Рефераты. Обучение элементам дизайна как условие развития детского изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

араллельно тому, как с детьми проводились занятия, с их родителями проводились специальные консультации «Дизайн в семье» (см. приложение 4), на которых родителям предлагалось заниматься с детьми дома элементами дизайна и давались конкретные рекомендации по организации подобных занятий дома. Также родителям объяснялась важность бережного отношения к продуктам детской деятельности, важности выполнения детьми домашнего задания.

Итак, после проведения формирующего эксперимента, мы перешили к контрольному эксперименту, чтобы выяснить, повлияли ли занятия по дизайн-деятельности на уровень развития изобразительного творчества взятых нами для психолого-педагогического эксперимента детей.

Цель контрольного эксперимента: выявить итоговый уровень развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста и провести сравнительный анализ результатов.

Нами была взята та же методика, которую мы использовали при проведении первого констатирующего эксперимента. Полученные результаты мы свели в таблицу, представленную ниже.

ФИО

Форма предметов

Строение предметов

Пропорции

Композиция

Цветовое решение

Самостоятельность замысла

Оригинальность изображения

Устойчивость интереса

Обогащение замысла

Использование техник изображения

Итого

Кибкало Сергей

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

29

Магнолин Егор

2

2

3

2

3

3

2

3

2

2

24

Панкратов Саша

2

2

3

2

3

3

3

3

3

1

25

Анатоленко Лена

3

2

1

3

2

3

2

3

3

1

23

Васильева Ксения

2

2

2

3

3

3

3

2

2

1

23

По итогам данной таблицы, мы можем сделать следующее заключение: на высоком уровне развития изобразительного творчества находятся 2 ребенка (Кибкало С. и Панкратов С.), на среднем - 3 ребенка (Магнолин Е., Анатоленко Л., Васильева К.), на низком уровне не оказалось никого.

Кибкало Сергей выполнил очень качественную работу, рисовал красками и использовал нетрадиционные техники изображения. Почти по всем критериям он показал очень высокий уровень.

Панкратов Саша удивил качеством и оригинальностью своей работы
и, сравнивая его предыдущие результаты, мы увидели - изначально находясь на среднем уровне развития изобразительного творчества, ребенок переместился на высокий. Повысился уровень самостоятельности в выборе замысла у этого ребенка, а также интерес к деятельности сохранялся на протяжении всего процесса работы, к содержанию добавлялись новые элементы.

Магнолин Егор перешел от мрачных цветов
в своих рисунках к более ярким и «позитивным» и хотя шаблонность в его работе все же присутствует, он стал уходить от старых приемов, используя новые (раньше ребенок не любил рисовать краски, теперь он не только использует их везде, но и учится смешивать и получать новые цвета.

Васильева Ксения также перестала заглядывать в рисунки подруги по парте, а стала рисовать и придумывать содержание сама и хотя не все еще получается, как сама она говорит: «Я стараюсь».

Анатоленко Лена
перестала бросать работу, если она не получилась. Она не отказывается от темы задуманного, а продолжает рисовать (она хотела нарисовать котенка, однако он у нее не получился, она его не дорисовала, а обогатила рисунок новым содержанием - нарисовала цветочную клумбу с разными цветами).

Сравнительной анализ контрольного и констатирующего этапов эксперимента представлен на диаграмме 1, из которой виден существенный прогресс, который произошел за короткие три месяца, когда дети занимались дизайн деятельностью.

Из данной диаграммы мы видим,
что у каждого ребенка повысился уровень изобразительного творчества по сравнению с предыдущим.

Таким образом,
мы можем также сказать, что в результате занятий по детскому дизайну (что подтвердил опрос среди педагогов и родителей) дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность. Творческая активность проявилась также в способности планировать свою работу. Дети научились замысливать образ, искать средства их воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. Все чаще в высказываниях детей стало звучать местоимение «Я»: «Я нарисую так…, Я сделаю это по-своему…, Я думаю…, Я видел…, Я чувствую…, Я могу…». Это говорит о том, что дети научились открывать, творить для себя мир и себя в своем мире.

У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении аранжировки из природных материалов, подбирать и создавать фасоны одежды, костюмов, обстановку для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать бытовые и праздничные интерьеры.

Заключение

Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и
свободно мыслящей - постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.

Поэтому в
своей работе мы обратились к этой новой на сегодняшний день деятельности - детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию изобразительного творчества.

В ходе нашего исследования нами была поставлена цель: определить возможность обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с целью развития детского изобразительного творчества, а также разработка программы «Юный дизайнер» направленной на развитие изобразительного творчества.

В теоретической части нашей работы мы рассмотрели понятие детского изобразительного творчества, его виды, критерии и уровни
развития, а также определили понятие детского дизайна, его типы и виды, проблему обучения этой деятельности детей дошкольного возраста и организацию занятий по дизайн-деятельности.

В экспериментальной части
исследования осуществлялась проверка выдвинутой нами гипотезы о том, что обучение детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с целью развития детского изобразительного творчества будет эффективным при соблюдении определенных требований.

На первом констатирующем этапе эксперимента мы выявили у детей старшей группы исходный уровень развития изобразительного творчества. На втором этапе мы проводили формирующий эксперимент, апробируя нашу программу «Юный дизайнер». Целью данного этапа было развитие изобразительного творчества у детей средством занятий по дизайн-деятельности. С детьми проводились занятия, а параллельно велась работа с родителями (проводились консультации по организации занятий по детскому дизайну дома, а также объяснялась важность выполнения детьми домашних заданий и необходимость сохранения работ детей в целости).

По окончании формирующего эксперимента, мы провели контрольный эксперимент, целью которого было: выявить итоговый уровень развития изобразительного творчества у детей. Результат эксперимента показал серьезный прогресс в развитии уровня самостоятельности детей при выполнении заданий, работы детей стали более оригинальными и интересными, повысился интерес
к изобразительной деятельности, а к занятиям по дизайну особенно, дети стали использовать свои навыки дома и в саду в других видах деятельности.

Таким образом, результаты эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу и доказали, что старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами, а в результате занятий этой деятельностью повышается изобразительное творчество. В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, помогая друг другу, с помощью педагога, они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры.

Список литературы

1.
Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства// Художественное творчество: Сборник, 1982, С. 236-242.

2. Антонова С.И. Весь мир в букете//Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2003. - № 6. - С. 45.

3. Валиулина Е.А. Создаем развивающую среду своими руками. http://www.dou.ru/new/make_eviroment.shtml.

4.
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 1998. - 272 с.

5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 344 с.

6. Катханова Ю.Ф. Дизайн: Учебное пособие для младших школьников: ВЛАДОС, 1994. - 48 с.

7.
Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2. - С.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.