Рефераты. Метод проектов для развития театрализованных игр детей старшего дошкольного возраста

оспитывать навыки к театральному искусству, через просмотр театральных постановок, видеоматериалов, рассказывать о театре, театральных профессиях.

Учить постигать художественные образы, созданные театрализованной выразительности (цвет, грим, музыка, слова хореография, декорации и др.) и распознавать их особенности.

Способствовать формированию оценочных суждений в процессе анализа сыгранных ролей, просмотренных спектаклей.

К концу года к семи годам дети могут.

Понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.

В беседе о просмотренном спектакле высказывать свою точку зрении я.

Владеть навыками театральной культуры: знать театральные профессии, правила поведения в театре.

Участвовать в творческих группах по созданию спектаклей ("режиссеры", "актеры", "костюмеры", "оформители" и т.д.)

Как видно из содержания программы объем знаний о театре в каждой возрастной группе увеличивается. Умение детей усложняются, предъявляются более высокие требования к изобразительности.

Авторы считают театрализованную игру важным средством воспитания и развития ребенка, поэтому раздел детально прописан, есть методические рекомендации к ее осуществлению.

Даны темы театрализованных представлений для каждой возрастной группы.

В отличие от программы под редакцией М.А. Васильевой, в программе "Развитие" раздел называется "Режиссерская игра" и включает в себя, кроме самостоятельной игры с игрушками, игры с настоящими куклами, бибабо, с перчатками, игры драматизации и детские спектакли.

Роль режиссерской игры авторы программы видят в том, что она развивает детское фантазирование, настаивают на представлении детям большей самостоятельности, утверждают, что вмешательство взрослого приводят к тому, что игра распадается. С другой стороны авторы программы считают, что есть вторая линия развития детской игры, которая требует прямого руководства со стороны взрослых, она строит мостик "от игры к художественно-эстетической деятельности", помогает ребенку освоить средства театрализованного искусства, в процессе этого развиваются умственные способности и, прежде всего, способность к децентрации. Осваивая театрализованную деятельность, дети учатся принимать не только свою точку зрения, роль которого в настоящее время выполняет, но и иную (зрительскую).

Особое внимание в подготовительной группе программа отводит обучению работы с верховыми перчатными куклами бибабо.

Это сложная работа, требующая от детей перестройки движения рук. Начинается она с этюдов как парное взаимодействие в котором выстраивается обратная связь между зрителем и ребенком кукольником примерно 2 месяца. Далее детей учат строить новое сказочное пространство и перестройку речи детей. Они должны научиться отделять простую речь от актерски-ролевой речи.

Основной акцент программа делает на пробуждение самостоятельного и естественного интереса детей к такой художественной деятельности и его дальнейшем развитии; в силу возраста детей, техника исполнения остается на втором месте.

Раздел театрализованная игра есть в программе "Из детства в отрочество" (Доронова Т.Н.) здесь делается акцент на совместной с родителями театрализованной игре. Такая работа нацелена на развитие способностей каждого ребенка, формирование творческого воображения и развитие коммуникативности. Т.Н. Доронова считает: "Целенаправленная работа по театральной деятельности должна обеспечивать эмоциональное благополучие каждому ребенку, способствовать своевременному и полноценному психическому развитию и приобщению к общечеловеческим ценностям".

Работа строится в форме игры в театр со взрослыми, и предполагает не сценическую игру, не приготовленную на репетиции, а импровизацию.

Программа "Детство" (Бабаева Т.И., Ноткина Н.А.) не выделяет театрализованные игры в особый раздел. Они включены в раздел "Творческие игры" и предполагают использование игр-драматизаций, кукольных концертов, игр-имитаций для воспитания и развития детей, обращается внимание на придумывание сюжетных линий самостоятельно.

Таким образом, можно констатировать что все современные комплексные программы считают театральную игру, значимой деятельностью обеспечивающую своевременное развитие художественных способностей, коммуникативных умений, воображения, мышления, памяти. Содержание программы по данному разделу несколько отличается, но задачи формулируются почти одинаково.

Выводы по первой главе

Изученные исследования по теории и методике использования метода проектов в целостном педагогическом процессе образовательных учреждений разного уровня позволяют сделать следующие выводы.

1. Метод проектов, не являясь принципиально новым в мировой педагогике, в настоящее время стал интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования.

Осталась прежней сущность метода - стимулировать интерес детей к общественно и личностно значимым проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, на основе которых дети находят пути решения проблемы на практике.

2. Метод проектов широко используется в школах США и Западной Европы, Израиля, Бразилии и др. странах. Такая популярность метода обусловлена рациональным сочетанием знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности.

3. Основоположник метода проектов американский философ-прагматик и педагог Д. Дьюи главную идею его сформулировал как "обучение посредством делания", а с позиции обучающегося эта идея звучала так: "Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить", т.е. обучение строится на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

4. Возможности использования метода проектов в работе с дошкольниками проверены в практике педагогов-новаторов 20-30 годов XX века, в исследованиях И. Штанько, Н. Комратовой (2001-2004гг.), в опыте многих воспитателей современных детских садов.

5. Возрастные особенности дошкольников вносят определенные ограничения в использование метода проектов в воспитательно-образовательной работе из-за недостатка социального опыта детей, неумении самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, невозможности самостоятельно поставить общественно-значимую цель. Поэтому равноправными партнерами проекта становятся педагоги - дети - родители.

6. Метод проектов можно использовать для развития театрализованных игр старших дошкольников, как продукт сотрудничества, сотворчества воспитателей, детей, родителей, других специалистов ДОУ. Это сотрудничество - первое и важнейшее условие успешной реализации проекта. Кроме этого, важно тщательно продумать и организовать предметную среду, разработать подробный план действия всех участников проекта. Результаты работы должны быть ярко и зрелищно представлены перед зрителями. В спектакле - игре необходимо продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

7. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют умственному развитию дошкольников, готовят к обучению детей в школе.

2. Содержание и организация театрализованных игр с перчаточными куклами в старшей группе ДОУ

2.1 Диагностика представлений детей о театре и уровне развития игровых умений

Практическая работа с детьми проводилась на базе МДОУ №57 в старшей группе №8, совместно с воспитателями Китаевой В.А. и Лепетюха В.В. Для детального анализа, уровня представлений и развития игровых умений в театрализованной игре было взято 10 детей, методом случайной выборки. Список детей:

1. Андрей К.

2. Даша Д.

3. Данил Г.

4. Дима С.

5. Лиза П.

6. Савелий П.

7. Ксюша В.

8. Аня Я.

9. Артем А.

10. Лиза С.

Основными методами, используемыми для диагностики, были:

· Наблюдение за играми детей

· Анализ предметно-развивающей среды.

· Беседа с детьми и родителями

· Диагностическая игра "Что лишнее".

В процессе наблюдения мы ставили следующие задачи:

· Выяснить играют ли дети в театр.

· Используют ли в театрализованных играх перчаточные куклы, куклы бибабо.

· Кто из детей чаще других играет с театральными игрушками.

· Умеют ли дети объединяться для театрализованной игры, какие роли любят принимать.

Наблюдения показали, что детям интересны театральные игры. На протяжении недели все дети из подгруппы принимали участие в той или иной театрализованной игре.

Таблица № 1

Имя

ребенка

Драматизации

Режиссерские

Игры по сказкам

Игры - имитации животных литературных персонажей

Ролевые диалоги

Игры - импровизации

Бибабо

Настольные

Андрей К.

+

+

+

Даша Р.

+

+

+

+

+

+

Данил Г.

+

+

+

+

+

+

Дима С.

+

+

Лиза П.

+

+

+

Савелий П.

+

+

Ксюша В.

+

+

+

+

+

+

Аня Я.

+

Артем А.

+

+

Лиза С.

+

+

+

Как видно из таблицы чаще всего дети играют в театральные драматизации, т.е. ребенку интересно исполнять роль в качестве "артиста", он пытается самостоятельно или с помощью воспитателя создать образ, используя доступные ему средства выразительности. Проиграть сказку с начала до конца почти никому не удается, если не приходит на помощь взрослый, но показывают эпизоды, имитируя животных, людей, литературных героев дети с удовольствием, пока не замечают, что я за ними наблюдаю. У Даши, Данила, - получаются ролевые диалоги, они это понимают, им нравится, и они часто играют в театр.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.