Рефераты. Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания

p align="left">Организация и этапы исследования. Работа выполнялась в научно-исследовательской лаборатории «Здоровье» и лаборатории проблем содержания и методов физического воспитания Самарского государственного педагогического университета на базе школы № 43 Промышленного района г.Самары и Самарского областного педагогического лицея.

Исследования проводились в несколько этапов:

1 этап (1985-1995 гг.). Изучение организации и постановки педагогического процесса по физическому воспитанию учащихся школ г.Самары и Самарской области. Оценка его эффективности. Констатирующее исследование показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности учащихся 1-11 классов.

Анализ результатов проведенных исследований обусловил вывод о неблагополучном состоянии системы физического воспитания, ее крайне низкой эффективности, неспособности положительно влиять на динамику показателей здоровья и психофизического развития детей и подростков.

этап (1995-1998 гг.). Изучение и анализ научной литературы для обоснования темы исследования, его цели, задач и методов. Определение проблемы исследования и поиск путей ее решения, формулирование гипотезы. Практическая апробация технологий, разработанных в ходе теоретического исследования и поиск наиболее оптимальных форм и методов их внедрения и использования в процессе физического воспитания в школе. Проведение педагогического эксперимента, сбор экспериментальных данных.

этап (1999-2000 гг.). Математическая и статистическая обработка данных, полученных в ходе педагогического эксперимента, осмысление, анализ и интерпретация результатов, формулирование выводов исследования.

Методы исследования. Для успешного достижения цели работы и решения поставленных задач был сформирован комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического обобщения и анализа; педагогического наблюдения, педагогического констатирующего и формирующего эксперимента; психологические (тест Люшера, методика Спилбергера); социологические (методики Рокича и Ядова); медико-биологические (экспресс-скриннинговая методика Апанасенко), а также математические (корреляционно-графические и статистические методы.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме; его осуществлением на теоретическом и практическом уровне; применением комплекса методов, адекватных его предмету; воспроизводимостью экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в научных статьях и тезисах, опубликованных автором. Отдельные фрагменты исследования обсуждались и получили одобрение на международных научно-практических конференциях (Калининград, 1997; Санкт-Петербург, 2000; Тольятти, 2000), Российской научно-практической конференции (Самара-Кинель, 1999). Материалы исследования внедрялись автором в процессе преподавательской деятельности по физическом воспитанию учащихся № 43 школы Промышленного района г.Самары и Самарского областного педагогического лицея.

Глава 1

Проблема формирования ценностного отношения к здоровью в теории и практике образования

1.1 Концептуальные подходы к физическому воспитанию подрастающего поколения

Всю историю развития теории и практики физического воспитания в России можно представить как борьбу противоречий между различными направлениями: гигиеническим, оздоровительным, образовательным, воспитательным, прикладным, спортивным, культурологическим и др.

Преобладание того или иного направления на каждом отдельном временном этапе определялось необходимостью решения насущных задач социально-экономического и политического развития страны, имеющих первостепенное значение в данный период. *. '

Теория физического воспитания в нашей стране сформировалась в конце XIX - начале XX века на стыке двух наук: медицины и педагогики. Естественно, что представители этих двух научных направлений придерживались различных взглядов на цели, задачи, содержание, средства и методы физического воспитания. Это привело к противостоянию двух методологических подходов: гигиенического, основоположниками которого были Е.А. Покровский, В.В. Гориневский, а в советское время - Н.А. Семашко, и образовательного, создателем которого явился П.Ф. Лесгафт (119, 153). Первые - видели основную цель физического воспитания в достижении высокого оздоровительного эффекта; вторые - в разностороннем, гармоничном развитии личности посредством физических упражнений.

В первые годы советского строительства основные положения теории физического воспитания П.Ф.Лесгафта оказались невостребованными, так как главное внимание уделялось реализации прикладной направленности физических упражнений, подготовке с их помощью к высокопроизводительному труду и защите Родины.

После введения в 30-е годы физкультурного комплекса ГТО, который стал программной и нормативной основой системы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, трудовая и военно-прикладная направленность еще более усилилась. В послевоенные годы с окончанием внешней изоляции нашей страны главной задачей, стоящей перед физическим воспитанием, стало развитие массового физкультурного и спортивного движения и на этой основе подготовка высококлассных спортсменов в олимпийских видах спорта с целью поднятия укрепления престижа советской страны на международной арене. Соответственно социальному заказу было изменено и содержание физического воспитания молодежи. В качестве ведущего направления было выбрано образовательное, основанное на обучении двигательным навыкам базовых видов спорта (97). В дальнейшем развитие физического воспитания шло по пути совершенствования названного направления, за счет лучшей организации учебного процесса, повышения моторной плотности уроков, более эффективного использования внеклассной и внешкольной форм проведения занятий (97, 99). В первое время такая постановка физического воспитания в школе давала неплохие результаты: ежегодно росло количество учащихся - значкистов физкультурного комплекса ГТО, что свидетельствовало о росте физической подготовленности; удовлетворительными были данные физического развития и состояния здоровья, постоянно увеличивалось число занимающихся в спортивных секциях, что явилось базой для завоевания нашими спортсменами мирового первенства в большинстве видов спорта. Но, начиная с 70-х годов, показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности школьников стали снижаться. Данные педагогических исследовании свидетельствовали о падении интереса к занятиям физической культурой у значительной части детей и подростков. Это было обусловлено несколькими причинами. Основные из них, на наш взгляд, следующие: во-первых, рост благосостояния населения привел к расширению возможностей проведения детьми и молодежью своего досуга; во-вторых, формальный, шаблонный подход большинства учителей физической культуры к организации и проведению учебного процесса по физическому воспитанию, не учитывающий изменившихся социально-экономических условий, произошедшие в стране и повлиявших на содержание интересов и потребностей школьников; в-третьих, в связи с ростом спортивных достижений большинство специалистов стало заниматься только с двигательно одаренными детьми. В результате основная масса «бесперспективных» школьников осталась вне спортивных секций, а формы физкультурно-оздоровительной работы с учащимися не получили еще достаточного распространения.

Принятая в начале 70-х годов новая программа по физическому воспитанию школьников была призвана активизировать все формы работы по физической культуре: урочную, внеклассную, внешкольную. В этой программе образовательная направленность физического воспитания на освоение навыков основных видов спорта была переориентирована на приоритет двигательной и функциональной подготовленности учащихся за счет более рациональной организации урока, внедрения новых эффективных средств и методов физической подготовки, более широкого использования внеклассной и внешкольной форм проведения физкультурно-оздоровительной работы.

Реализация новой программы на некоторое время оживила процесс физического воспитания в школе, значительно улучшились физические кондиции учащихся. Но уже к началу 80-х годов, вновь сложилась неутешительная картина со здоровьем школьников. Одни учителя физической культуры уже не в состоянии были прежними средствами и методами изменить негативную ситуацию с организацией рационального режима физической активности учащихся в школе и дома.

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы 1984 года поставила перед органами народного образования задачу по организации такого учебного процесса, который максимально соответствовал бы возрастным физиологическим и психологическим возможностям учащихся, а режим учебно-воспитательной деятельности школьников наиболее полно удовлетворил бы их потребности в двигательной активности.

На решение этих задач было направлено введение в 1985-1986 годах комплексной программы физического воспитания учащихся 1-И классов общеобразовательной школы. Эта программа, основанная, как и предыдущие на требованиях Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО, провозглашала своей главной целью воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.

Новая программа концептуально не отличалась от предыдущей, но заслуга ее состояла в том, что она комплексно объединила все формы двигательной активности школьников, начиная с организации гимнастики до занятий, физкультминуток и физкультпауз во время уроков, подвижных перемен и кончая проведением ежедневных «олимпийских часов» или «часов здоровья» (97).

Большое внимание в программе уделялось внеклассной и внешкольной работе по физическому воспитанию, ее организации, формам, содержанию, средствам и методам. С помощью названных мер планировалось привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом как можно большее число детей и подростков. В реализации комплексной программы по физическому воспитанию впервые были задействованы не только педагоги по физической культуре, но и администрация вместе со всем коллективом школы. Внедрение новой программы в жизнь значительно повысило долю двигательной активности в режиме дня школьника, что не могло не сказаться положительно на здоровье и физических кондициях учащихся.

Дети и подростки с удовольствием воспринимали новые для них формы проведения физкультурно-оздоровительной работы, но по-прежнему были лишь объектом этой деятельности.

В результате, со временем, интерес к занятиям у них начал падать, дети стали избегать участия в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, что в немалой степени было связано 'с однообразием средств и методов применяемых при их проведении. Это объяснялось тем, что организовывали эти мероприятия, наряду с учителями физической культуры - учителя предметники, не обладающие специальными знаниями и необходимыми навыками в проведении физкультурно-оздоровительной работы.

И только в отдельных школах учителям-новаторам, по-прежнему, удавалось добиваться хороших результатов в деле постановки оздоровительной и спортивной работы за счет своего педагогического мастерства и творческого подхода к делу. Но то, что доступно талантливым одиночкам не может стать нормой для всех (128,129) (25, с.156-157).

Поэтому, в целом по стране, вновь, картина со здоровьем подрастающего поколения сложилась довольно плачевная. И немалая доля вины за это ложилась на организацию физического воспитания в учебных учреждениях (128).

В начале 90-х годов на страницах журналов «Теория и практика физической культуры» и «Физическая культура в школе» была раздернута дискуссия по проблемам физического воспитания, отвечающего современным насущным требованиям образования подрастающего поколения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.