Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Метод проектов для развития театрализованных игр детей старшего дошкольного возраста
Метод проектов для развития театрализованных игр детей старшего дошкольного возраста
6
Содержание
Введение
1. Психолого-педагогические исследования особенностей использования метода проектов в воспитании и обучении
1.1 История возникновения метода проектов
1.2 Использование метода проектов в современной школе и дошкольных учреждениях
1.3 Метод проектов как способ обучения старших дошкольников театрализованным играм
Выводы по первой главе
2. Содержание и организация театрализованных игр с перчаточными куклами в старшей группе ДОУ
2.1 Диагностика представлений детей о театре и уровне развития игровых умений
2.2 Система работы по развитию театрализованных игр с перчаточными куклами у детей 6 года жизни
2.3 Результативность проведенной работы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Метод проектов зародился в конце XIX века в сельскохозяйственных школах США усилиями американских педагогов - новаторов Е. Пархерст, В. Килпатрика, Э. Коллингса и основывался на теоретических позициях философа-прагматика Джона Дьюи.Ключевым положением в прагматической педагогике, провозгласившей обучение посредством "делания", была мысль о том, что ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании и освоении окружающего мира. Это был долгий путь стихийных поисков, при котором познавательная активность человека объяснялась, прежде всего необходимостью его выживания, хотя любопытство тоже играло определенную роль. Дж Дьюи считал, что подобный путь вынужденных поисков наиболее естественен для ребенка.Некоторые исследователи утверждают, что идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Еще в 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством Станислава Теофиловича Шацкого, которая активно внедрила в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты.Идеи проектного метода в той или иной степени разделяли в своей деятельности А.С. Макаренко, М.М. Пистарк, В.Н. Сорока-Росинский, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев. Вместе с С.Т. Шацких работала Л.К. Шлегер. Она впервые применила метод проектов для обучения дошкольников. С 1931 до начала 90-х годов метод проектов в практике советской школы и детских садов не применялся.Сегодня метод проектов очень популярен и в школе, и в дошкольных учреждениях. За последнее десятилетие проведены многочисленные исследования, дан подробный ретроспективный анализ истории метода проектов в работах Е.С. Полат, И.С. Сергеева, И.Ю. Пахомовой, М.Б. Романовского.Используется метод проектов в целостном педагогическом процессе ДОУ для решения разных задач: ознакомления с природой (проект "Птицы", "Земля-кормилица"), патриотического воспитания ("Наш город", "Символы России"), ознакомления с трудом взрослых ("Бодрая корова"). Мы выбрали метод проектов для развития театрализованных игр детей старшего дошкольного возраста.Выбор темы определялся противоречием: театрализованные игры яркие, костюмированные, с многочисленными ролями, а в практике используются недостаточно эффективно. Самостоятельно такие игры дети почти не организуют.Разрешение данного противоречия определило цель исследования: определение педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования театрализованных игр в группах старшего дошкольного возраста.
Задачами
данной
работы
являются
:· изучение психолого-педагогических исследований по проблеме возможностей использования метода проектов в практике дошкольных учреждений и в организации театрализованных игр с дошкольниками;· определение педагогических условий развития театрализованных игр в группах старшего дошкольного возраста;· разработка и реализация проекта "Театр бибабо и дети".
Объект
исследования
: процесс освоения детьми театрализованных игр, а
предмет
- метод проектов как способ обучения детей театрализованным играм.
Гипотеза
исследования
:
метод проектов можно эффективно использовать в работе по развитию театрализованных игр старших дошкольников если:· создать условия для активной творческой деятельности старших дошкольников, участвующих в театрализованной деятельности;· привлечь взрослых (родителей, педагогов) к партнерскому участию в театрализованных играх детей;· обучить детей приемам манипуляции в театре бибабо;· приобщать детей к театрализованной культуре.В работе использованы традиционные
методы
исследования
:
· изучение научной и методической литературы по обозначенной проблеме (конспектирование, аннотирование, составление библиографии, выписки, цитирование);· диагностика представлений детей о театре и уровне развития их театрализованных игр;· разработка программы "Школа юного кукловода" и ее реализация;· статический анализ результатов.Теоретической основой работы стали труды Д. Дьюи, Е.И. Полат, И.С. Сергеева, И.Ю. Пахомовой, Н.Ф. Сорокиной, Н. Комратовой.Базой для практической работы стал МДОУ ЦРР детский сад № 57 г. Белгорода.
1. Психолого-педагогические исследования особенностей использования метода проектов в воспитании и обучении
1.1 История возникновения метода проектов
Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.Метод проектов возник во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесен в общеобразовательную школу. Он основывается на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей "Обучение посредством делания". Эта основная идея метода проектов сформулирована Д. Дьюи [3].Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.Дьюи Джон (Dewey) родился 20.10.1859 в Берлингтоне, штат Вермонт, умер 01.06.1952 в Нью-Йорке. Имя Джона Дьюи в зарубежной педагогике окружено легендой, но к сожалению, его труды мало известны российским педагогам. Деятельность Дьюи радикально повлияла на становление современного американского, да и европейского образования. За свою долгую жизнь Дьюи опубликовал более 1000 книг и статей. В 1896 г., будучи профессором Чикагского университета, он организовал при университете экспериментальную "школу-лабораторию", снискавшую широкую известность и ставшую одной из ведущих "новых школ" в мире. Именно здесь впервые в мире был реализован метод проектов.С 1904 по 1930 гг. Дьюи преподавал в Колумбийском университете. В этот период он выступил инициатором создания "Ассоциации родителей и учителей" Для распространения своих педагогических идей Дьюи часто ездил в международные лекционные турне. В 1928 г. он побывал в СССР, где знакомился с местным опытом педагогической работы. Дьюи пришел в неподдельный восторг от масштабных педагогических преобразований "совершавшихся в СССР".С Джона Дьюи начинается осознание явления, которое впоследствии назовут кризисом системы организованного образования. Той системы, что сейчас называется традиционной и противопоставляется так называемом у альтернативному (прогрессивному, новому, свободному) образованию, - обыкновенной предметно-классно-урочной системы, через которую проходили и проходят сейчас почти все люди во всем мире. Именно эту систему Джон Дьюи объявил несоответствующей современному ему уровню развития общества, и по существу вредной (Ю. Турчанинова, Э. Гусинский) [3, с.9].Не все исследователи однозначны в оценке деятельности Д. Дьюи. Так, известный отечественный ученый А.И. Пискунов [], отмечал, что широкое внедрение его идей в практику элементарной школы США и некоторых других стран привела к нарушению систематичности обучения, к снижению его научного уровня. Именно поэтому прагматическая педагогика Дьюи во II-й половине XX в. подвергается острой критике не только педагогами-марксистами, но и буржуазными педагогами разных стран.Килпатрик Вильям (Kilpatrick), родился 20.11.1871 в Уайт-Плейнс, штат Джорджия, умер 13.02.1965 в Нью-Йорке. Ученик и последователь Дж Дьюи. Работал школьным учителем, преподавал в Мерсеровском университете, президентом которого был в 1903-1905 гг., с 1909 по 1938 гг. преподавателем, а затем профессором педагогического колледжа Колумбийского университета (Нью-Йорк). В 1918 г. Килпатрик выпустил в свет монографию "Метод проектов", снискавшую широкую известность в США и других странах. На русский язык эта книга была переведена в 1925 г. и тогда же опубликована. Среди других популярных книг Килпатрика "Основы метода" (1925, русск. изд. - 1928) и "Воспитание в условиях меняющейся цивилизации" (соотв. 1926 и 1930 гг.). Килпатрик полагал, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества. Он видел главную педагогическую задачу в развитии у детей способности к самостоятельному освоению различных методов решения проблем, способности к поиску и исследованию. Учебный процесс по Килпатрику направлен не столько на усвоение и запоминание материала, сколько на ориентирование в конкретных жизненных ситуациях. Школа, по его мнению, призвана готовить учеников не к конкуренции на рынке труда, а к осмысленному участию в совершенствовании условий жизни. Воспитание должно основываться на уважении к личности.В работах В.Х. Килпатрика, Э. Коллингса метод проектов получил детальную разработку [].В. Килпатрик так определил программу школы, работающей по методу проекта: программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат к развитию и обогащению целого потока других опытов" [].Таким свойством может обладать только деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основываться на актуальных интересах. Отсюда делается вывод, что ни государство, ни учитель не может заранее вырабатывать школьную программу. Она создается детьми совместно с учителем в процессе обучения и черпается, прежде всего, из окружающей действительности. При таком построении учебного процесса учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их с помощью инстинктов а также тех знаний, которые нужны для достижения данной практической цели (например, учащиеся должны были выполнить проект "Как мистер Мозер разводит таких прекрасных кур").В 20-х гг.20 в. метод проекта привлек внимание советских педагогов, которые считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся в обучении и будет способствовать осуществлению непосредственной связи между приобретением учащимися знаний и умений и применением их в решении практических задач. При этом предполагалось, что в современных условиях содержанием проектов будут общественно полезные дела, привлечение учащихся к строительству социализма. Метод проектов стал частично применяться в практике школ - сначала опытных, а затем и некоторых массовых.Первыми в России начали использовать метод проектов С.Т. Шацкий и А.У. Зеленко в 1905 гг.А.У. Зеленко несколько лет прожил в США, изучая тамошнюю систему образования и, вернувшись на Родину, вместе с С.Т. Шацким создали детско-юношеские клубы на московских окраинах и летнюю колонию в подмосковном Щелкове. В 1906 г. вместе с А.У. Зеленко, Л.К. Шлегер и другими Шацкий организовал общество "Сетлемент", которое в 1908 г. было закрыто полицией "за пропаганду социализма среди детей". При этом сам Шацкий был арестован. Однако это не остановило педагога. Выйдя на свободу, он вместе с товарищами возобновил свою деятельность и в 1909 г. зарегистрировал общество "Детский труд и отдых", а в 1911 организовал летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь". При участии ста сотрудников на базе этого и других детских учреждений в 1919 г. была создана первая опытная станция по народному образованию Народного комиссариата просвещения РСФСР. Станция имела сельское отделение в Калужской области и городское в Москве. Она представляла собой комплекс научно-исследовательских педагогических учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений для детей и культурно-просветительских организаций для взрослых. В этих учреждениях на основе единой исследовательской программы разрабатывались и проверялись на практике новые формы и методы воспитания. С.Т. Шацкий был активным членом учебно-педагогической секции ГУСа (Государственного ученого совета) и коллеги Наркомпроса и, тем самым, одним из главных инициаторов педагогических реформ в России двадцатых годов, где широко применялся метод проектов.
Страницы: 1,
2
,
3
,
4
,
5
,
6
,
7
,
8
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.