Рефераты. Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

p align="left">Сколько боровиков? (два.) А подосиновиков? (два.)

-- Сколько подберезовиков? (два.)

-- Сегодня мы познакомимся с цифрой 6. (Показывается обыкновенная и «ожившая» цифра 6. Дети прорисовывают цифру 6 в воздухе. Показывают на пальцах, сколько белочка собрала грибов.

4. Физкультминутка.

Раз, два, три. Раз, два, три. Дети ходят по группе..

Мы ходили по грибы,

Раз грибок, два грибок.

Хвать его да в кузовок. Наклоняются -- выпрямляются .

(повторить три раза).

5. «Раздели поровну».

Педагог. Сейчас мы угостим ежиков грибами. Чтобы ежики не обиделись, грибы надо разделить поровну. Ребенку дают шесть грибов, он самостоятельно решает, как их разделить. Вместе со всеми детьми проверяется результат деления методом приложения.

6. «Найди грибок».

В игре используется демонстрационный материал 3.

Дети закрывают глаза. Педагог кладет грибок в одну из корзинок (прячет за изображение корзинки). Дети открывают глаза.

-- Я положила грибок в квадратную корзинку. Кто хочет его найти? (То же с корзинками других форм.)

7. -«Цифры и грибы».

У детей на столах корзины из бумаги и грибы (по шесть штук). Задание: положить в корзину столько грибов, сколько обозначает та цифра, которую покажет педагог.

8. Упражнение с использованием элементов психогимнастики.

Задание: изобразить на лице испуг или радость в соответствии с текстом стихотворения.

Мы ходили по грибы,

Зайца испугались,

Схоронились за дубы,

Растеряли все грибы.

А потом смеялись --

Зайца испугались.

П. Воронько.

Занятие №3 «ОВОЩИ»

Программное содержание:

Ш закреплять знания детей об овощах;

Ш формировать умение ориентироваться по плану группы,

Ш правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве;

Ш учить выполнять движения в определенном направлении;

Ш повторять цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6;

Ш закреплять счет в пределах шести;

Ш учить составлять геометрические фигуры из палочек и ниток, обследовать их, анализировать;

Ш развивать память, мышление, воображение.

Демонстрационный материал:

1) план группы;

2) «посылка» (коробка) с муляжами овощей (из парафина или папье-маше)

3) картинки с изображением овощей (по пять штук);

4) по три цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Раздаточный материал:

-счетные палочки;

-две толстых нитки длиной 30 см.

Ход занятия

1. Беседа по теме.

Педагог. - Где растут овощи? (В огороде, на грядках.)

-- Какие овощи - «вершки» вы знаете? (Огурец, помидор, кабачок, капуста и т. д.)

-- Какие овощи - «корешки» вы знаете? (Свекла, морковь, картошка, редиска и т. д.)

2. «Огород зайца Степашки».

Педагог. Ребята, зайчик Степашка целое лето ухаживал за своим огородом: поливал овощи, пропалывал сорняки и вот, наконец, пришла пора собирать урожай.

-- Сейчас мы узнаем, сколько и каких овощей вырастил зайчик. На ковре разложены картинки с изображением овощей, под ними спрятаны цифры. Ребенок поднимает картинку и называет цифру, показывает ее всем. Если цифра названа неправильно, дети поправляют.

В игре используются карточки-иллюстрации овощей (девять штук), цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6 (по три карточки с каждой цифрой).

3. «Посылка от зайца Степашки».

Педагог. Заяц Степашка не жадный -- он решил поделиться с нами своим урожаем. Прислал посылку с овощами. Только я забыла, куда ее поставила. Сейчас покажу вам план нашей группы, и мы попробуем отыскать то место, где стоит посылка.

Дети знакомятся с планом группы, с понятием «чертеж». Затем кто-нибудь из них идет в предполагаемое место нахождения посылки и приносит ее. Дети рассматривают и называют овощи (муляжи), по желанию пересчитывают их.

4. «Салат».

Педагог. Сейчас мы из овощей, которые прислал зайка Степашка, приготовим разные салаты. Дети по желанию подходят к столу, называют, какие овощи нужны для салата и сколько, пересчитывают и перекладывают из «посылки» на тарелку.

Например: «Мне для салата нужен один кочан капусты, две луковицы, три огурца, четыре помидора».

1. Физкультминутка.

Мы по огороду шли, шли Дети ходят по группе.

И помидор нашли.

Нагнулись, сорвали Наклоняются.

И дальше пошли. Ходят по группе.

Стихотворение проговаривается три раза, слово «помидор» заменяется названиями других овощей.

6. «Овощи».

На столах у детей раздаточный материал.

Педагог. Ребята, на какую геометрическую фигуру похожа морковка? (На треугольник.)

-- Из чего можно выложить треугольник? (Из палочек и из ниток.)

-- Выложите треугольники.

-- А капуста, помидор на какую фигуру похожи? (На круг.)

-- Можно ли из палочек выложить круг? (Нет.)

-- Из чего можно выложить круг?

-- На какую фигуру похожи огурец и кабачок? (На овал.)

-- Из чего можно выложить овал? 7. «Овощи и овощеводы».

Мальчики -- «овощеводы», девочки -- «овощи». Мальчики «рыхлят землю», «пропалывают сорняки», «поливают овощи». Девочки сидят на корточках («семена в земле»), потом начинают медленно подниматься, «расти».

Занятие №4 «Фрукты, ягоды».

Программное содержание:

Ш закреплять знания о фруктах и ягодах;

Ш знакомить с образованием числа 7; закреплять счет в пределах семи, цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6;

Ш учить выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому-либо признаку,

Ш формировать умение объединять предметы со сходными признаками;

Ш формировать представление о ритме, учить самостоятельно составлять узор с ритмичным повторением элементов;

Ш развивать воображение, мышление.

Демонстрационный материал:

1) игрушки: заяц Степашка, собачка Филя; груш и яблок по семь (парафиновые), две тарелочки;

2) муляжи разных фруктов и ягод;

3) полоски бумаги с рисунками: 6 овощей + 1 фрукт, 6 фруктов + 1 овощ, 6 больших груши + 1 маленькая, 6 яблока + 1 груша, 6 красных яблока + 1 желтое, 6 длинных морковки + 1 короткая;

4) фишки (заменители денег);

5) шапочки «груша», «яблоко», «слива».

Раздаточный материал:

- полоски бумаги 10 х 30 см,

по шесть мелких яблок и груш (из цветной бумаги).

Ход занятия

1. Беседа по теме.

Педагог. Где растут фрукты? (В саду, на деревьях.)

-- В лесу они могут расти? (Могут, дикие.)

-- Где растут ягоды? (В саду, в лесу.)

-- Какие ягоды и фрукты растут у нас в Беларуси? (Яблоки, груши, малина и т. д.)

-- Какие фрукты привозят нам из других стран? (Бананы, апельсины, гранаты, манго, ананасы, киви и т. д.)

2. «Гости».

Педагог. Ребята, сегодня к нам в гости пришли заяц Степашка и собачка Филя. Давайте угостим их фруктами.

-- Вот тебе, Филя, груши, угощайся, пожалуйста.

-- Тебе, Степашка, яблоки.

-- Ребята, сколько груш я дала Филе? (шесть.)

-- Сколько яблок я дала Степашке? Давайте посчитаем. {семь.)

-- У кого фруктов больше? (У зайца Степашки.)

-- Да, я дала на одно яблоко больше зайцу Степашке.

Педагог поворачивает собачку спиной к детям

Педагог. Филя почему-то на нас обиделся. Вы не знаете почему? (Потому что ему дали на одну грушу меньше.)

-- Что же нам делать? (Надо Филе дать еще одну грушу.)

-- Сколько теперь у Фили груш? А у Степашки яблок больше, меньше, поровну?

-- Что мы сделали, чтобы у Фили и Степашки было фруктов поровну, по четыре? (Добавили одну грушу.)

Педагог поворачивает собаку передом.

Педагог. Ну вот, Филя на нас больше не обижается.

3. «Магазин».

Педагог. Сейчас пойдем в магазин и купим фруктов для компота. Педагог -- «продавец», дети -- «покупатели». В игре используются муляжи фруктов.

Ребенок. Дайте мне, пожалуйста, шесть яблока.

Педагог. Пожалуйста, с вас пять рублей.

Дети отсчитывают нужное количество фишек и забирают фрукты.

4. «Компот».

Педагог. Фрукты мы купили. Можно варить компот. Для него надо вот столько яблок (груш, слив, вишен и т. д.).

Педагог показывает цифры от 1 до 6. Дети приносят на стол нужное количество ягод и фруктов.

5. Физкультминутка.

Как прекрасно, что сады Идти по кругу, взявшись за руки.

Дарят нам свои плоды.

В круг скорее выходи,

Танец груши покажи.

Выходит ребенок, на которого педагог надевает шапочку «груша», и исполняет танец. Повторяют три раза, заменяя названия фруктов.

6. «Что лишнее?»

Детям показываются полоски с нарисованными фруктами и овощами (демонстрационный материал 3).

Задание: определить, что лишнее в ряду и почему.

7. Игра «Придумай узор».

У детей на подносах или в пеналах лежат мелкие груши и яблоки. Задание: придумать и выложить на полоске ритмично повторяющийся узор.

Предварительно педагог объясняет, что значит «ритмично».

8. Упражнение на воображение.

Педагог.

- Представьте, что вы съели кислый лимон, такой кислый, что свело зубы.

- А теперь попробуем сладкий банан. Ах, как вкусно! (Вздох восхищения.)

Занятие № 5 « Дом, квартира»

Программное содержание:

Ш закреплять знания детей о различных видах домов у людей и животных;

Ш закреплять знания о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, треугольник);

Ш знакомим» с цифрой восемь;

Ш уточнять представление об объемных телах -- кубе и пирамиде, закреплять умение соотносить цифры с количеством;

Ш закреплять порядковый счет в пределах девяти;

Ш учить строить сериационный ряд;

Ш учить находим, различия в похожих предметах;

Ш развивать память, внимание, воображение.

Демонстрационный материал:

1. домик-теремок, забавные геометрические фигуры с ручками и ножками (круг, опал, квадрат, треугольник);

2. цифра 8 (обыкновенная и «ожившая»);

3. 3 пирамиды и 18 кубиков;

4. картинки с изображением юрты, шалаша, коттеджа, дворца, избы.

Раздаточный материал:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.