В 1995 году при РАО России был создан Проблемный совет по физической культуре, в который вошли ведущие специалисты страны в области физического воспитания и спорта (В.К. Бальсевич, МЯ. Виленский, Н.Ж. Булгакова, В.А. Булкин, В.В. Кузин, А.И. Матвеев, С.Д. Неверкович, В.П. Филин и яр.)-
Стратегической проблемой деятельности Совета явилась разработка концептуальных основ теории и методики физического воспитания, формирование физической культуры подрастающего поколения (112).
В.В.Кузин отмечает, что в своих решениях Совет исходит из современной парадигмы приоритета человека как высшей ценности. Основываясь на данной методологии, Проблемный научный совет выработал концепцию физического воспитания и спортивной подготовки. Рассмотрим некоторые основные положения, существенно отличающиеся от ранее разработанных теорий и носящих инновационный характер (112).
Целью физического воспитания подрастающего поколения провозглашается формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни (ЗСЖ). Задачами физического воспитания являются:
Формирование у подрастающего поколения осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта.
Физическое совершенствование и укрепление здоровья как условие обеспечения формирования и достижения высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельности.
Природосообразное и индивидуально приемлемое развитие физического потенциала каждого ребенка, подростка, юноши и девушки, обеспечивающее достижение необходимого и достаточного уровня развития их физических качеств, системы двигательных умений и навыков.
Общее культурное образование подрастающего поколения, направленное на освоение ими интеллектуальных, технологических, нравственных, этических и эстетических ценностей физической культуры.
Валеологическое образование дошкольников и учащейся молодежи, как важнейшего на современном этапе фактора формирования ЗСЖ.
Актуализация знаний на уровне навыков проведения самостоятельных занятий и умений приобщать к ним других.
Рассмотренная концепция, на наш взгляд, наиболее полно вобрала в себя все рациональное, инновационное, что имеется в настоящее время в теории и методике физического воспитания. Вместе с тем, многие положения этой концепции нуждаются в дальнейшей разработке, конкретизации, экспериментальном обосновании.
Проведенный нами анализ истории развития и современного состояния теории и методики физического воспитания подрастающего поколения, позволяет сделать следующие выводы и наметить возможные пути дальнейшего развития физического воспитания:
Ключевой проблемой физического воспитания в школе на современном этапе (и с этим согласны подавляющее большинство специалистов) является проблема сохранения, укрепления и совершенствования психофизического здоровья детей и подростков, формирования у них мировоззрения ЗОЖ, приобщения их к здоровому стилю жизни в процессе физкультурной деятельности.
Поскольку эта проблема комплексная, то и решение ее может быть осуществлено только при комплексном подходе, с использованием достижений многих наук: философии, педагогики, психологии, физиологии, гигиены, медицины, валеологии и других. Физическая культура при этом должна взять на себя роль интегратора, потому как, справедливо утверждает Л.И. Лубышева (125, с. 14), по способности воздействия на сохранение и приумножение здоровья человека она не знает равных среди других феноменов, поскольку любая из ценностей физической культуры в той или иной мере "работает" на здоровье человека.
3. Приоритетными направлениями в физическом воспитании подрастающего поколения на современном этапе должны стать следующие
-гуманистическое, способствующее целостному гармоничному развитию личности школьника;
культурологическое, основанное на воспитании физической культуры личности ребенка;
-деятельностное, предполагающее превращение ученика в полноправного субъекта активной ценностно-ориентированной физкультурно-оздоровительной творческой деятельности, в процессе которой у него формируется ценностное отношение к своему здоровью, к средствам физической культуры.
Последнее положение, на наш взгляд, является ключевым в решении проблемы сохранения и умножения психофизического здоровья подрастающего поколения, приобщения его к здоровому стилю жизни.
Естественно, оно нуждается в дальнейшей разработке и конкретизации и, прежде всего, в уяснении содержания ценностного отношения к здоровью, а также методологии и механизма формирования этого отношения.
1.2 Сущность и содержание ценностного отношения к здоровью и концепция его формирования
Для определения сущности и содержания ценностного отношения к здоровью необходимо уяснить значение следующих категорий и понятий: «ценность», «ценностная ориентация», «отношение», «ценностное отношение», «здоровый образ» и «стиль жизни», а также характерные особенности их взаимосвязи.
Теория ценностей первоначально развивалась и разрабатывалась философией, точнее, одним из ее направлений - аксиологией - наукой о ценностях. Одним из родоначальников-теории о ценностях был Аристотель, создавший свою знаменитую этику ценностей. Впоследствии великий немецкий философ И.Кант противопоставил теории Аристотеля свою формальную этику ценностей. В ней он сделал важный вывод о том, что ценность, хотя и не является реальным образованием, все же представляет собой объективное и либеральное по своему содержанию образование. В силу своей материальной природы она обладает способностью определять содержание поведения (188, с.526).
Большой вклад в развитие аксиологии внес в конце XIX века Ф.Ницше. Он сделал очевидным то огромное значение, которое имеют ценности и ценностные оценки для мировоззрения. Ф.Ницше указывал, что из оценки впервые возникает ценность: «без оценки пуст был бы орех бытия... Жить не мог бы народ, не умей он оценивать» (188, с.368). Ф.Ницше трактовал бытие не как объективную реальность, а как ценность (93, с.5).
В первой половине XX века аксиология в основном развивалась в трудах зарубежных ученых: М. Вебера, Р. Перри, Э. Агацци, Г. Риккерта, А. Уайтхеда и других.
Начиная со второй половины XX века, теория о ценностях, наряду с теорией познания, завоевывает все большее признание в отечественной науке.
В нашей стране, так же как и за рубежом, аксиология развивалась в основном представителями трех наук: философии, психологии и социологии.
Как справедливо отмечал Т. Парсонс (147, с. 12), проблема человеческих ценностей (их природа, виды, взаимоотношения, наше знание о них) традиционно являются философской проблемой. Но она слишком важна, чтобы ее оставить только одним философам. Если человек должен совершенствовать себя, если он должен быть спасен от физической и психической деградации, то не только философы, но и ученые других наук, прежде всего педагогики и психологии, обязаны всерьез заботится о человеческих ценностях.
Отечественными философами ценности в основном рассматриваются с позиции диалектического материализма. Наибольший вклад в развитие теории ценностей внесли В.П. Тугаринов (178, 179), В. Брожик (50), М.С. Каган (92, 93), ЛЛ. Столович (169, 170), Н.З. Чавчавадзе (193, 194), Г.П. Выжлецов (71) и другие.
В области педагогики и психологии большой вклад в разработку проблемы аксиологии человека и его жизнедеятельности внесли: С.Л. Рубинштейн (157), Б.Г. Ананьев (12), А.Н. Леонтьев (117), Л.С. Выготский (69), К.Х. Абульханова-Славская (1, 2, 3), А.Г. Асмолов (17, 18, 19), Л.И. Божович (45, 46), Б.Ф.Ломов (122, 123), Д.И. Фельдштейн (186), И.С. Кон (102), Н.И. Шевандрин (201), Ю.А. Шерковин (202), А.Г. Здравомыслов (88), С.Д. Сайко (160) и многие другие.
В социологии проблему ценностей и ценностных ориентации активно разрабатывали профессор В.А. Ядов с сотрудниками (161, 205).
В сферу физической культуры и физического воспитания теория ценностей и ценностных ориентации стала внедряться только с начала 80-х годов. По мнению многих ведущих специалистов, именно с помощью разработанной в аксиологии методологии возможно эффективное решение многих проблем и противоречий, сложившихся к настоящему времени в теории и практике физического воспитания.
Следует отметить, что, несмотря на богатую историю развития аксиологии, до сих пор среди ученых нет единого мнения на природу, сущность, значение, условия реализации и классификацию ценностей. Представители вышеназванных наук трактуют понятие «ценность», как правило, исходя из методологии, принятой в данной науке, привнося в ее определение такие моменты, которые в дальнейшем помогут решению частных проблем и задач как теоретического, так и практического плана.
В Философском словаре под редакцией Е.Ф. Губского дано следующее определение ценности: «Ценность - то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта» (188).
С. Ангелов определяет ценность как феномен, обозначающий предметы, вещи, цели, идеалы, явления природы и общественные явления, которые служат осуществлению социального прогресса и развития человеческой личности (208, с. 156).
В этом определении существенно то, что в нем подчеркивается роль ценностей в формировании личности.
М.С. Каган (93) охарактеризовал ценность как силу, определяющую поведение любого человека. На ее основе люди строят свои отношения, определяют свои критерии и приоритеты, выдвигают цели своей деятельности.
Данное положение определяет сущность ценностей. Поскольку мы согласны с А. Уайтхедом, что сущностью ценностей является их «способность к реализации в мире Деятельности», что любой факт в «мире Деятельности» имеет позитивное отношение ко всей сфере «мира Ценностей» (183, с.48).
Психология же трактует ценности как элементы структуры сознания личности (потребности, мотивы, интересы, убеждения и т.п.).
Существует мнение, что своим возникновением любая ценность обязана потребностям человека (34, с.26). Справедливо, на наш взгляд, также утверждение, что все ценности реализуются в процессе удовлетворения наших потребностей (биологических, психологических, социальных и т.д.), при этом «зародышевым» центром ценностей человека являются биологические потребности (147, с.325).
С другой стороны, в процессе реализации ценностей личностью, у нее формируются новые потребности. В этом заключается диалектическое взаимодействие ценностей и потребностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13