Рефераты. Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

p align="left">Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств

3. Все психологические новообразования берут начало в игре

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике

5. Игра - важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их - упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

Дидактические игры делятся на:

- игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры [19, c. 122].

Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду, в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.

Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.

Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Исследования особенностей использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Изучение психолого-педагогической литературе по вопросу использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников подвело нас к предположению о том, что использование игровых приемов в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников. Данное предположение послужило гипотезой эмпирического исследования, которое проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №57 с углубленным физкультурно-оздоровительным направлением г. Барановичи», выборку исследования составило 24 ребенка среднего дошкольного возраста.

Основные методы исследования:

1. Диагностика уровня математического развития детей среднего дошкольного возраста на начало исследования (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

2. Проведение занятий в контрольной и экспериментальной группах, по методике А.С. Метлиной и Т.А. Остапенко.

3. Математической обработки данных

На первом этапе исследования мы осуществили диагностику математического развития, где был определен уровень сформированности математематических представлений каждого ребенка контрольной (ПРИЛОЖЕНИЕ

Б) и экспериментальной группы (ПРИЛОЖЕНИЕ В).

На втором этапе исследования нами были организованы и проведены 5 занятий по математике в контрольной группе по методике и А.С. Метлина (ПРИЛОЖЕНИЕ Д) и экспериментальной группе по методике Т.А. Остапенко (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).

На третьем этапе осуществи повторную диагностику математического развития, где также был выявлен уровень каждого ребенка в контрольной (ПРИЛОЖЕНИЕ Е) и экспериментальной группах (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж).

После проделанной работы нами были сопоставлены результаты исследований (ПРИЛОЖЕНИЕ З).

2.2 Формирование элементарных математических представлений у детей группы «Почемучки» по средствам использования на занятиях игровых приемов

При проведении занятий в контрольной группе мы использовании методику А.С. Метлиной (ПРИЛОЖЕНИЕ Д), в основе которой лежат словесные и наглядные методы обучения. В ходе исследования нами было проведено 5 занятий:

ь Занятие №1:

Цель. Закрепить представление детей об образовании чисел 4 и 5; упражнять в счете предметов в пределах 5 и в запоминании чисел, в счете звуков и в установлении соответствия между количеством звуков и вещей; упражнять в различении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, шара, цилиндра, куба; учить находить фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу; определять отношения взаимного положения предметов на листе бумаги, обозначать эти отношения слова - вверху, внизу, слева, справа, посередине;

ь Занятие №2:

Цель. Показать образование чисел 6 и 7; научить детей вести счет и отсчет предметов в пределах 7; закрепить умение запоминать число предметов; учить находить направление на плоскости: слева, справа, в середине; упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, слева, справа, перед, за.

ь Занятие №3:

Цепь. Закрепить знания об образовании чисел 6 и 7 и умение вести счет предметов в пределах 7; закрепить умение последовательно рассматривать расположение фигур на таблице, правильно называть фигуры и их пространственное расположение: посередине (в центре), вверху, внизу, слева, справа; развивать зрительную память.

ь Занятие №4

Цель. Познакомить детей с образованием числа 8 и учить их считать до 8; учить видеть равенство и неравенство количества предметов разных размеров; упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами (моделями квадрата, прямоугольника, круга и фигуры овальной формы) и в обобщении предметов по форме; упражнять в воспроизведении определенного количества движений по образцу в пределах 7.

ь Занятие №5

Цель. Познакомить детей с образованием числа 9 и упражнять их в счете в пределах 9; показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают; закрепить умение устанавливать соотношения между предметами по высоте и толщине; раскладывать их в ряд в порядке убывания (возрастания) высоты или толщины; показать, что место, занимаемое предметом среди других, изменяется в зависимости от того, по какому признаку предметы сравниваются.

Что касается экспериментальной группы, то здесь занятия проводились по методике Т.А. Остапенко, основе которой лежит использование игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений дошкольников группы «Почемучки». В данной группе было проведено 5 тематических занятий по следующим темам:

1. «Осень».

Программное содержание: закреплять знания детей об осени как времени года; учить цветовому обозначению времен года; знакомить с цифрой 5; формировать знания об образовании числа 5 из единиц; развивать умение ориентироваться на листе бумаги; закреплять знание цифры 4; закреплять счет до 5; закреплять знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат); развивать память, внимание

2. «Грибы»

Программное содержание: закреплять знания детей о грибах, формировать знания об образовании числа 6 из единиц; знакомить с цифрой 6; обучать делению множества предметов пополам; закреплять знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, овал), цифр 1, 2, 3, 4, 5; закреплять умение считать до 6; развивать воображение, мышление, мимику.

3. «Овощи»

Программное содержание: закреплять знания детей об овощах; формировать умение ориентироваться по плану группы; правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве; учить выполнять движения в определенном направлении, повторять цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6; закреплять счет в пределах шести; учить составлять геометрические фигуры из палочек и ниток, обследовать их, анализировать; развивать память, мышление, воображение.

4. «Фрукты и ягоды»

Программное содержание: закреплять знания о фруктах и ягодах; знакомить с образованием числа 7; закреплять счет в пределах семи, цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6; учить выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому-либо признаку; формировать умение объединять предметы со сходными признаками; формировать представление о ритме, учить самостоятельно составлять узор с ритмичным повторением элементов; развивать воображение, мышление.

5. «Дом, квартира»

Программное содержание: закреплять знания детей о различных видах домов у людей и животных; закреплять знания о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, треугольник); знакомим» с цифрой восемь; уточнять представление об объемных телах -- кубе и пирамиде, закреплять умение соотносить цифры с количеством; закреплять порядковый счет в пределах девяти; учить строить сериационный ряд; учить находим, различия в похожих предметах; развивать память, внимание, воображение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.