Классы
Кол-во
учащихся
Количество ошибок
Среднее кол-во ошибок на 1 уч-ка.
Орфог-их
Речевых
Пункт-ых
Всего
5
22
99
75
78
252
11
6
20
86
42
71
199
10
Причинами орфографических ошибок в письменных работах учащихся являются слабое языковое развитие учащихся и межъязыковая интерференция.
Причинами пунктуационных ошибок в письменных работах, на наш взгляд, являются отсутствие у учащихся знаний правил пунктуации или слабое овладение ими.
Фонетические ошибки составляют самую большую группу среди речевых. Проведенные нами словарные, предупредительные и другие виды диктантов, позволили убедиться в том, что причинами фонетических ошибок в письменной речи являются нарушения учащимися норм произношения. Учащиеся смешивают два или больше звуков русского языка и заменяют один звук другим. Типичным является смешение звуков [о] и [у], [ы] и [и], [е] и [и], [ш] и [щ], [п] и [ф], мягких и твердых согласных.
Приведем тексты диктантов - миниатюр, проведенных нами в 5-6 классах Ахтынской средней школы для того, чтобы выявить, какие фонетические ошибки свойственны учащимся данной национальности, и их причины. Тексты были отобраны нами из пособия Т.М. Фалиной "Русский язык. Диктанты.5-7 классы".
Диктант для 5 класса.
В магазине.
Какой замечательный книжный магазин открылся рядом с моим домом! Здесь продаются не только книги, но и картины, альбомы, открытки. Как здесь красочно оформлены витрины! Продавщица показала мне новые журналы, и я сразу же решила их купить. "Ребята, обязательно посетите этот магазин", - посоветовала я своим одноклассницам.
45 слов.
Диктант для 6 класса.
Старая липа.
Думал о старой липе с такой морщинистой корой. Сколько времени она утешала старого хозяина и утешает меня, вовсе и не думая ничего о нас. Я смотрю на ее бескорыстное служение людям, и у меня, как душистый липовый цвет, распускается надежда: может, когда-нибудь и я вместе с ней процвету.
48 слов.
По М. Пришвину "Фацелия".
При проведении диктантов учащиеся допустили в словах следующие фонетические ошибки: "албумы" (вместо альбомы), "продавшица" (вместо продавщица), "обязателно" (вместо обязательно), "моршинистой" (вместо морщинистой) и т.д.
Причиной этих ошибок является то, что смешиваемые звуки русского языка не дифференцированы в родном языке учащихся как смыслоразличительные единицы. Учащиеся на слух не различают разные звуки, следовательно, ошибки в письменной речи являются следствием неумения дифференцированно воспринимать и произносить звуки русского языка.
К морфологическим ошибкам относятся нарушения норм образования грамматических форм слов. Основные трудности учащихся дагестанцев связаны с незнанием структуры русских слов, в особенности, суффиксов и форм падежей имен существительных, прилагательных, местоимений, вида - временных форм глагола, степеней сравнения имен прилагательных и наречий, а также возможных форм образования причастий и деепричастий. Такие ошибки учащиеся допускают в основном в творческих работах.
К синтаксическим ошибкам относятся нарушения норм согласования определения с определяемым словом и подлежащего со сказуемым и ошибки в употреблении.
Практическое усвоение управления связано с большими трудностями, так как, в отличие от согласования, управление - явление лексико-грамматическое, и его нормы усваиваются применительно к каждому слову отдельно, особенно к глаголам.
Для того чтобы вывить, какие морфологические и синтаксические ошибки свойственны учащимся 5-6 классов дагестанской школы, мы провели в 5-6 классах Ахтынской средней школы контрольные изложения.
Приведем тексты, проведенные нами изложений, взятых из пособия П.Ф. Ивченкова "Изложения.5-9 классы".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9