Рефераты. Метод проектов для развития театрализованных игр детей старшего дошкольного возраста

p align="left">Как видно из таблицы: чаще всего дети выбирают правильно лишнее, но затруднялись объяснить свой ответ. Они видят, но не могут объяснить разницу. У них нет четких представлений о различных театрах таких как: настольный театр, теневой театр, бибабо, стендовый театр, хотя все эти виды театров они видели в детском саду, в некоторых принимали участие. Наверное одноразовые объяснения воспитателя оказались недостаточными. Многие дети, например Дима С. вообще не принимает задание. Дима искал другое основание для обобщения: "Всех игрушек по одной, а кошки две, надо по одной" и "Потому что она девочка, остальные все животные". Проводить диагностику было трудно, так как дети, просто хотели поиграть с куклами из театра, были не очень внимательны. Многие вопросы вызвали у них затруднения, почти все они говорили, что они не знают ответа.

На основе полученных в ходе диагностики данных можно выделить 3 уровня представлений: высокий, средний, низкий.

Высокого уровня представлений о видах театров не показал никто.

Средний уровень представлений имеют Даша Д., Данил Г., Савелий П., Ксюша В. Они выбрали правильно, но не смогли это объяснить.

Низкий имеют Андрей К., Дима С., Лиза П., Аня Я., Артем А. Эти дети отвечали в основном правильно и не правильно (50 % - 50%) без объяснений.

Очень слабый уровень у Лизы С., она не смогла дать ни одного правильного ответа на поставленные перед ней вопросы, хотя в театр играть она любит.

В диаграмме это можно представить так:

Очевидна необходимость специальной целенаправленной работы по ознакомлению детей с различными видами театров.

Театрализованная игра, как любая детская деятельность, не может развиваться без предметного насыщения. Для развития театральной игры необходима специфическая развивающая игра, включающая различные виды театральных игрушек.

При оценке развивающей среды для театрализованной деятельности мы опирались на критерии разработанные С.Л. Новоселовой. Они включают следующее:

1. Качество содержания (отражает ли среда весь спектр детской театрализованной деятельности; представлена ли проблемность в содержании среды - есть ли малознакомые, новые предметы, действуя с которыми ребенок решает ряд задач, возникающих по ходу игры);

2. Качество структуры (можно ли активно действовать с театральными игрушками, есть ли место для взаимодействия с другими детьми);

3. Функциональный и эмоциональный комфорт детей (сомасштабна ли среда глазу, действиям руки и росту ребенку; добротность, эстетическая привлекательность, простота в обращении).

В нашей группе есть материал для декораций и элементы костюмов для игр-драматизаций по русским народным сказкам, ширма для кукольного театра и перчаточные куклы для сказок "Теремок", "Репка", "Колобок", "Заюшкина избушка", "Зимовье у зверей". Эти же куклы в других костюмах могут быть использованы для других постановок. Здесь же в уголке, который дети называют "Театр" имеются коробки с настольным театром и материалы для театрализованных игр на фланелеграфе.

Само по себе наличие пособий проблему развития детей не решает. В нашей старшей группе рядом с этими пособиями есть два педагога, увлеченных театром, умеющих реализовать творческий потенциал имеющейся среды и управлять развитием творчества детей в театральной деятельности.

В.А. Китаева и В.В. Лепетюха создали эту среду и мы, студенты, принимали в этой деятельности участие. В ходе совместной деятельности мы усвоили, что должна включать среда для театральной деятельности поняли механизм ее воздействия на личность.

Среда для театрализованных игр, созданная в старшей группе №8, предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества, усвоить умения, знания (чему-то научиться). Она является целостным по содержанию театрально-эстетическим пространством жизни детей и предполагает влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования театра в детском саду.

Театрализованные игры очень часто сопровождаются музыкой, поэтому один из компонентов развивающей среды является музыкальный центр и фонотека.

В социальной составляющей среды необходимо выделить такой существенный момент, как организация мотивирующего фактора, эмоционального фона среды. Мы вместе с воспитателями поддерживали такой фон, создающий комфортные условия для ребенка и культивирующего его театральное творчество.

Итак, содержание и оформление развивающей среды для театрализованных игр в старшей группе можно оценить как достаточное. Она включает в себя все виды театральных игрушек, элементы костюмов и декораций, расположенных в удобном для игры месте. Все пособия и материалы детям доступны в любое время, они используют их без специального разрешения.

2.2 Система работы по развитию театрализованных игр с перчаточными куклами у детей 6 года жизни

На основе данных, полученных на констатирующем этапе, был составлен проект "Театр бибабо и дети"

1. Задачи проекта:

· Создать условия для активной творческой деятельности старших дошкольников, участвующих в театрализованной деятельности.

· Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

· Обучить детей приемам манипуляции в театре бибабо

· Развивать артистические умения детей в плане переживания и воплощения образа.

· Приобщать детей к театральной культуре, обогащать их театральный опыт.

· Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.

2. Форма реализации проекта:

Создание в старшей группе №8 театра "бибабо"

3. Содержание учебно-воспитательного процесса:

· Экскурсии к зданиям кукольного и драматического театров.

· Посещение спектакля в драматическом театре.

· Встреча с актерами кукольного театра.

· Просмотр спектаклей кукольного театра "Шляпа с приключения", "Солнечный зайчик с планеты Земля", "Пряничный домик".

· Чтение глав из книги А.Н. Толстого "Приключения Буратино", С. Образцова "Театр кукол".

· Составление альбом с иллюстрациями, фотографиями о кукольных спектаклях.

· Создание "Школы юного кукловода" со следующей программой:

· Как играют актеры в театре бибабо?

· Руке нужен отдых

· Какая кукла тебе нравится?

· Как кукла двигается?

· Как куклы разговаривают?

· Что умеет делать твоя кукла?

· Постановка спектаклей в детском театре "бибабо"

ь Удивительные кошки (по Д. Хармсу)

ь Почему кот моется после еды

ь Мать и дети

ь Как собака друга искала

ь Мамины сказки.

4. Организация развивающей познавательной предметной среды.

· Изготовление совместно с детьми и родителями кукол и декораций для игр в театре "Бибабо" для спектаклей:

ь Удивительная кошка

ь Уточка

ь Мальчик

ь Курица

ь Ослик

ь Девочка

5. Совместная работа с родителями.

· Приглашение родителей к работе по сочинению сценариев для детских спектаклей.

· Участие родителей в постановке спектаклей в качестве актеров, зрителей.

· Выпуск газеты для родителей "Театр и детей"

Реализация проекта заняла длительное время (сентябрь 2007 - февраль 2008г.). В работе участвовали воспитатели старшей группы №8 Лепетюха Валентина Владимировна, Китаева Валентина Алексеевна, логопед Цапкова Татьяна Яковлевна и я, студентка педагогического колледжа Гулевская Анна Сергеевна.

Школа юного кукловода

1. Первое занятие предполагало вызвать интерес к театру бибабо у детей и желание им заниматься.

Мы с воспитателями показали детям спектакль "Удивительные кошки" и дали возможность каждому после спектакля поиграть с понравившейся куклой, чтобы они осознали: сделать из куклы актера нелегко, этому следует учиться,

2. Следующее занятие "Руке нужен отдых"

Во время работы с куклой рука устает даже у опытного профессионального актера. Дети не должны испытывать во время занятий неприятных физических ощущений, поэтому мы вовремя предупреждаем мышечное перенапряжение и даем детским рукам возможность отдохнуть. Для этого существуют специальные упражнения для расслабления мышц рук. Они обязательно включаются в каждое занятие.

Самая простая поза, позволяющая отдохнуть руке, - поставить руку с куклой на локоток на поверхность стола или на ладонь другой руки.

Другие упражнения предполагают более кардинальный отдых.

Условно их можно разделить на два блока - упражнения, включающие маятникообразные движения с куклой на руке, и упражнения, в процессе которых дети снимают куклу с руки.

Упражнения первой группы.

"Кукла качается на качелях".

Выпрямить руку с надетой на нее куклой в локте, поднять вверх, размахивать прямой рукой вперед-назад, влево-вправо.

В это время можно приговаривать:

Ой-да, ой-да, ой-да, ух!

Я лечу, лечу, как пух

(из Льва Квитко)

"Кукла висит на турнике вниз головой"

Свободно и расслабленно повесить руку с куклой, размахивать прямой рукой вперед-назад.

"Кукла катается на каруселях"

Руку с куклой согнуть в локте, вращать полусогнутой рукой перед собой, описывая круги справа налево и слева направо. В это можно приговаривать:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели.

"Кукла плывет на лодочке"

Руку с куклой опустить вниз, несильно размахивать опущенной вниз рукой влево-вправо.

Баржа по реке идет,

Кукла в лодочке плывет!

Упражнения 2-й группы

"Поменяй руку"

По сигналу дети быстро переодевают куклу с одной руки на другую. Кукла восклицает: "А я уже здесь!"

"Кукла меняет хозяина"

По сигналу дети быстро меняются куклами друг с другом.

"Кукла отдыхает"

Ребенок снимает куклу с руки и укладывает ее на колени или к себе на плечо. При этом руки ребенка принимают произвольное положение. Можно спеть кукле колыбельную песенку.

"Кукла засыпает"

Ребенок укладывает руку с куклой на другую руку, как в кроватку, и укачивает ее. Можно приговаривать:

Баю-бай, баю-бай

Спи малышка, засыпай!

3. Подобные упражнения мы проводили и для обучения движениям куклы.

В ходе выполнения упражнений обращали внимание детей на осмысленность и точность разных движений куклы; нельзя допускать бессмысленного размахивания рукой.

Начало и конец каждого упражнения обозначается звуковым или зрительным сигналом, который подает педагог или кто-то из детей. Для звуковых сигналов использовали свисток, дудочку, различные свистульки, колокольчики, бубен, металлофон, барабан, погремушки, фрагменты фонограммы и т.д. Зрительный сигнал подается с помощью султанчика, флажка, разноцветных ленточек, цветных платочков и т.п.

Упражнения предполагают различные варианты:

ребенок выполняет упражнение;

ребенок выполняет упражнение с двумя куклами на обеих руках;

дети выполняют упражнения с куклой на руке в парах, в мини-группах по три-четыре человека, в группах по восемь-десять человек.

Каждое упражнение повторяется три-четыре раза и может выполняться в разных темпах.

Упражнения для отработки движений головы куклы.

При выполнении упражнений нужно следить за тем, чтобы кукла "не болтала" головой.

"Кукла смотрит вниз": указательный палец слегка сгибается и разгибается.

"Кукла крутит головой": указательный палец слегка сгибается и разгибается, осуществляя круговые вращательные движения слева направо и справа налево.

"Кукла смотрит по сторонам": указательный палец слегка наклоняется влево-вправо.

"Кукла прячет нос от комара": "кукла вертит головой в разные стороны" (быстрые непроизвольные вращательные движения слегка сгибающимся и разгибающимся указательным пальцем).

"Куклу тянут невидимые ниточки": педагог говорит, что невидимая ниточка тянет куклу за нос, за уши, за подбородок, и т.д.

Чтобы это изобразить, нужно совершить медленные вращательные движения сгибающимся до возможного предела и разгибающимся указательным пальцем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.