Рефераты. Лингвистические основы формирования развития письменной речи в связи с развитием речи учащихся 5–6 классов дагестанской национальной школы

/i>Таким образом, метод как определённый способ обучения объединяет совокупность приёмов деятельности. В лингводидактике существуют различные подходы и классификации методов. На наш взгляд классификация методов обучения в зависимости от методических приёмов, предложенная

И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным (объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, проблемного обучения, эвристический и исследовательский) является наиболее целесообразной при обучении русскому правописанию учащихся-билингов.

Объяснительно - иллюстрированный.

Этот метод широко используется на уроках обучения орфографии в национальной школе. Он характеризуется следующими приёмами

(предполагает передачу детям готовой информации):

сообщение или слово учителя, формулировка орфографического правила учителем, получение готовых знаний из учебника или через наглядные пособия (схемы, таблицы), образец анализа примера учителя, сопоставление фактов правописания русского и родного языков с указанием на сходства и различия.

Репродуктивный метод.

Репродуктивный метод обучения предполагает передачу учителем и запоминание учениками учебной информации с целью формирования умений и навыков русского правописания. Этот метод включает в себя такие приёмы, как рассказ, лекция, беседа, объяснение учителем задания, инструктирование, разбор примеров, выполнение разнообразных тренировочных упражнений и т.д.

Метод проблемного изложения материала.

Этот метод получил достаточно много сторонников среди учителей школ. Дело в том, что использование этого метода на уроках орфографии способствует лучшему запоминанию изучаемого материала, а также обеспечивает активизацию и развитие мыслительных способностей, познавательной деятельности учащихся. Метод проблемного изложения характеризуется следующими приёмами: создание проблемных ситуаций, решение различных орфографических задач, вопросно-ответная беседа, логические рассуждения учащихся, формулирование и доказательство новых выводов и т.д.

Важнейшим составляющим понятия в проблемном обучении является создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация обязательно предполагает наличие противоречия между потребностью в новой информации и теми знаниями, которыми учащиеся обладают.

Частично - поисковый, или эвристический метод.

Он характеризуется системой методических приёмов, направленных на организацию самостоятельного поиска учащимися новой учебной информации. Этому методу соответствуют следующие приёмы: эвристическая вопросно-ответная беседа, решение различных познавательных задач, самостоятельный анализ лингвистического текста, составление алгоритма правила, выделение в словах орфограмм и их группировка, самостоятельные выводы учащихся на основе анализа материала для наблюдения, сопоставления фактов русского и родного языков, сравнение отдельных фактов и правил в контактирующих языках, формирование обобщений после изучения отдельных явлений или правил, выявление основных правил правописания в родном и русском языках.

Исследовательский метод.

Исследовательский метод обучения развивает и совершенствует опыт поисковой творческой деятельности учащихся, формирует навыки самостоятельного овладения правописными знаниями и умениями, а также учит использовать известные знания для получения новой информации. Этому методу характерны такие приёмы: наблюдение и самостоятельное изучение явлений русской орфографии, сопоставление их с фактами родного языка, постановка и решение различных проблемных задач, творческих заданий, выяснение правописания и его связь с другими явлениями, формирование и доказательство выводов и гипотез, классификация анализируемых явлений и т.д.

На одном уроке можно использовать несколько методов обучения, но при таком подходе важно обеспечить такую комбинацию методов, чтобы доминирующий способ деятельности подчинял основной цели урока все другие методы.

Приведём некоторые аргументы, которые позволяют считать данную классификацию методов обучения качественно новой и относительно целостной.

Существенная особенность предложенного подхода в том, что он опирается на более широкое методологическое и теоретическое основание, чем все ранее применявшиеся классификации.

Комплексный деятельностный подход исходит из учёта всех основных компонентов деятельности - мотива, операций, действий, контроля и анализа результатов.

В этой классификации за основу берётся решение не какой-то одной дидактической задачи, а решение всего круга основных задач образования, воспитания и развитие личности - развитие её чувственного восприятия, навыков практической деятельности, самостоятельной работы, формирования мировоззрения, умения управлять своей деятельностью и осуществлять самоконтроль и т.д.

Описанный подход к классификации методов относительно целостен и потому, что в нём во взаимосвязи отражена деятельность учителя и учеников.

"Методы и приёмы обучения диалектически взаимосвязаны и при определённых условиях переходят друг в друга в зависимости от конкретных задач и специфики содержания обучения" (Бабанский, 1985, с.41-42)

Наряду с дидактико-методическими приёмами (обобщение, сопоставление, анализ, синтез, составление алгоритмов, применение наглядности и т.д.) на уроках обучения орфографии применяются и предметные приёмы, специфические для данного учебного курса. К ним могут быть отнесены следующие приёмы:

послоговое орфографическое проговаривание,

подбор однокоренных слов,

многократная запись слова,

составление и заполнение орфографических таблиц,

вставка пропущенных орфограмм,

словарно-орфографическая работа,

группировка слов по указываемому орфографическому основанию.

Важное место в обучении правописанию занимает теоретико-практический метод, который предусматривает правильное и разумное соотношение теории (различных правил) и практики (упражнений).

3.3 Система упражнений по развитию письменной речи

Применение разнообразных упражнений - обязательное условие успешной работы по развитию письменной речи.

Целесообразность применения того или иного упражнения с методической точки зрения определяется следующими условиями: а) степенью соответствия его проходимому в данный момент материалу; б) подготовленностью учащихся к усвоению данного учебного материала; в) доступностью материала с точки зрения тех навыков самостоятельной работы, которыми уже владеют учащиеся; г) последовательностью в применении отобранных с определённой целью упражнений.

В упражнениях следует учитывать внутриязыковую и межъязыковую интерференцию. Упражнения и письменные работы для обучения письменной речи разнообразны: списывание с готового текста и осложнённое заданиями, диктанты зрительный и слуховой, предупредительный, объяснительный, выборочный, словарный, свободный, творческий (в его различных вариантах), орфографические задачи, грамматический разбор.

Успешное формирование навыков письменной речи может обеспечить только система упражнений, составленных с учётом возраста детей, специфики русского и родного языков.

Списывание.

"Списывание (в его основном варианте) - это приём, состоящий в точном копировании учеником с книги или доски отдельных слов, предложений или целых связных отрывков " (Текучев, 1980, с.253).

В практике обучения списыванию необходимо соблюдать некоторые дидактические принципы. Слова или текст для списывания должны быть доступными учащимся, соответствовать технике их чтения и письма. Должен быть проведён предварительный анализ текста в отношении произношения, необходимо выявить случаи совпадения и различия между произношением и написанием. И наконец, необходимо научить детей последовательности списывания.

При обучении орфографии списывание опирается на зрительную и моторную виды орфографической памяти, а при обучении пунктуации - на семантико-грамматически и интонационный анализ предложения.

При формировании орфографических умений важную роль вот время списывания играет проговаривание переписываемого, поэтому необходимо приучить учащихся проговаривать слова по слогам (т.е. прибегать к послоговому орфографическому проговариванию). При списывании слов с пропусками букв учащийся должен действовать по алгоритму: в какой части слова сделан пропуск; проверяется ли орфограмма правилом; какой это вид орфограммы; от каких условий зависит выбор данной орфограммы.

При формировании пунктуационных умений во время списывания без пропуска знаков препинания учащихся необходимо приучать определять семантику выделенного знаками препинания смыслового отрезка и его грамматическую природу, а с пропуском знаков препинания действовать по следующему алгоритму: выявить особенности грамматической структуры предложения; выяснить, есть ли отрезок, который несёт дополнительную смысловую информацию; определить, каким пунктуационным правилам надо руководствоваться; выбрать соответствующие знаки препинания. Обоим видам списывания должна предшествовать зрительная и словесная подготовка, то есть предупреждение возможных ошибок учащихся.

Списывание, осложнённое заданиями.

Эти упражнения являются эффективными и входят в систему упражнений по орфографии как её неотъемлемая часть.

Осложнённое списывание проводится в разных вариантах. Это может быть списывание с дополнительным заданием (подчеркнуть в тексте те или иные части слова или отдельные орфограммы. Разделить слово на части - морфемы или по слогам и т.п.); с изменением текст (дописать слово, вставить отдельные буквы или целые слова, пропущенные в тексте, изменить грамматическую форму слова - лицо, падеж, число, время); выборочное, состоящее том. Сто записывается не весь текст, а только некоторые слова с указанными орфограммами.

Диктант. Виды диктанта.

Под диктантом следует понимать такой вид письменной работы, во время которой учитель диктует текст, а учащиеся пишут самостоятельно, без посторонней помощи, и руководствуются только ранее полученными теоретическими знаниями ранее сложившимися навыками письма.

Из большого количества разнообразных видов диктанта наибольшее распространение в школьной практике получили диктанты:

а) проверочный (он же контрольный, слуховой);

б) объяснительный; в) предупредительный; г) выборочный;

д) зрительный; е) творческий; ж) свободный; з) словарный.

Проверочный диктант. Выполняя роль контрольного, этот вид диктанта одновременно является и упражнением обучающего характера, так как учащийся во время письма под диктовку приобретает в то же время навыки письма на слух, навыки применения известных ему орфографических правил. Тренирует свою волю, внимание и т.д.

Контрольный диктант, как правило, проводится с целью проверки прочности знаний и навыков учащихся по тому или иному пройденному разделу. Материал по правописанию, который проверяется контрольным диктантом, должен быть хорошо усвоен учащимися, поэтому контрольной проверке предшествует различные упражнения, письменные работы обучающего характера, списывание, объяснительные, творческие диктанты.

Трудности в подборе текста для диктанта заключаются в том, что последний должен удовлетворять многим требованиям и совмещать в себе разнообразные качества одновременно. Так, он должен быть понятным детям по содержанию (соответствовать их возрастным возможностям), соответствовать по характеру орфограмм, встречающихся в нём, программе и разделам, пройденным к моменту проведения диктанта. Текст также должен включать в себя слова, затруднившие учащихся в предыдущих письменных работах, словах, в которых они ранее допускали ошибки.

Положительное значение проверочного диктанта заключается в том, что он:

а) приучает писать по слуху;

б) даёт возможность контролировать навыки правильного письма;

в) учит применению правил на практике;

г) помогает закреплению навыков письменной речи в целом;

д) развивает и укрепляет в учащихся такие качества, как внимание и воля, необходимые для успеха всего процесса обучения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.