Рефераты. Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания

p align="left">Ранее нами было показано, что здоровые образ и стиль жизни являются важнейшими факторами сохранения и приумножения здоровья. Поэтому справедлива следующая схема:

Психофизическое здоровье личности

i

L

'

i

L

0/""»"*тл

гу*ч-\-гг

JU

УП.

SL

J1S.

Рис.2.

К элементам системы здоровья, формируемым ЗОЖ и ЗСЖ, обычно относят следующие:

Уровень и гармоничность физического развития.

Функциональное состояние организма (наличие резервных возможностей основных физиологических систем).

Уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности.

Наличие того или иного заболевания.

5.Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок. Если первые четыре показателя не нуждаются в дополнительной ин терпретации, то пятый показатель здоровья - сугубо личностный. Именно через сферу разума осуществляется взаимосвязь здоровья и здорового образа и стиля жизни, через волевые качества и уровень ценностных мотиваций оп ределяется отношение человека к своему здоровью, осознанное участие в его формировании, сохранении, укреплении, коррекции (203, с.6-7).

Современная теория воспитания определяет воспитательный процесс как целенаправленное формирование у человека системы отношений к окружающему миру. С аналогичной точки зрения воспитание есть процесс целенаправленного формирования системы ценностей личности (92, с. 165).

Основываясь на теорию деятельности, разработанную в трудах Б-Г. Ананьева (12), С.Л. Рубинштейна (157), А.Н. Леонтьева (117), К.А. Абуль-хановой-Славской (1, 2, 3), можно сделать вывод, что развитие личности возможно только в процессе деятельности. Причем личность не просто реализует себя в деятельности, но реализует определенным образом в соответствии со своими жизненными ценностями (2, с.287).

По мнению Б.Додонова, необходимо, чтобы субъект «запланировал» определенную ценность в своем сознании, чтобы направил свою деятельность на овладение ею. Она (ценность) дает важный импульс для познавательных, эмоциональных и волевых процессов, играющих важную роль в программе жизненной деятельности человека (81, с. 131).

Как видим, ценностный аспект присутствует как в определении отношений, так и в характеристике деятельности. Поэтому для уяснения механизма формирования ценностного отношения в процессе специально организованной деятельности необходимо разобраться в характере взаимосвязи понятий «отношение», «ценность», «деятельность».

Один из основоположников отечественной теории отношений В.Н. Мясищев (142) так охарактеризовал отношения и их взаимосвязь с деятельностью и ценностями:

Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся с его действиях, реакциях и переживаниях.

Отношения человека избирательны, прежде всего в эмоционально-оценочном смысле. Сознательное отношение представляет собой высший уровень отношения к действительности.

Отношения образуются и формируются в процессах деятельности.

Подлинно человеческие отношения-цели - это ценности.

Отношения - сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоций, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности. Развивая теорию отношений В.Н.Мясищева, известный психолог

А.А. Бодалев пишет: «Система отношений, составляющих личность, выступает как определенная структура, в которой образующие ее отношения постоянно оказываются субординированными таким образом, что ведущими среди них, подчиняющими себе все другие оказываются отношения, в которых находят выражение основные потребности и интересы личности. Указанные «ядерные» отношения накладывают свой отпечаток на все другие отношения личности - характер проявления, устойчивость, действенность и другие отношения, составляющие «ядро» в структуре личности могут быть тесно связаны друг с другом (признак богатой духовно, цельной личности)» (44, с.83-84).

Несомненно, что под «ядерными» отношениями А.А. Бодалев подразумевал осознанные ценностные отношения личности. Далее А.А. Бодалев делает важный вывод о структуре отношений: «Говоря об отношениях, характеризующих личность, следует подчеркнуть, что это прежде всего переживание человеком нужды в чем-либо, одновременно это всегда определенный уровень осознания человеком действительности, выражающийся в специфической (исходя из потребностей и интересов) расстановке акцентов в содержании развертывающихся у него познавательных процессов, в их направленности и активности. Вместе с тем это и отбор и активизация способов поведения, отвечающих этому содержанию, корректируемому характером имеющихся у человека потребностей и интересов. Таким образом, отношение личности - это не только эмоциональный отклик на объект отношения, это и отражение ею объекта в форме психологического процесса, это и готовность к определенному действию, часто и само действие. Когда мы говорим, что у человека сформировано определенное отношение к чему-либо, то имеем в виду следующую триаду:

сформированность у человека определенной системы взглядов;

развитие ставших для него типичными форм эмоционального реагиро-вания на каждую их этих социальных ценностей;

воспитанность способов трудиться, общаться и т.д., ставших характерными для него.

В каждом таком отношении все названные компоненты триады теснейшим образом связаны и непосредственно влияют друг на друга». (44, с.128-129).

Большой вклад в понимание сущности механизма формирования отношений в процессе деятельности внесла К.А. Абульханова-Славская: «Отношения личности - те «мосты», которые она строит в жизни, без которых невозможно ее дальнейшее движение; сама жизнь есть некоторые ценностно-смысловые и, вместе с тем, жизненно-практические обобщения, некоторые основные направления, по которым развертывается активность личности. Они проявляются в постановке задач, которые решает личность, в избирательности к этим задачам, разной мере активности, настойчивости, самостоятельности, которые она проявляет при их решении» (2, с. 163-164). В этом определении мы выделили бы очень важный момент, отражающий значение волевых качеств личности в процессе реализации ее отношений.

Далее К.А. Абульханова-Славская утверждает: «Все отношения личности к действительности носят ценностный характер» (2, с. 189). Здесь мы хотели бы уточнить: не ценностный, а оценочный, поскольку ценностный характер отношения предполагает как эмоциональный, так и сознательный уровень взаимодействия субъекта с объектом, а далеко не каждое отношение носит осознанный характер, тогда как любое ценностное отношение является осознанным.

На это указывал и С.Л. Рубинштейн (1934), считавший что сознание связано с ценностным аспектом отношения субъекта к миру (157).

Далее, развивая тезис о единстве сознания и деятельности, выдвинутый С.Л.Рубинштейном и поддержанный Б.Г. Ананьевым (12), А.Н. Леонтьевым (117), Л.С. Выготским (69), К.А. Абульхановой-Славской делает очень важный вывод: «Простое исполнение деятельности не развивает и даже не обогащает личность - важно отношение личности к деятельности».

В этом тезисе, на наш взгляд, кроется одна из основных причин низкой эффективности школьного физического воспитания в решении задачи формирования здорового образа и стиля жизни у подрастающего поколения. Действительно, учащиеся на уроках физической культуры, будучи пассивным субъектом учебно-воспитательного процесса, выполняют, как правило, физические упражнения, предлагаемые учителем, не вникая в их оздоровительный эффект, поэтому никакого ценностного отношения к здоровью у них не формируется. Отсюда напрашивается вывод: необходимо учащихся в процессе физического воспитания вовлечь в ценностно-ориентированную деятельность, в процессе которой у них будут развиваться их личностные качества, формироваться необходимые ценностные ориентации и отношения к ценностям физической культуры, здорового образа и стиля жизни. Этой же точки зрения придерживаются Н.Б. Крылова, которая подчеркивает, что для современного российского менталитета необходимо новое понимание образования как личностно-ориентированной культурной деятельности (111, с.67), М.Я. Виленский, считающий, что для повышения воспитательного потенциала процесса физического воспитания необходимо придать ему личностный, мотивационно-ценностный смысл (61, с. 12).

Ценностно-ориентированная деятельность, в отличие от обычной, предполагает участие ученика в качестве полноправного субъекта педагогического процесса, поскольку сопровождается напряженной психической работой его сознания.

На первом этапе (целеполагание), в соответствии с требованиями исходящими от ценности, субъект решает для чего совершать данную деятельность.

На втором этапе (осознание) происходит поиск решения: что необходимо делать для реализации данной ценности.

На третьем этапе (осмысление) субъект ищет смысловое решение освоения ценности: как совершать данную деятельность?

Если некоторые из этапов в процессе освоения ценности будут пропущены, то это приведет к механическому принятию чужих стереотипов мышления или поведения; деятельность утратит свой творческий, осознанный характер. В отношении ценности «здоровье» в школьном физическом воспитании как раз превалирует именно такое механическое принятие, которое, естественно не формирует у учащихся ценностного отношения к здоровью и в результате у учащегося не возникает потребности здорового образа и стиля жизни.

Рассматривая вопрос о формировании ценностного отношения, К.А. Абульханова-Славская отмечает, что основной механизм в этом процессе заключается в решении конкретных повторяющихся задач, в ходе которых человек учится оценивать свои возможности соотносительно с задачами и себя по своим реальным достижениям. С определенного этапа субъект начинает совершенствовать свою деятельность на сознательной основе, что связано в механизмами самооценки, оценки своих достижений и неудач, включения оценочного механизма регуляции качества деятельности (2, с. 185).

Далее, определяя содержание и форму ценностного отношения, М.С. Каган показал, что ценностное отношение, как все культурные явления и процессы, имеет содержание и форму проявления этого содержания.

Содержательная сторона ценностного отношения - воплощенное в нем осмысляющее отношение субъекта к объекту, отражающее реальное, жизненно-практическое отношение данного объекта к субъекту. Другими словами, речь идет о мировоззрении субъекта, ибо мировоззрение субъекта и есть не что иное, как система ценностей.

Понятие «мировоззрение» обозначает двухуровневую систему ценностных оценок: нижний ее уровень - переживаемый, но не осознаваемый, характеризующий обыденное сознание людей - социально-психологический; верхний - осознаваемый, и поэтому так или иначе опредмечиваемый - идеологический (рис. 5). Именно он превращает ценностное отношение в ценностное сознание, которое делает оценивающее переживание реальности ее оценивающим осмыслением. Оно-то и является содержанием ценностной связи субъекта и объекта, эмоционально-психологическая ее структура -формой, в которой данное духовное содержание обретает психическую реальность, таким образом, мировоззрение как интегральное определение ценностного отношения человека к миру схватывает мироощущение и мироосмысление (93, с.82-83).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.