Астры.
По утрам старушка вставала рано. Спускалось в сад, шла к цветам, прикасалась рукой к холодноватым, словно высеченным из розового камня, бутоном роз, к ярким георгинам и астрам.
Потом уходила в дом и возвращалась с ведром и садовым ножом. Бережно срезала цветы и опускала их в ведро с водой. Тут же в тени складывала букеты и уезжала.
Говорили, на базар. И еще говорили, что за такие букеты она дорого берет.
Однажды я сам оказался свидетелем ее торговли. Стояла она на углу, у почты. Букеты у нее моментально разбирали. Я еще подивился, как бойко торговала старушка.
Вчера она опять привезла астры. Над ведром пенились белые, желтые, голубые, алые беретики цветов. Меня распекало любопытство: сколько все-таки стоит её букет? Подошел и жду, что она ответит парню, выбирающему у нее цветы.
Сколько? - спрашивает он нерешительно
Она улыбается: "Бери и иди".
А деньги?
Цветы, сынок, для красоты растут… У меня их много…
Я видел, как она потом дарила свои астры трем молодым парам…
… "Для красоты растут…" Я шел и повторял эти три слова. И день мне казался удивительно праздничным.
В. Теплухин.
Изложение для 6 класса.
Сказка про солнечного зайчика.
Однажды вечером, когда солнце садилось и уже остался гореть над землей только самый краешек, оторвался от него солнечный зайчик - не хотел возвращаться домой.
Решил солнечный зайчик: "Поживу-ка я на земле. Побуду в этом красивом доме, вот как в нем чисто и все в цветах".
Прилепился солнечный зайчик на занавеску и сидит себе. Солнце совсем скрылось за лесом. Солнечный зайчик с занавески на люстру перепрыгнул. С люстры - на вазу: развлекается один.
В этой комнате девочка была больная, с температурой.
"Ночь уже, а солнечный зайчик все скачет, как странно",-удивилась девочка, лежа в постели.
Девочка смотрела, смотрела на солнечного зайчика и уснула. И зайчику стало скучно. Вдруг стало ему холодно. Он на печку прилепился, а печка летом не топленная. На букет прыгнул - цветы тоже холодные, третьего дня срезанные. Скакал солнечный зайчик, скакал - силы у него уже на исходе. На потолок прыгнул.
Подумал: "Может, с потолка солнышко увижу" - да не удержался на потолке и упал. Прямо девочке на щеку. А девочка ведь больная была, жар у нее был. Согрелся солнечный зайчик на Девочкиной щеке и уснул.
Утром солнышко встало, озабоченное очень. Думает солнышко: "Наверное, пропал озорной солнечный зайчик, остыл и умер". Глядь, а он вот где, на щеке у большой девочки. Бросились к солнечному зайчику быстрые солнечные лучи. Подхватили его, подбросили. Нашелся! Как выжил?
А девочка повернулась на другой бок, вздохнула сладко и проснулась здоровая.
Р. Погодин.
Перед проведением изложений мы с ребятами повторили правила о постановке знаков препинания в диалоге и при обращении.
При написании изложений учащиеся обоих классов допустили следующие морфологические и синтаксические ошибки: "привезла много астров", "солнечных лучов", "буду прыгнуть"; "садовый ножом", "солнце садился", "больной девочка" и т.д.
Причинами морфологических и синтаксических ошибок являются интерферирующее влияние грамматического строя родного языка и отсутствие навыков русской связной речи.
Лексические ошибки. Это употребление слов не в тех значениях, которые им свойственны в данном контексте, употребление одного слова вместо другого, нарушение норм словообразования, употребление лишних слов, пропуск слов. Лексические ошибки обусловлены расхождениями в семантических значениях слов русского и родного языков.
При написании сочинений на свободные темы "Чем я занимаюсь в свободное время" и "Мои друзья" учащиеся 5-6 классов допустили следующие ошибки: неправильное употребление видов глагола: "я каждый день сделал уроки", "мы очень долго поспорили" и т.д., ошибки в употреблении невозвратных и возвратных глаголов: "мы игрались на улице" и т.д., ошибки в образовании слов: "соседская улица", "дружеские ребята" и др. V К этой группе ошибок примыкают лексико-словообразовательные ошибки. Они обусловлены тем, что учащиеся образуют слова, не свойственные для русского языка, чаще по ложной аналогии: "грустность" (ср. нежность).
Результаты анализа изложений и сочинений обобщены в таблице 2.
Таблица 2. Речевые ошибки учащихся - дагестанцев 5-6 классов в творческих работах (изложениях и сочинениях).
Классы
Кол - во учащ-ся
Количество ошибок
всего
Сред. кол-во ошибок на 1 уч-ка
фонет-кие
Морф-кие
синтак-кие
Лекс-кие
5
22
89
45
27
11
172
8
6
20
71
39
136
7
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9