Занятие №3
Цепь. Закрепить знания об образовании чисел 6 и 7 и умение вести счет предметов в пределах 7; закрепить умение последовательно рассматривать расположение фигур на таблице, правильно называть фигуры и их пространственное расположение: посередине (в центре), вверху, внизу, слева, справа; развивать зрительную память.
Демонстрационный материал.
ь на фланелеграфе располагают 5 фигур в следующем порядке: посередине треугольник, вверху квадрат, внизу прямоугольник, слева овал, справа круг.
Раздаточный материал.
- карточки с 2 свободными полосками и подносы с мелкими игрушками, елочками и грибками.
Ход занятия.
1-я часть (игровое упражнение «Что изменилось?»). Педагог объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура. Для этого нужно назвать их по порядку: сначала, фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху и внизу, слева и справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку предлагает разложить фигуры, как он хочет, назвать их и место их расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет местами фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и определяет, что изменилось. Наконец, все дети вместе по указанию педагога называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети определяют, что изменилось.
2-я часть (работа с раздаточным материалом). Воспитатель предлагает детям вспомнить, до какого числа они научились считать на прошлом занятии, и сообщает, чем сегодня будут заниматься -- еще раз поучатся считать до 7. Дает задание: на верхнюю полоску карточки поставить 5 елочек, затем на нижнюю полоску -- 6 грибков. Предлагает вопросы: «Больше елочек или грибков? Сколько грибков? Чего меньше? Сколько елочек? Какое число больше (меньше), 5 или 6? Как сделать, чтобы елочек и грибков стало поровну?»
По просьбе воспитателя дети добавляют 1 елочку. Педагог задает вопросы: «Сколько стало елочек? Как получилось 6 елочек?» Дети сравнивают количество елочек и грибков. «Как сделать, чтобы грибков стало 5? Уберите грибок! Сколько их стало? Как получилось 5 грибков? Если к 5 грибкам прибавить 1, сколько их станет? Добавьте грибок! Сколько стало грибков? Кто догадается, сколько станет грибков, если к 6 грибкам добавить I? Добавьте 1 грибок! Сколько их стало? Как получилось 7 грибков? Какое число больше, 6 или 7? Как вы догадались, что 7 больше 6?» -- спрашивает педагог, побуждая детей обосновывать свое суждение, употреблять слова лишний, не хватает. «Что надо сделать, чтобы елочек и грибков стало поровну, по 7? А по 6? (Количество предметов в обеих группах доводят до 7.)» Все вместе (хором) дети пересчитывают игрушки.
Занятик№4
Цель. Познакомить детей с образованием числа 8 и учить их считать до 8; учить видеть равенство и неравенство количества предметов разных размеров; упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами (моделями квадрата, прямоугольника, круга и фигуры овальной формы) и в обобщении предметов по форме; упражнять в воспроизведении определенного количества движений по образцу в пределах 7.
ь Наборное полотно, цветные изображения 8 больших и 8 маленьких яблок;
ь картинки, на которых нарисовано 6 и 5, 7 и 4- предмета;
ь на полочках расставлены модели геометрических фигур: квадрата, прямоугольника, круга, овала.
ь на столе педагога предметы квадратной, прямоугольной, круглой и овальной формы: макеты часов, подносы, зеркало, шарф, платочек, селедочница, тарелка.
1-я часть. На наборном полотне в один ряд на некотором расстоянии друг от друга размещены цветные изображения 6 больших и 7 маленьких яблок. Воспитатель задает вопросы: «Что можно сказать о величине яблок? Каких яблок больше (меньше)? Как проверить?» Один ребенок считает большие, а другой -- маленькие яблоки. Выяснив, сколько больших и сколько маленьких яблок, какое число больше (меньше), 6 или 7, воспитатель спрашивает: «Что надо сделать», чтобы сразу стало видно, каких яблок больше, а каких меньше?» Затем вызывает ребенка и предлагает ему поместить маленькие яблоки под большими, точно одно под одним, и объяснить, какое число больше, какое меньше, уточняет ответы детей: «Правильно, теперь хорошо видно, что 7 вольте 6. Где 7 яблок, одно лишнее, маленьких яблок больше (педагог показывает лишнее яблоко), а там, где 6, одного яблока не хватает. Значит, 6 меньше 7, а 7 больше 6». Воспитатель демонстрирует оба способа установления равенства, затем количество яблок в обеих группах доводят до 7. Воспитатель подчеркивает, что яблоки разного размера, но их стало поровну, по 7. Число предметов не зависит от их размеров. Далее показывает детям способ образования числа 8, используя для этого те же приемы, что и при образовании чисел 6 и 7.
2-я часть (игровое упражнение «Сделай столько же движений»). Воспитатель строит детей в две шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети, стоящие точно напротив, в этой шеренге (указывает), будут их проверять, а потом, наоборот, вы будете выполнять движения, а вы их проверять». (Педагог предлагает детям назвать, кто напротив кого стоит и кто кого будет проверять) Каждой шеренге дает по два задания. Детям предлагает выполнить несложные движения, например поднять руки через стороны вверх, наклониться, присесть и т. д.
3-я часть. Воспитатель предлагает детям сесть за столы. Одного ребенка просит назвать фигуры, стоящие на подставке, и говорит: «Сейчас мы будем искать предметы. Я буду вызывать по одному человеку от каждой группы (дети, сидящие за одним столом) и говорить, кому какой формы предмет найти. Необходимо найденный предмет поместить рядом с фигурой такой же формы. Воспитатель вызывает сразу по 4 человека. Дети по очереди называют выбранный ими предмет и описывают го «форму, отвечают на вопрос: «Как ты догадался, что зеркало круглое? овальное?» и т.д. Когда все предметы распределены, воспитатель поздравляет и хвалит детей
В заключение воспитатель задает вопросы: «Что стоит рядом с кругом (квадратом и пр.)? Какой формы эти предметы? Чем все они похожи? Сколько их?»
Занятие №5
Цель. Познакомить детей с образованием числа 9 и упражнять их в счете в пределах 9; показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают; закрепить умение устанавливать соотношения между предметами по высоте и толщине; раскладывать их в ряд в порядке убывания (возрастания) высоты или толщины; показать, что место, занимаемое предметом среди других, изменяется в зависимости от того, по какому признаку предметы сравниваются.
ь наборное полотно, цветные изображения 9 ромашек и 9 ноготков;
ь 4 цилиндра разной толщины и высоты. Высота цилиндров постепенно уменьшается с 25 до 10 см, а диаметр основания увеличивается с 6 до 15 см.
- карточки с 2 свободными полосками;
- на столах -- подносы с камешками и каштанами (по 10 предметов на каждого ребенка).
1-я часть. На наборном полотне в два горизонтальных ряда размещают изображения: 7 ромашек и 8 ноготков. Ромашки располагают с большими интервалами, чем ноготки. Дети считают и выясняют, что ромашек меньше, чем ноготков, так как 7 < 8, а 8 > 7. Воспитатель спрашивают, как это можно проверить. Вызывает ребенка, предлагает ему разместить ноготки под ромашками и дать соответствующее объяснение. Количества разных цветков уравнивают, их становится по 8. Педагог демонстрирует способ образования числа 9.
В заключение воспитатель предлагает детям показать 3, 5, 7, 9 пальцев.
2-я часть (работа с раздаточным материалом). Дети получают задание: на верхнюю полоску карточки положить 8 каштанов, а на нижнюю -- 9 камешков. Когда они выполнят задания, воспитатель предлагает одному ребенку сосчитать вслух (громко) каштаны, а другому -- камешки. Остальные дети одновременно (вместе) считают свои предметы про себя; затем задает вопросы: «Больше (меньше) каштанов или камешков? Сколько их? Какое число больше (меньше), 8 или 9? Что надо сделать, чтобы предметов стало поровну, по 8, по 9?»
Дети уравнивают совокупности предметов, выбрав способ по своему желанию, и рассказывают, что они сделали, по сколько у них стало предметов.
3-я часть. Педагог размещает на столе 4 цилиндра разного размена вперемешку и спрашивает детей, одинаковой ли они высоты, толщины. Один ребенок показывает самый высокий и самый низкий цилиндр, другой -- самый толстый и самый тонкий, третий расставляет цилиндры в ряд от самого высокого до самого низкого и называет по порядку их высоту («ниже», «еще ниже»). Далее воспитатель перемешивает цилиндры и предлагает кому-либо из детей положить их в ряд -- от самого толстого до самого тонкого. Цилиндры повертывает основанием к детям. Ребенок описывает, в каком порядке теперь разложены цилиндры. Педагог ставит их, не меняя местами, и спрашивает детей, где самый высокий (низкий) цилиндр и почему.
Приложение Г
ДИАГРАММЫ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЖДОЙ ГРУППЕ
1. Контрольная группа
Рисунок 1 - Диаграмма изменения уровня математического развития до и после исследования
2. Экспериментальная группа
Рисунок 2 - Диаграмма изменений уровня математического развития до и после исследования
Приложение Д
СПИСОЧНЫЙ СОСТАВ ДЕТЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППЫ
ИМЯ ВОЗРАСТ
1. Аксана Р.4,5
2. Аня М.4,1
3. Виалетта О.4,3
4. Виталя А.4,7
5. Давид Ю..3,11
6. Егор Ж.4,2
7. Костя Ц.4,5
8. Карина Я.4,3
9. Марк Т.4,7
10. Руслан К.4,0
11. Стелла С4,6
12. Яна Н. 4,0
СПИСОЧНЫЙ СОСТАВ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ
1. Алина К4,7
2. Аня В.4,5
3. Виталя Н.4,1
4. Влад А.4,3
5. Данилл Р.3,10
6. Лера Л.4,4
7. Катя Г.4,5
8. Кристина С.4,3
9. Маша Д.4,7
10. Никита Б.3,11
11. Паша В.4,8
12. Юля Д. 4,0
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9