В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.
Первый - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное ее решение определяет только сам ребенок). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел. Чем старше дети, тем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.
Второй этап - процесс создания изображения. Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда ребенок создает изображение по собственному замыслу, когда педагог задает лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.
И.Я. Лернер так определяет черты творческой деятельности ребенка старшего дошкольного возраста:
* самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
* видение новой функции предмета (объекта);
* видение проблемы в стандартной ситуации;
* видение структуры объекта;
* способность к альтернативным решениям;
* комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.
И.Я. Лернер утверждает: творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.
Однако Комарова Т.С. обращает внимание на то, что самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию (первая черта по Лернеру) у детей может проявиться, если они научатся воспринимать предметы, объекты действительности, научатся выделять их формы, включая в этот процесс движения обеих рук по контуру предмета (Иными словами, как обводим предмет, рассматривая его, так и рисуем - карандашами, кистью, фломастерами.). Только тогда дети смогут применять этот способ самостоятельно, только тогда постепенно приобретут свободу изображения любых предметов, даже тех, что не имеют четко фиксированной формы, например облаков, лужиц, плывущих льдин, нерастаявшего снега.
Вторая черта по Лернеру - видение новой функции предмета (объекта) - проявляется, когда ребенок начинает использовать предметы-заместители. Таким образом, знакомя детей с произведениями искусства (изобразительное искусство, литература, музыка), мы тем самым вводим их в мир эталонов прекрасного, т.е. претворяем в жизнь те цели и задачи, о которых сказано выше, - к пониманию выразительности средств и образного решения, разнообразию цветового и композиционного построения.
Таким образом, обращаясь к проблеме развития детского изобразительного творчества, выявив его понятие, а также критерии оценки и уровни развития, мы обратились к новому на сегодняшний день направлению - детскому дизайну. Наша задача показать возможности детской дизайн-деятельности в развитии изобразительного творчества детей.
В этих школах разрабатывались главные принципы дизайнерского искусства (функционализма/конструктивизма), а также готовились первые профессиональные дизайнеры. Первая же дизайнерская контора появилась в США в начале 20-ого века. В связи с тем, что главным мотивом развития американского дизайна является экономика, американский дизайн не ассоциируется с видом искусства, а создает впечатление о том, что служит для материальных целей раскрутки товара [27]. Наиболее яркими примером американского дизайна является серия деятельности таких фирм как Nokia, Filips, Motorola, Siemens и Samsung.
Что касается России, то в русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно. Пришло оно из итальянского языка и в переводе имеет множество значений. “Disegno” - это замысел, план, намерение, цель, чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор, модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция. В связи с бурным развитием современных технологий, понятие дизайна приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает не только какой-то отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко всем областям современной деятельности человека. Человек, занимающийся дизайном (дизайнер) должен обладать знаниями во многих предметных областях и умело применять их на практике, проецируя в творческом процессе создание образа. С уверенностью можно сказать, что дизайн - это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.
В истории нашей страны встречались также и такие обозначения дизайна, как "Декоративное искусство" или "Техническая эстетика". Восприятие и разнообразное использование термина “дизайн” в разных странах говорит об уникальности каждой из культур и об их особом отношении к этому виду искусства. Предпосылками дизайнерского искусства являются:
· прежде всего, естественное человеческое стремление к прекрасному, а также желание воплощения новых и все более совершенных образов
· экономическая выгода, являющаяся огромным мотивом для развития дизайна
Сейчас не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна. Существует:
· дизайн интерьера
· дизайн одежды
· дизайн книги
· ландшафтный дизайн
· предметный дизайн
· выставочный дизайн
· Web-дизайн.
Основные понятиями дизайна являются:
художественное проектирование (эстетизация промышленной среды, создание духа вещи), художественное конструирование (эстетизация техники), а также области дизайна: промышленный (дизайн промышлннных товаров, конвейерно-потоковый массовый дизайн),
стайлинг "дизайн" (художественная адаптация уже готовой формы или улучшение технической части объекта, средовой дизайн (дизайн архитектурной среды (интерьер-экстерьер), услуги дизайнеров, проектирующих художественные праздники, выставки и тд),
графический дизайн (проектирование символов-знаков, логотипов, услуги дизайнеров, проектирующих полиграфическую продукцию и тд.),
публишь-арт (так называемый народный (городской) дизайн, нон-дизайн (организует процессы производства, обслуживания, сбыта, обучения),
Web-дизайн (проектирование интернет серверов),
фито-дизайн (дизайн с применением, в основном, природных элементов, цветов и растений), рекламный дизайн, футуро-дизайн (исторический дизайн и прогностический дизайн будущего),
кустарный дизайн (скорее ремесло, основанное больше на личном опыте и вкусе, чем на образовании), китч (этот стиль широко используется в современной рекламе, ориентированной на широкого (народного) потребителя), арт-дизайн (дизайн штучный, концептуальный, элитный) [28].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11