Главное в жизни - это найти интересную работу и хороших верных друзей, при условии, что будет сохранен мир на Земле и ты будешь здоров.
Очень важно для человека иметь хорошую семью, основанную на взаимопонимании и любви. Конечно же, надо быть уверенным в себе. Очень важно также быть интеллектуально развитым, повышать свое образование, вести активную деятельную жизнь. Но все это возможно только при условии, что будет сохранен мир на земле и ты будешь здоров. Очень важно для человека иметь хорошую семью, основанную на взаимопонимании и любви. Конечно же надо быть уверенным в себе. Очень важно также быть интеллектуально развитым, повышать свое образование, вести активную деятельную жизнь. Но все это возможно только при наличии хорошей работы и личного счастья. Желательно также иметь возможность для творчества, переживать красоту природы и искусства. Видимо есть люди, которые хотят получить общественное признание, быть независимыми, материально обеспеченными, но для меня это не главное в жизни. И уж совсем не следует тратить свою жизнь на получение только удовольствий. Это недостойно человека.
Изучение ценностных ориентации старшеклассников проводилось нами в школах г.Самары и Самарской области: областном педагогическом лицее, школах № 43 и № 48 г.Самары, школе №11 пос. Нагорный. Всего было обследовано 240 респондентов по методике Рокича-Ядова.
Полученные данные были изучены и обработаны с помощью математических и статистических методов исследования. Подробнее о методах и организации исследования будет рассказано во второй главе нашей работы. В результате исследований ценностных ориентации современных старшеклассников иерархия ценностей и целей выстроилась следующим образом: 1) «здоровье»; 2) «наличие хороших и верных друзей»; 3) «любовь»; 4) «активная и деятельная жизнь'»; 5) «материально обеспеченная жизнь»; 6) «счастливая семейная жизнь»; 7) «интересная работа»; 8) «познание»; 9) «уверенность в себе»; 10) «свобода как независимость в поступках и действиях»; 11) «общественное признание»; 12) «жизненная мудрость»; 13) «самостоятельность как независимость в суждениях и поступках»; 14) «общая хорошая обстановка в стране»; 15) «жизнь, полная удовольствий и развлечений»; 16) «красота природы и искусство»; 17) «творчество»; 18) «равенство» (Приложение 2, таблица 1, рис. 1).
При этом необходимо отметить, что ценности-цели «здоровье» и «наличие хороших и верных друзей» набрали практически одинаковый рейтинг (4,7 и 4,9), но при этом коэффициент вариации у ценности «здоровья» (89%) значительно выше, чем у второй ценности (80%), а это говорит о том, что «здоровье» не входит в иерархическое ядро ценностей-целей большого числа старшеклассников (в отличие от ценности «наличие хороших и верных друзей»). У многих респондентов ценность «здоровье» расположилась ниже восьмого места, а это говорит о неоднородности обследуемой социогруппы в ее предпочтении ценности «здоровье» (Таблица 1, рис.7).
Анализируя иерархическую таблицу ценностей-целей старшеклассников, нельзя не заметить, что все они как бы разбились на 4 группы: в первую вошли: «здоровье» и «наличие хороших и верных друзей»; во вторую - «любовь», «счастливая семейная жизнь», «материально обеспеченная жизнь» и «активная деятельная жизнь»; в третью, самую многочисленную, - «жизненная мудрость», «интересная работа», «общая хорошая обстановка в стране», «общественное признание», «познание», «самостоятельность», «свобода», «уверенность», «удовольствия»; в четвертую - «красота природы и искусства», «равенство», «творчество».
Исходя из этого, попытаемся дать ценностно-ориетированный портрет современного старшеклассника:
Главное в жизни - здоровье и наличие хороших и верных друзей. Важное место занимает любовь. Хорошо бы иметь хорошую семью и быть материально обеспеченным, при этом не обязательно за счет хорошей интересной работы. Такие общественно-социальные ценности как свобода, хорошая обстановка в стране, общественное признание может быть для кого-то и важны, но не для меня.
Таблица 1
Основные характеристики показателей (ценности - цели) в начале эксперимента N=120
Ранг
Xi
DXi
Vi%
XI
4
6,99
3,82
54,6%
Х2
12
10,35
4,58
44,3%
хз
1
4,68
4,16
88,9%
Х4
7
8,72
52,5%
Х5
16
- 12,41
4,5
. 36,3%
Х6
3
5,49
3,94
71,8%
Х7
5
7,1
65,9%
Х8
2
4,9
80,4%
Х9
14
11,24
4,84
43,1%
Х10
11
10,3
3,95
38,3%
XII
8
10,08
4,76
47,2%
Х12
18
13,8
3,68
26,7%
Х13
13
11,06
4,52
40,9%
Х14
10
' 10,27
4,37
42,6%
Х15
6
7,82
5,54
70,8%
Х16
17
13,43
3,79
28,2%
Х17
9
10,18
3,85
37,8%
Х18
15
11,54
5,41
46,9%
где: Xi - среднее значение i показателя
Dxi - среднее квадратическое отклонение i показателя
Vi - коэффициент вариации i показателя влияние на их ценностные ориентации и мировоззрение оказывают ценности Западного мира. Хотя, надо заметить, что материальные ценности и развлечения еще не стали для них главными в жизни. Тем не менее, значение духовных и интеллектуальных ценностей существенно снизилось.
Далее рассмотрим наличие и характер связи между отдельными ценностями-целями в иерархической структуре старшеклассника. Для этого воспользуемся методом отображения взаимосвязи в корреляционном графе, предложенным эстонским математиком Л.Выханду (67).
Как видно на рисунке, положительные корреляционные связи сложились лишь между малозначащими ценностями в структуре ценностных ориентации старшеклассника. Корреляционное ядро сформировалось вокруг ценности «удовольствия», занимающей 15 место в иерархической структуре.
Наибольшая корреляционная положительная связь образовалась между ценностями 13 и 14 (г = 0,471), обозначающими соответственно «самостоятельность как независимость в поступках» и «свобода как независимость в действиях», что неудивительно, поскольку оба эти понятия почти синонимы.
Положительная корреляционная связь установлена также между ценностями «удовольствия» и «материально обеспеченная жизнь» (г = 0,268); «удовольствия» и «свобода» (г = 0,276); «удовольствия» и «уверенность» (г = 0,266) (Приложение 2, таблица 1).
Таким образом, старшеклассники, видимо, считают, что жизнь, полная развлечений и удовольствий, предполагает материальный достаток, что в свою очередь приведет к уверенности в себе, свободе и независимости в действиях (Рис. 10а).
Но нас, конечно же, больше всего интересует наличие и характер связи ценности «здоровье» с другими ценностями-целями.
Как уже отмечалось выше, положительных достоверных связей между ценностями, входящими в иерархическое ядро старшеклассника, не выявлено. А вот если рассматривать обратные (отрицательные) связи, то здесь образовалось очень четкое корреляционное ядро вокруг ценности (3) - «здоровье» (Рис.11а).
Наиболее сильная достоверная обратная связь (р<0,001) обнаружена между «здоровьем» и «свободой» (г = -0,304); достоверная обратная связь (р<0,001) также обнаружена между «здоровьем» и «самостоятельностью» (г = -0,229); «здоровьем» и «счастливой семейной жизнью» (г = -0,216); «здоровьем» и «удовольствиями» (г = -0,231) (Приложение 2, таблица 1).
Если понимание того, что жизнь, полная удовольствий и развлечений, несовместима со здоровым стилем жизни может быть принято как положительный момент, то представление о том, что забота о собственном здоровье и соблюдение здорового стиля жизни могут привести к осложнениям в семье, и ограничениям в свободе и самостоятельности в поступках и действиях, нуждается в корректировке с помощью специальных технолого-педагогических средств.
Таков краткий анализ исследования ценностных ориентации современных старшеклассников, которое позволило сформулировать ряд задач, решение которых необходимо запланировать в ходе формирования ценностного отношения к здоровью:
1. Способствовать тому, чтобы ценность «здоровье» вошла в иерархическое ядро ценностей-целей всех участников педагогического эксперимента.
При формировании мировоззрения здорового образа жизни добиваться гармонизации всей системы ценностных ориентации личности старшеклассников.
В ходе формирования ценностного отношения к здоровью приобщать старшеклассников к здоровому стилю жизни путем воспитания у них соответствующих потребностей и мотиваций, разъясняя, что хорошее здоровье не только не препятствует свободе и самостоятельности действий и поступков, а, наоборот, является необходимым гарантом свободы выбора любой формы жизнедеятельности и залогом ее эффективности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13