музыкальную деятельность детей очень постепенно, сохраняя элемент игры.

При изучении нового ритмического материала всегда исходим из известных ученикам мелодий.

Примерами, используемыми для наглядности, являются, насколько это возможно, начальные такты песни.

Приучаем учащихся к тихому выполнению ритмического рисунка (пальцами, тихим стуком и т. п. ). Громкое повторение ритма вносит недисциплинированность. При овладении новым ритмическим материалом стараемся привлекать наглядность, видимую и слышимую (запись на доске, движение под музыку и т. д. ). Ритму учим ритмом! В наглядном примере ученики видят новый ритмический материал. Тактированием, применением более простых длительностей и ритмических группировок делаем этот материал более ясным, доступным.

Ассоциируем длительности с “ритмическим словом”, нотное изображение — с постоянным музыкальным “именем”. Закрепляем новый ритмический материал на самостоятельных упражнениях. За наводящими вопросами и ассоциациями всегда следует специальное упражнение. Один наглядный пример недостаточен. Следует подобрать несколько примеров из уже известных песен, чтобы новый материал стал ученикам совершенно ясным Если убеждаемся, что новый ритмический материал еще недостаточно осознан учениками, возвращаемся к наглядным примерам, используем другие приемы. Подбираем задания для чтения нот в пределах усвоенного ритмического материала. В качестве упражнений используем ритмический диктант; даем яркие ритмические группировки, взятые из известных детям мелодий.

Ритмические упражнения при двухголосном изложении хорошо проводить при помощи двух инструментов различного тембра (барабан, треугольник и др. ). На каждом уроке должны быть задания, воспитывающие ритмическое чувство. Ритмическая подготовка подводит детей к пению по нотам.

    Всегда стремимся к увлекательным занятиям хора.
    5. Словарь психолого – педагогической терминологии.
    Адекватный – соответствующий, тождественный.

Беседа –это особая форма естественного эксперимента. Методические требования к ней таковы: а) близость, контакт с преподавателем; б) взаимность общения. Внимание –это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении всего остального.

Воля –целенаправленное регулирование поведения, способность личности сознательно преодолевать трудности и препятствия при совершении действий и поступков. Воображение –это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Восприятие –процесс отражения в сознании целостного чувственного образа предмета или явления.

Деятельность –совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата.

    Инициатива – это начинание, почитание, учинание.
    Интеллект – общая умственная одаренность.
    Интуиция – это неосознанный опыт.

Координация – от лат. – совместно, упорядочение; взаимосвязь, согласование, приведение в соответствие. Метод обучения –есть способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащегося, направленный на овладение учащимся знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения.

    Навык – это частично автоматизированное действие.

Память –способность сохранять и воспроизводить в сознании и поведении прошлый опыт, информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма.

Способности –это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Творчество – это созидание, творенье, как деятельное свойство. Темперамент –основная характеристика нервной системы. Основные темпераменты человека: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Умение – это освоенный человеком способ выполнения деятельности. Чувство –это переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает к другим людям или самому себе.

    Экспрессия – сила проявления чувств, переживаний.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.