- конверты с пятью равнобедренными треугольниками (с основаниями 3, 4, 5, 6, 7 см).
Ход занятия
1. Беседа по теме.
Педагог. Что такое дом? (Это помещение, в котором мы живем.)
-- Как по-белорусски называется дом? (Хата.)
-- Как у других народов называются жилища? (Юрта, вигвам, шатер.)
-- Как называется дом царей и королей? (Дворец.)
-- Где живут птицы, звери, насекомые? (В берлоге, муравейнике, дупле, гнезде, норе, скворечнике, логове, улье.)
-- Кто людям строит дома? (Строители.)
-- Кто животным строит жилье? (Сами.)
-- Отгадайте загадку: «Без рук, без топоренка построена избенка». (Гнездо.)
2. «Дома бывают разные».
На наборное полотно выставлены семь картинок с изображением видов жилища: юрты, шалаша, коттеджа, дворца, избы.
Педагог. - Какое из этих жилищ можно построить быстрее всего?
- Какое строится дольше всего?
- Какой по счету коттедж?
- Какой по счету дворец? и т. д.
3. «Теремок».
Педагог. Сейчас мы поиграем в сказку «Теремок», только сказочными героями будут не животные, а геометрические фигуры.
-- Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Бежит по полю треугольник, теремок увидал, подбежал, постучался.
Ребенок-треугольник. Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?
Педагог. А ему никто не отвечает. Вошел в теремок треугольник и стал там жить.
-- Бежит по полю квадрат. Теремок увидал, подбежал, постучался.
Ребенок-квадрат. Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?
Ребенок-треугольник. Я - треугольник. А ты кто?
Ребенок-квадрат. Я -- квадрат. Пусти меня к себе жить.
Ребенок- треугольник. Заходи, будем жить вместе.
Педагог. И стали они жить вместе, треугольник и квадрат. (То же с кругом, овалом.) И стали они жить вчетвером. И приехали к ним гости: труегольник-брат, квадрат- брат, круг-братишка, и овал-братик. А сейчас нас к себе в гости ждут.
-- Сколько геометрических фигур поселилось в теремке? (Восемь.)
-- Сейчас я вас познакомлю с цифрой 8. (Показывается обыкновенная цифра 8 и «ожившая» . Стихотворение о цифре 8.
Педагог. Дети, цифра 8 говорит мне, что тоже хотела бы жить в теремке. Кто из вас хочет побыть цифрой 8?
Цифра 4. Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?
Дети. Это мы -- треугольник, квадрат, круг, овал и наши братья. А ты кто?
Цифра 8. Я -- цифра 8. Пустите меня к себе жить.
Дети (все фигуры). Заходи, будем жить вместе.
Педагог. И стали они жить 9. Тут и сказке конец, а кто слушал -- молодец.
-- Кто первым увидел теремок? вторым? третьим? и т. д.
-- Кто поселился перед кругом? перед цифрой 8?
-- Сколько всего жителей поселилось в теремке?
4. Физкультминутка.
Подними ладошки выше Поднять руки, сложить их уголком.
И сложи над головой.
Что же вышло?
Крыша вышла,
А под крышей мы с тобой. Опустить руки.
Нарисуй квадрат ладошкой. Ладошками рисовать большой и.
Что же вышло? маленький квадраты
Стенка вышла
И окошко нам с тобой.
Вот так дом, хороший дом. Два хлопка слева, два справа.
Будем счастливы мы в нем. «Пружинка» с поворотом влево,
вправо, повторить два раза.
5. «Строители».
Педагог. Ребята, кто строит дома? (Строители.)
-- Сейчас мы будем строителями. Наш строительный трест получил заказ на один пятиэтажный, один шестиэтажный, один семиэтажный и один восьмиэтажный дома. Вот нам кубики и пирамиды. Один кубик -- это один этаж. Педагог приглашает четверых желающих, дает задание, кому какой дом строить. Кубиков дается больше, чем требуется для постройки.
Педагог. Приступайте к строительству. После того как дети построят дома, педагог задает вопросы:
-- Какой дом построила Алина? (шестиэтажный.)
-- У кого самый высокий дом? (У Дениса.)
-- Сколько в нем этажей?
-- Какой дом построил Саша? (шестиэтажный)
-- Кто быстрее всех построил дом? (Максим.)
-- Почему? (Потому что у него был. всего пять кубиков.)
-- Алина, сколько тебе понадобилось кубиков? (6)
-- А тебе, Саша, сколько?
-- А тебе, Денис? (7) А пирамид? (1)
-- Каких деталей у всех было одинаковое количество? (Пирамид.)
-- Сколько их было?*(по одной.)
6. «Улица».
Используется раздаточный материал.
Задание: выложить дома от большого к маленькому.
Педагог. Посчитайте, сколько домов на вашей улице.
7. Упражнение на воображение. Задание: показать маленький шалаш, красивый кирпичный дом, большой прекрасный дворец.
Приложение В
ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ГРУППЫ «ПОЧЕМУЧКИ» (А.С. Метлина)
Занятие №1
Цель. Закрепить представление детей об образовании чисел 4 и 5; упражнять в счете предметов в пределах 5 и в запоминании чисел, в счете звуков и в установлении соответствия между количеством звуков и вещей; упражнять в различении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, шара, цилиндра, куба; учить находить фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу, закреплять умения определять отношения взаимного положения предметов на листе бумаги, обозначать эти отношения словами вверху, внизу, слева, справа, посередине.
Демонстрационный матерная.
ь ширмочка и молоточек для отстукивания;
ь подставка с полочками (на ней расставлены модели геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр, куб).
ь соответствующие фигуры, но меньшего размера,-- в «чудесном мешочке».
Раздаточный материал.
- карточки с 2 свободными полосками и пеналы с набором геометрических фигур;
- мешочки с геометрическими фигурами (кругами, квадратами, треугольниками, прямоугольниками, шарами, цилиндрами, кубами). Они разных цветов и размеров (по 1 фигуре каждого вида на ребенка).
Ход занятия.
1-я часть. Воспитатель сообщает детям, чем они будут заниматься: «На прошлых занятиях мы с вами вспоминали, как надо считать вещи и игрушки, а сегодня вспомним, как надо считать звуки. Вы будете считать, сколько раз ударит молоточек. Слушайте внимательно, чтобы не пропустить ни один звук и не забегать вперед». Педагог советует детям при счете звуков помогать себе рукой. Для этого поставить руку на локоть и на каждый звук делать взмах рукой. Звуки извлекаются за ширмой (2--5 раз). Всего дается 3--4 задания. Далее воспитатель предлагает детям положить перед собой карточки и дает задание: отсчитать и положить на верхнюю полоску столько прямоугольников, сколько раз ударит молоточек. Педагог стучит 3 раза, а затем спрашивает: «Сколько вы положили прямоугольников и почему? Положите на нижнюю полоску столько квадратов, сколько раз ударит молоточек. (Ударяет 4 раза.) Что вы сделали и почему? Больше (меньше) квадратиков или прямоугольников? Как вы догадались? Какое число больше (меньше), 3 или 4? Как сделать, чтобы фигур было поровну, по 4? (К 3 прямоугольникам добавить 1, будет поровну, по 4,)»
Продолжая работу, воспитатель дает следующее задание: «Сделайте так, чтобы квадратов стало столько же, сколько раз ударит молоточек». (Стучит 5 раз). Задает вопросы: «Сколько стало квадратов и почему? Как получилось 5 квадратов? Как сделать, чтобы прямоугольников тоже стало 5? Добавьте 1 прямоугольник. Сколько стало прямоугольников? (Вызывает ребенка, который громко считает.) Теперь сделайте так, чтобы прямоугольников стало столько, сколько ударов услышите! (Педагог стучит 4 раза.) Сколько стало прямоугольников? Что вы сделали, чтобы получить 4 прямоугольника? Больше (меньше) квадратов или прямоугольников? Какое число больше (меньше), 4 или 5?»
2-я часть (игровое упражнение «Чудесный мешочек»). Педагог указывает на одну из фигур, вызывает ребенка, тот на ощупь находит в мешочке модель фигуры такой же формы, но меньшего размера и называет ее. «Как ты догадался, что это круг (шар, квадрат и др.)?» -- спрашивает воспитатель. Он предлагает всем детям найти в своем мешочке фигуру такой же формы. После опроса вызывает другого ребенка. И т. д.
3-я часть Детям предлагается белый лист бумаги, на который дети будут расставлять квадратики по указанию воспитателя.
Занятие №2
Цель. Показать образование чисел 6 и 7; научить детей вести счет и отсчет предметов в пределах 7; закрепить умение запоминать число предметов; учить находить направление на плоскости: слева, справа, вредине; упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.
Демонстрационный материал.
ь наборное полотно, цветные изображения синичек и снегирей (по 7 шт.).
- у каждого ребенка по 3 карточки, на которых нарисовано от 5 до 7 игрушек.
1-я часть. Педагог выставляет на наборном полотне один ряд 2 группы картинок (синичек и снегирей), на некотором расстоянии одну от другой, и спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда парами, одну под другой. Выясняет, что птиц поровну, по 5. Воспитатель добавит 1 синичку и спрашивает: «Сколько теперь стало синичек?» Он читает синичек, выделяя интонацией слово шесть, и задает вопросы: Сколько стало синичек? Как получилось 6 синичек? (Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало?) Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше: 6 или 5? Какое меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну, по 6?» Далее воспитатель добавляет 1 снегиря и выясняет, сколько их стало, как получилось 6 снегирей, Затем убирает снегиря и спрашивает: «Как еще можно сделать, чтобы птиц стало поровну?» Подчеркивает, что, если убрать синицу, птиц станет поровну, по 5. Педагог убирает 1 синицу и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось 5 синиц?» Снова добавляет по 1 птице в каждый ряд и предлагает всем детям вместе (хором) сосчитать птиц. Аналогичным образом детей знакомят с образованием числа 7.
Физкультурная минутка. Детям предлагают поднять руки в стороны и сделать полуприседания под счет педагога до 6--7.
2-я часть (работа с раздаточным материалом). Детям предлагают сосчитать рисунки предметов на карточке и разложить карточки в ряд по порядку, чтобы вверху лежала карточка с 5 предметами, за ней (посередине) -- карточка с 6 предметами, внизу -- с 7 предметами.
Воспитатель ставит на полку несколько игрушек. Дети выбирают и показывают карточку, на которой нарисовано столько же предметов, Сколько игрушек на полке. Каждый раз вызывает 2--3 детей, им предлагает объяснить, почему они подняли данную карточку.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9