Рефераты. Лингвистические основы формирования развития письменной речи в связи с развитием речи учащихся 5–6 классов дагестанской национальной школы

ольшую помощь в осознании единых речевых механизмов (аудирование, говорение, чтение, письмо), грамматических закономерностей русского языка оказывает практика пользования родным языком и знание его грамматики. Поэтому мы рекомендуем в процессе преподавания русского языка по мере надобности возможны ссылки на пройденный материал по родному языку, переводы на родной язык, а также с родного на русский, сопоставление фактов русского и родного языков, указания на сходство и различия.

В программе предусмотрена специальная работа над развитием речи, которая проводится систематически в ходе всего курса русского языка. Виды работы по развитию связной речи и основные коммуникативные умения, и навыки, которыми учащиеся должны овладеть, изложены в конце каждого класса.

Тематика уроков по развитию речи определяется коммуникативными сферами обучения, а именно: семейно-бытовой, учебной, общественно-политической и социально-культурной.

С работой по развитию речи тесно связано формирование различных видов чтения, что играет важную роль при усвоении знаний в условиях национальной школы.

По мере изучения программного курса учащиеся приобретают умения анализировать материал, сравнивать, находить частные явления, обобщать и устанавливать общие законы и правила.

Таким образом, программа предусматривает не только знание теоретических вопросов русского языка, но и практическое владение правилами и нормами русской речи.

2.2 Ошибки учащихся - дагестанцев в письменных работах и их причины

Ошибки, которые допускают учащиеся национальной школы, разнообразны, так как для них русский язык является неродным.

Почти все ошибки, допускаемые в устной речи, отражаются в письменных работах учащихся. Поэтому, мы считаем, нужно постоянно следить за тем, как говорят дети, при необходимости вносить коррективы.

Большое значение имеет работа по предупреждению ошибок в письменных работах учащихся. Эффективность работы над ошибками во многом зависит от их правильной классификации, которая позволяет не только объективно оценивать речь учащихся, но и выбирать наиболее важные методы работы над конкретными ошибками.

Проведенные нами виды работ в 5-6 классах Ахтынской средней школы: различные виды диктантов, изложений и сочинений - позволили нам сделать вывод, что наиболее целесообразной является следующая классификация ошибок, допускаемых учащимися в письменной речи:

1) речевые,

2) орфографические,

3) пунктуационные.

В свою очередь речевые ошибки делятся на четыре группы:

1) фонетические,

2) морфологические,

3) синтаксические,

4) лексические.

К орфографическим относятся ошибки, связанные с нарушением при письме правил орфографии:

а) нарушение правил правописания безударных гласных в корне, приставках, суффиксах и окончаниях;

б) нарушение правил правописания согласных;

в) ошибки в употребление прописных букв.

К орфографическим ошибкам относятся также нарушения правил переноса слов, слитного, полуслитного и раздельного написания слов.

Пунктуационными ошибками являются нарушения правил расстановки знаков препинания. Пунктуационные ошибки обобщенно можно представить в виде трех типов:

Ошибки, выражающиеся в пропуске знаков препинания (в трех случаях, когда они необходимы для выделения отдельных членов или частей предложения, для более точной передачи на письме определенных оттенков мысли);

Ошибки, выражающиеся в постановке лишних знаков там, где они, согласно правилам пунктуации, не нужны;

Ошибки, связанные с неумением учащихся выбрать именно тот знак, который нужен в данном случае. Этот тип ошибок выражается обычно в смешении значений знаков препинания и правил их употребления.

Для того чтобы выявить уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся 5-6 классов дагестанской школы, нами была проведена следующая экспериментальная работа. В 5-6 классах Ахтынской средней школы мы провели контрольные диктанты по пройденным разделам.

Тексты диктантов были взяты нами из пособия Т.М. Фалиной "Русский язык. Диктанты.5-7 классы ". Приведем тексты проведенных нами диктантов.

Диктант для 5 класса.

В лесах было торжественно, светло и тихо.

День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер.

Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах.

Мы сорвали несколько гроздей схваченной морозом красной рябины - это была последняя память о лете, об осени.

73 слова.

К. Паустовский "Прощание с летом".

Трудные для учащихся слова были выписаны на доске: торжественно, смерзались, нахохлившись, гроздей.

Диктант для 6 класса.

Какая бывает роса на траве.

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами - и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка, кажется.

109 слов.

Л. Толстой "Книга для детей".

Проверка диктантов показала, что знания, полученные учащимися по пройденным разделам, недостаточно усвоены ими.

При написании диктанта учащиеся обоих классов допустили следующие ошибки:

на правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов: "в лисах" (вместо в лесах), "оденокие" (вместо одинокие), " в трове", (вместо в траве), "об осини" (вместо об осени), "лесток" (вместо листок) и т.д.;

на правописание твердых и мягких согласных: "ден" (вместо день), "несколко" (вместо несколько), "капелка" (вместо капелька) и т.д.;

на правописание ь: "выпешь" (вместо выпьешь);

на правописание корней с непроизносимыми согласными: "сонце" (вместо солнце).

Результаты анализа диктантов учащихся обобщены в таблице 1.

Таблица 1. Ошибки учащихся - дагестанцев 5- 6 классов в диктантах.

Классы

Кол-во

учащихся

Количество ошибок

Среднее кол-во ошибок на 1 уч-ка.

Орфог-их

Речевых

Пункт-ых

Всего

5

22

99

75

78

252

11

6

20

86

42

71

199

10

Причинами орфографических ошибок в письменных работах учащихся являются слабое языковое развитие учащихся и межъязыковая интерференция.

Причинами пунктуационных ошибок в письменных работах, на наш взгляд, являются отсутствие у учащихся знаний правил пунктуации или слабое овладение ими.

Фонетические ошибки составляют самую большую группу среди речевых. Проведенные нами словарные, предупредительные и другие виды диктантов, позволили убедиться в том, что причинами фонетических ошибок в письменной речи являются нарушения учащимися норм произношения. Учащиеся смешивают два или больше звуков русского языка и заменяют один звук другим. Типичным является смешение звуков [о] и [у], [ы] и [и], [е] и [и], [ш] и [щ], [п] и [ф], мягких и твердых согласных.

Приведем тексты диктантов - миниатюр, проведенных нами в 5-6 классах Ахтынской средней школы для того, чтобы выявить, какие фонетические ошибки свойственны учащимся данной национальности, и их причины. Тексты были отобраны нами из пособия Т.М. Фалиной "Русский язык. Диктанты.5-7 классы".

Диктант для 5 класса.

В магазине.

Какой замечательный книжный магазин открылся рядом с моим домом! Здесь продаются не только книги, но и картины, альбомы, открытки. Как здесь красочно оформлены витрины! Продавщица показала мне новые журналы, и я сразу же решила их купить. "Ребята, обязательно посетите этот магазин", - посоветовала я своим одноклассницам.

45 слов.

Диктант для 6 класса.

Старая липа.

Думал о старой липе с такой морщинистой корой. Сколько времени она утешала старого хозяина и утешает меня, вовсе и не думая ничего о нас. Я смотрю на ее бескорыстное служение людям, и у меня, как душистый липовый цвет, распускается надежда: может, когда-нибудь и я вместе с ней процвету.

48 слов.

По М. Пришвину "Фацелия".

При проведении диктантов учащиеся допустили в словах следующие фонетические ошибки: "албумы" (вместо альбомы), "продавшица" (вместо продавщица), "обязателно" (вместо обязательно), "моршинистой" (вместо морщинистой) и т.д.

Причиной этих ошибок является то, что смешиваемые звуки русского языка не дифференцированы в родном языке учащихся как смыслоразличительные единицы. Учащиеся на слух не различают разные звуки, следовательно, ошибки в письменной речи являются следствием неумения дифференцированно воспринимать и произносить звуки русского языка.

К морфологическим ошибкам относятся нарушения норм образования грамматических форм слов. Основные трудности учащихся дагестанцев связаны с незнанием структуры русских слов, в особенности, суффиксов и форм падежей имен существительных, прилагательных, местоимений, вида - временных форм глагола, степеней сравнения имен прилагательных и наречий, а также возможных форм образования причастий и деепричастий. Такие ошибки учащиеся допускают в основном в творческих работах.

К синтаксическим ошибкам относятся нарушения норм согласования определения с определяемым словом и подлежащего со сказуемым и ошибки в употреблении.

Практическое усвоение управления связано с большими трудностями, так как, в отличие от согласования, управление - явление лексико-грамматическое, и его нормы усваиваются применительно к каждому слову отдельно, особенно к глаголам.

Для того чтобы вывить, какие морфологические и синтаксические ошибки свойственны учащимся 5-6 классов дагестанской школы, мы провели в 5-6 классах Ахтынской средней школы контрольные изложения.

Приведем тексты, проведенные нами изложений, взятых из пособия П.Ф. Ивченкова "Изложения.5-9 классы".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.