Рефераты. Личностно-ориентированное обучение на уроках информатики

p align="center"> ГЛАВА 1. Личностно - ориентированное обучение информатике.

Один, который нас творил. Другой, который мы от века творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий

1. Образование - основа развития личности

В последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшего фак-тора становления и развития личности как ин-дивидуальности. Оно является неотъемлемой частью сложной социокультурной среды, в ко-торой живет каждый человек. Находясь в этой среде, он, с одной стороны, усваивает ее ценности, требова-ния, адаптируется к ним, а с другой -- активно созда-ет для себя необходимые условия для вхождения в куль-туру общества сообразно своим индивидуальным осо-бенностям, мировоззренческим ценностям и личност-ным установкам.

Образование обеспечивает не только познание мира, но и развитие личности в ее индивидуальности, неповто-римом своеобразии. Это должно обеспечиваться обра-зовательным процессом, основная функция которого -- организация единого пространства познания и индиви-дуального развития.

2. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННое ОБУЧЕНИЯ информатике:ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ

2.1. Личностно - ориентированная система обучения.

Что такое личностно-ориентированная система обучения информатики? В чем инновационный подход к проектированию этой системы? Попытаемся в этом разобрать-ся.

Всякое обучение по своей сути есть создание условий для раз-вития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным. Проблема в другом: как понимать личность, где искать источники ее развития.

Нельзя сказать, что школа и учителя, в частности не ставили перед собой цель разви-тия личности. Наоборот, эта цель постоянно декларировалась как задача всестороннего, гармонического развития. Существовали модели этого развития, они описывались в виде социокультурных образцов, которыми требовалось овладеть. Личность понималась как носитель этих образцов, как выразитель их содержания. Последнее задава-лось идеологией, господствующей в обществе.

Личностно-ориентированная педагогика, строя процесс обуче-ния и воспитания, исходила в основном из признания ведущей роли внешних воздействий (роли педагога, кол-лектива, группы), а не саморазвития отдельной личности.

Аналогичным образом разрабатывались и соответствующие ди-дактические модели, через которые реализовывался индивиду-альный подход в обучении. Он сводился в основном к разделе-нию учащихся на сильных, средних, слабых; к педагогической кор-рекции через специальную организацию учебного материала по степени его объективной сложности, уровню требований к овла-дению этим материалом (программированное, проблемное обу-чение). В рамках такого индивидуального подхода проводилась предметная дифференциация, которая, кстати, востребовалась только одним социальным институтом -- вузами. Во всех же ос-тальных сферах человеческой жизни такая дифференциация не имела существенного значения. Общеобразовательная школа в основном готовила к вузу, и этот социальный заказ выполняла через предметную дифференциацию, при этом нивелировалась духовная дифференциация (индивидуальные различия, связанные с традициями семьи, укладом жизни, отношением к религии и т.п.).

Модели личностно-ориентированного обуче-ния были подчинены задаче развития познавательных (интеллек-туальных) способностей. Средством развития этих способ-ностей считается учебная деятельность, которая строится как «эта-лонная» по своему содержанию и структуре.

Индивидуальные способности «просматривались» через обучаемость, определяемую как способность к усвоению знаний. Чем лучше были организованы знания в системе (по теоретиче-скому типу), тем выше была обучаемость. Зависимая от содер-жания, специального конструирования учебного материала, обу-чаемость тем самым рассматривалась не столько как индивиду-альная, сколько как типовая особенность личности. Эти модели объ-единяет следующее:

* признание за обучением определяющего основного источника развития личности;

* формирование личности с заранее заданными (планируемы-ми) качествами, свойствами, способностями («стань таким, как я хочу»);

* понимание развития (возрастного, индивидуального) как на-ращивание знаний, умений, навыков (увеличение их объема, ус-ложнение содержания) и овладение социально-значимыми эта-лонами в виде понятий, идеалов, образцов поведения;

* выделение и отработка характеристик личности как продукта «коллективный субъект»;

* определение механизма усвоения обучаю-щих воздействий в качестве основного источника развития лич-ности.

В настоящее время существует иной подход к пониманию и организации личностно-ориентированного обу-чения. В основе его лежит признание индивидуальности, са-мобытности, самоценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом.

Этот термин означает опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи, окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Субъектный опыт называют личным, собственным, индивидуальным, прошлым, житейским, стихийным и т.п. В этих названиях фиксируются разные аспекты, источники приобретения этого опыта. Употребляя термин «субъектный опыт», нужно подчеркнуть его принадлежность конкретному человеку как носителю собственной биографии.

В рамках этого подхода ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта. Будем исходить из следующих положений.

* Образование -- это не только обучение (воспитание), но и учение, как особая индивидуальная деятельность учени-ка.

* Учение не есть прямая проекция обучения.

* Ученик не становится субъектом обучения, а им изна-чально является как носитель субъектного опыта (в обуче-нии происходит «встреча» заданного с уже имеющимися субъ-ектным опытом, обогащение, «окультуривание» последнего, а вовсе не его порождение).

* Субъектность (индивидуальность) проявляется в избира-тельности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, спосо-бах проработки учебного материала, эмоционально-лично-стном отношении к объектам познания.

2.2. «Обученность» и «образованность»

Включенность субъектного опыта в процесс познания (усвое-ния) определяет различие таких понятий, как «обученность» и «образованность». Обучить в принципе можно всему и любого. А вот учиться, чтобы стать образованным, каждый должен сам путем организации собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, устремлений, используя индивидуаль-но выработанные способы учебной работы и руководствуясь лич-ностным отношением к ней. Обезличенных знаний не бывает.

Следует различать знания и информацию. Научная информа-ция дается через содержание учебного материала. При усвоении этой информации ученик «пропускает» ее через свой субъ-ектный опыт и превращает в индивидуальное знание. Иного пути формирования знания просто нет. Но и учитель, сообщая науч-ную информацию, выражает свое отношение к ее содержанию, использует собственный субъектный опыт. Происходит сложное согласование двух носителей знания -- ученика и учителя, как равноправных содержателей знания.

Итак, обучение и учение взаимосвязаны, но не тождественны. Обучением через его содержание задаются социокультурные об-разцы познания, поведения, обязательные для всех.

В учении реализуется индивидуальная познавательная дея-тельность, которая в силу природной активности ребенка фор-мируется очень рано, подчас стихийно, еще до систематиче-ского обучения в школе. К моменту поступления в школу ре-бенок уже является носителем собственного познавательного опыта, т.е. субъектом образовательного процесса, где он са-моразвивается и самореализуется. Основная функция учителя состоит не в нивелировании, оттормаживании опыта ребенка как несущественного, а, наоборот, в максимальном его выяв-лении, использовании, «окультуривании» путем обогащения ре-зультатами общественно-исторического опыта.

Реализация личностно-ориентированного обучения тре-бует смены «векторов» в педагогике: от обучения, к учению, как индивидуальной деятельности школь-ника, ее коррекции и педагогической поддержки.

Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно ме-няется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты обу-чения -- не реализация его планируемых ре-зультатов, а раскрытие индивидуальных познавательных возмож-ностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения. Развитие способностей ученика -- основная задача личностно-ориентированного обучения, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, о, наоборот, от ученика к определению педагогических воздейст-вий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс изучения информатики.

2.3. «Прожектирование» и «проектирование» личностно - ориентированного обучения

Невоз-можно построить идеальную модель, как это принято, т.е. наме-тить общие цели и конечные результаты без учета «сопротивле-ния материала», каким является ученик как носитель субъектного опыта. В этом смысле можно различить термин «прожектирование» (мысленное, идеальное простраивание чего-либо) и проектиро-вание (как создание и практическое воплощение проекта). Эф-фект создания и управления личностно-ориентированным обуче-нием зависит не только от организации, но в значительной мере от индивидуальных способностей ученика как основного субъек-та образовательного процесса. Это делает само проектирова-ние гибким, вариативным, многофакторным.

Проектирование личностно-ориентированной системы обуче-ния информатике предполагает:

§ признание ученика основным субъектом процесса обучения;

§ определение цели проектирования -- развитие индивидуаль-ных способностей ученика;

§ определение средств, обеспечивающих реализацию постав-ленной цели посредством выявления и структурирования субъ-ектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.

§ повышении интереса ученика к информатике.

§ комплектование учебного процесса необходимым техническим и программным обеспечением в соответствии с постоянно развивающимися технологиями.

§ использование компьютерных технологий в процессе исследования личности ученика.

§ Совершенствование учебного процесса на базе современных информационных технологий. И мн. др.

Реализация личностно-ориентированного обучения информатике требует раз-работки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и метазнания, т.е. приемы и методы познания. Важным является разработка специальных форм взаи-модействия участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей).

Необходимы также особые процедуры отслеживания характе-ра и направленности развития ученика; создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности, восприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.