* характер педагогического общения на уроке;
* активизация способов учебной работы;
* проявление гибкости учителя в организации и проведении
урока.
Такие схемы разработаны Якиманской И.С. с учетом типа урока (сообщающий, повторяющий, контрольный), функционального назначения (урок в началь-ной, средней школе, классах разного типа).
6. Изучение личности ученика в образовательном процессе
Считается, что школа дает знания, готовит к жиз-ни, формирует мировоззрение, т.е. выполняет много важных социальных функций. Все это вер-но, но главная ее цель все-таки становление че-ловека в наиболее интенсивный период его воз-растного развития (6-17 лет). Если основная ее функ-ция -- развивающая (а это признается всеми), то необ-ходима особая организация образовательной среды, при которой эта функция может быть реализована.
Термин "образовательная среда" часто отождеств-ляется с более общеупотребительным термином - «учебно-воспитательный процесс". Они действительно близки по содержанию. Но есть принципиальное отли-чие. Учебно-воспитательный процесс реализует соци-альный заказ, строится на деятельностной, норматив-но-регламентирующей основе, обшей и обязательной для всех учеников школы. Такая учебно-дисциплинар-ная модель предполагает подчинение ребенка требо-ваниям, выработанным для него взрослыми, но часто непонятным и незначащим для него. Его призывают признать эти требования и неукоснительно их выпол-нять, чем обеспечивается социализация ребенка. Ус-тановка на подчинение требованиям взрослого, к со-жалению, доминирует в наших школах. Ценности школы реализуются, прежде всего, через уважение к интересам, потребностям учащихся, их стремление к самовыражению. А этого нельзя дос-тичь без создания образовательной среды, обеспечивающей осо-бый стиль взаимодействия основных участников образовательно-го процесса, направленного, прежде всего на раскрытие индиви-дуальности каждого ученика.
7. Построение образовательной среды по изучению индивидуальности ученика
7.1. Строение образовательной среды в традиционной школе
Изучение индивидуальности в школе часто отож-дествляют с индивидуальным подходом. Принцип индивидуализации как особая педагогическая ценность существовал в школе всегда. В чем тог-да отличие его реализации в личностно-ориентированном образовании?
В традициях школы основной задачей является со-здание условий, обеспечивающих трансляцию учителем учебной программы, доступной для овладения всеми учащимися. Наличие в классе разных детей (по уровню подготовленности) с неизбежностью ориентирует учи-теля на среднего ученика, по отношению к которому он индивидуализирует свою работу применительно к слабому и сильному ученику. Стремление иметь ров-ный класс, с ним работать -- заветная мечта каждого педагога. Он пытается "выровнять" класс: подтянуть слабых, но при этом не забыть своих "звездочек", т.е. сильных (способных) учеников. Иными словами, в тра-диционном понимании обучения индивидуализация подчинена скорее цели создания однородных групп, чем работе с каждым ребенком, независимо от его при-надлежности к группе.
7.2. Строение образовательной среды в личностно - ориентированном пространстве
В личностно-ориентированной школе индивидуальный подход является основополагающим принципом постро-ения всего образовательного процесса, целью которого является раскрытие и развитие каждого ребенка.
Таким образом, при традиционном подходе индивидуаль-ные различия детей рассматриваются как неизбежное пре-пятствие, мешающее быстро и легко добиться основной цели -- обучить всех заданной программе. Поэтому учитель стремится к сглаживанию этих различий, их нивелированию. При личностном подходе существование индивидуальных различий среди детей есть необходимое условие достиже-ния поставленной цели -- обеспечить развитие каждого ученика как неповторимой личности. В личностно-ориентированной сис-теме образования принцип индивидуализации является не пустой декларацией, а основополагающим моментом построения обра-зовательной среды, вся практическая реализация которого под-чинена целям и ценностям такого образования.
7.3. Организация образовательной среды в личностно-ориентирован-ной системе.
Образовательная среда должна соответствовать трем ос-новным принципам: вариативности (возможности свободного вы-бора детьми средств и форм самовыражения на основе предло-женных альтернатив); гибкости (возможности педагога гибко из-менять план своего воздействия на ученика); открытости (готов-ности учителя использовать возникающие у детей идеи и предло-жения в совместной деятельности: в ходе урока, проводимых школьных мероприятий и т.п.).
Организация образовательной среды в личностно-ориентирован-ной системе предполагает наличие следующих условий:
* признание педагогическим коллективом основной ценности и цели образования -- раскрытие каждого ученика как личности;
* простраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы в соответствии с лич-ностными потребностями, интересами ученика;
* создание системы педагогических воздействий, способству-ющих раскрытию индивидуальности ребенка на всех возраст-ных этапах: от приема в школу до ее окончания;
* разработка школьной документации, позволяющей просле-живать и фиксировать динамику развития ученика от класса
к классу не по отдельным (хотя и важным), а по "сквозным" параметрам, обеспечивающим целостную характеристику ученика как личности.
Личностно-ориентированная среда должна быть целостной, ком-плексной, реализующей единые требования. Это касается всех сто-рон организации образовательного процесса: его дидактического обеспечения, планирования работы с детьми, форм взаимодействия педагога и учащихся, оформления школьных помещений, предмет-ных кабинетов, оборудования, ведения систематических наблюдений за развитием каждого ученика в образовательном процессе; состав-ления школьной документации.
Ключевой фигурой и организатором личностно-ориентированной образовательной среды является учитель, который професси-онально должен быть подготовлен к работе в такой среде, уметь технологически ее обеспечивать. Важным элементом этой среды является взаимодействие с родителями, которые все больше и боль-ше становятся самостоятельными субъектами образования: они вы-бирают для своих детей содержание образования, педагогические технологии (а через них носителя этих технологий -- учителя); активно способствуют (в том числе и в материально-финансовом отношении) созданию образовательной среды, адекватной их пред-ставлениям о целях и ценностях личностно-ориентированного об-разования.
Таким образом, построение целостной образовательной среды личностно-ориентированной школы затрагивает интересы всех ос-новных субъектов образования: учителей, учеников, родителей (за-мещающих их лиц), руководителей школ. Проектирование и орга-низация образовательной среды зависят от типа школы, наличия нормативных документов, регламентирующих права и обязанности основных субъектов образования. К сожалению, пока требования к организации образовательной среды, адекватной целям и задачам образовательного учреждения (гимназия, лицей, школа-комплекс и др.), складываются эмпирически, в практической работе отдельных школ и нуждаются в профессиональной оценке, принятии соответ-ствующих документов на государственном уровне.
Образовательная среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Ее необходимо посто-янно обогащать, обновлять, гибко приспосабливать к требовани-ям времени, но при этом не за счет ее целостности, органичности, целесообразности во имя развития ребенка "по вертикали". Это хотелось бы особо подчеркнуть, так как в последние голы в школу вводится много учебных предметов, через которые транслируется востребованное обществом содержание знаний: экология, экономи-ка, политология, бизнес и т.п. Однако эти сведения органически не связаны с теми базовыми знаниями, которые изучаются в шко-ле, составляют фундамент общего образования, являются стерж-нем в развитии личности ученика, составляют вертикальную ли-нию этого развития (в отличии от информатики).
Преемственность знаний -- основное педагогическое условие становления когнитивной сферы личности ученика. Это условие должно быть обеспечено образовательной средой, которая сама должна быть экологичной, т.е. отвечать принципам целостности, целесообразности (прежде всего с позиций жизнеобеспечения, здоровья ребенка), приспособляемости к интересам и возможно-стям каждого ученика, т.е. отвечать принципам личностно-ориентированного образования.
Сейчас усилиями многих инновационных школ созданы различ-ные типы образовательной среды под разные цели и задачи.
С позиции личностно-ориентированного образования нам нужна, прежде всего, такая целостная среда, которая, будучи одинако-вой для всех, является вместе с тем разнообразной, т.е. приспо-собленной для проявления индивидуальности каждого ученика на всей вертикали его возрастного развития.
ГЛАВА 2. Практическая реализация аспектов личностно - ориентированного обучения информатики.
1. Современная концепция изучения информатики:
В настоящее время обучение инфор-матике в общеобразовательных школах осущест-вляется в три этапа.
Первый этап -- пропедевтический, обязательным не является. На этом этапе происходит первое знакомство учащихся с компьютером, формируются элементы информационной культуры в процессе использования учебных игро-вых программ и простейших компью-терных тренажеров.
Второй этап -- базовый, обязатель-ный, который представлен базовым кур-сом «Информатика». На этом этапе ин-форматика может изучаться на базовом и повышенном уровнях. Изучение ин-форматики на повышенном уровне пред-полагает освоение базового уровня и углубление знаний в конкретных об-ластях использования информатики.
Третий этап -- продолжение обра-зования в области информатики второго этапа. Об-разовательная область «Информатика» на этом этапе представлена курсами по выбору (на базе УПК) или факультативными курсами, дифференцированными по объему и со-держанию в зависимости от интересов и направленности допроффессиональной подготовки учащихся.
2. Общая характеристика учебного предмета «Информатика»
2.1. Общая характеристика предмета в основном общем образовании
Информатика -- это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации инфор-мационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоз-зрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьни-ков; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школь-никам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная мо-дель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использо-вания средств информационных технологий, являющееся значимым не только для форми-рования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятель-ности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предме-тов, освоения межпредметных, общеучебных умений. В связи с этим, а также для повы-шения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые -- в комбинации «безмашинных» и «электрон-ных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотноси-тельно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки инфор-мации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информа-ционных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графи-ческой информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики -- дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению об-щей идеи о дискретном представлении и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматривают-ся во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий ос-новной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются форма-лизованные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером. Структуры записи и исполнение алгоритма визуализируются.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9